Союз предпринимателей и налогоплательщиков Грузии приступил сегодня к обсуждению целого ряда изменений и дополнений, вносимых по предложению правительства в проект нового налогового кодекса. Этот законодательный документ, призванный, с точки зрения кабинета министров, облегчить налоговое бремя предпринимателям и другим гражданам, породил множество возражений и противоречий. Дело в том, что приветствуемое снижение с прибыли процентов, предназначенных для пополнения бюджета, сопровождается вводимым одновременно налогом с имущества. Ведущие бизнесмены страны, обеспокоенные неопределенностью ситуации, пытаются вникнуть в суть изменений, инициированных властями, и понять, какими могут быть позитивные и негативные последствия нового кодекса. Министр экономики Каха Бендукидзе недавно удивил общественность, когда заявил, что Грузии понадобится не менее 60 лет, чтобы дойти до уровня Бельгии или Швейцарии. Правительство спешит и планирует в 2005 году возрастание доходных параметров бюджета еще на 250 миллионов лари, чему должен способствовать налоговый кодекс. Закон, как предусмотрено, будет принят парламентом в первом чтении в конце октября.

Как видит предстоящие процессы премьер-министр Зураб Жвания, и на каких лиц ориентирован вводимый налог с имущества в стране, с явно и зримо отличающимися социальными контрастами?

Имеются в виду, конечно, не те люди и семьи, которые нуждаются в средствах, а состоятельные лица, располагающие иными возможностями, - поясняет глава правительства. Речь идет, прежде всего, о людях, сооружающих для себя фешенебельные дома, разъезжающих в дорогостоящих комфортабельных автомобилях. О тех, чье имущество поражает воображение не только бедняков, но и относительно обеспеченных сограждан. Я считаю несправедливым, когда дома и автомобили различной стоимости облагаются одинаковым налогом. Для дешевых автомобилей, типа стареньких "фольксвагенов", должен быть введен льготный режим. Я хочу сказать также, что налог с имущества - это один из распространенных способов взимания во всем, можно сказать, мире. Он существует для содействия решению социальных проблем и известен как "налог солидарности" - законный и гуманный источник поступления средств в пользу обездоленной части общества. Хотя я понимаю, что действие налогового кодекса сопряжено со множеством нюансов. К примеру, это размеры налога в тех или иных случаях, определение стоимости имущества и т. д. Есть, скажем, и проблема, связанная с отсутствием в обществе такого слоя, как средний класс. Все это следует учитывать очень серьезно, чтобы избежать ошибок, новых проблем и выработать взаимоприемлемые решения. Именно поэтому правительство и проявляет особую заинтересованность в тщательном и пунктуальном обсуждении проекта налогового кодекса - с участием лиц, я имею в виду и предпринимателей, интересов которых он коснется не в последнюю очередь.

Но в парламенте и за его стенами оказалось немало возражающих, когда вы не так давно сделали первое заявление по поводу обновляемого кодекса...

Я крайне заинтересован в том, чтобы буря, поднятая в виде несправедливых и некомпетентных выпадов, улеглась как можно раньше, и чтобы разумные и ясные ответы с помощью парламентариев и бизнесменов последовали на каждый вопрос, даже самый болезненный из тех, которые нуждаются в объяснении. Надо понимать что принятию обновленного налогового кодекса сегодня придается особенное значение по целому ряду причин, и я верю что когда парламент его утвердит, это событие станет одним из самых важных для страны и ее экономики за последнее время.

Дело в том, что благодаря новому закону налог с зарплаты снижается вдвое, и соответственно у тех людей, которые наняты работодателями, денег при получении зарплаты окажется гораздо больше, чем оставалось прежде. Благодаря тем же более либеральным условиям взимания, у бизнесменов в целом будет оставаться с прибыли на десятки и сотни миллионов лари больше. Уверен, они понимают, что правительство отрезает с бюджетного пирога не в свою пользу - очень солидный кусок будет передан как предпринимателям, так и персоналу компаний. Делается это опять же для того, чтобы система облегченных налогов приносила стране больше пользы.

Каким будет примерный процент налога с имущества и от чего это зависит?

Это сказать пока трудно. Формальное наличие жилой площади ни о чем нет говорит. В сельской местности, бывает, люди живут в двухэтажных домах с давних пор, но там сегодня настолько тяжело с живой денежной массой, что им непросто будет платить и несколько лари. Все эти проблемы нуждаются в специальном углубленном обсуждении. Возникают и другие вопросы. Если правительство уступает несколько сот миллионов лари интересам бизнес-пространства, то каким образом будет формироваться бюджет следующего года? Тем более, что он должен составить целых 2 миллиарда 100 миллионов лари.

Когда вместе с министром финансов и экономики мы начинали работу над проектом нового налогового кодекса, то с самого начала понимали, что путь к облегчению налогового бремени будет связан с определенным риском для правительства и общества. Фактически получается, что мы заметно сокращаем площадь налогового пространства. Та база, с которой мы в этом году собрали, если представить теоретически, сто процентов, отныне сужается. Из-за ослабления налогового пресса мы не сможем планировать тот скачкообразный рост доходов в будущем году, который удался в году нынешнем, когда мы получили в госбюджет сумму, в два с половиной раза превышающую прежние показатели. Когда спрашивают, сколько, мол, поступило в казну средств, изъятых у арестованных коррумпированных лиц, то интерес к этому проявляется не случайно. Речь, однако, идет о сумме, которая составила около 100-120 миллионов лари. В семь раз больше мы получили за счет налоговых сборов, за счет пресечения контрабанды, поступавшей через Цхинвали и Эргнети (место оптового рынка, закрытого грузинской стороной. - ред.), через Красный мост, а также за счет изменившихся процессов в Аджарии. Сокращение контрабанды стало огромным подспорьем. А бензиновый бизнес, который на 50-60 процентов был прежде нелегальным? Огромные средства через коррупционную сеть уходили в теневую экономику - вместо того чтобы направляться в бюджет, а сейчас это бизнес легализован не менее чем на 90-95 процентов. То же самое можно сказать о табачном бизнесе, как и о любой продукции, ввозимой в страну или производимой у нас. Позитивные результаты стали следствием улучшения администрирования. Все, что терялось в виде взяток, исчезало в бесчисленных лабиринтах коррупции, сейчас направляется по иным, по настоящему целенаправленным, маршрутам. Иначе не удалось бы извлечь в пользу бюджета на один миллиард лари больше, чем это удавалось нам когда-либо прежде. Все эти возможности плюс определенный экономический рост, на который мы хотели бы рассчитывать, а также поступаемые из-за рубежа суммы в виде грантов, международные программы содействия и другие средства - помимо стараний налоговых служб, - все это, как мы надеемся, дадут те самые два миллиарда сто миллионов, которые запланированы.

Ваши оппоненты утверждают, что вводимые налоги с имущества приведут к бесконечным выяснениям происхождения самого имущества, и предприниматели окажутся в положении людей, которым надо постоянно оправдываться и что-то объяснять...

Это нелепица. Те, кто это говорит, хорошо осведомлены, что вместе с налоговым кодексом мы готовим и налоговую амнистию. Уже в ближайшие дни мы совместно с президентом завершим разработку ее тезисов. Те проблемы, которые беспокоили предпринимателей до 1 января 2004 года - я подчеркиваю эту дату, потому что проблемы были до того, как появилась новая власть, будут сняты полностью. Единая позиция руководства страны состоит в том, что возвращение народу части тех денег, которая была присвоена коррумпированными чиновниками в предыдущие годы, была необходимостью. Сегодня каждый бизнесмен должен быть уверен, что его никто преследовать не станет, и если он регулярно и честно будет платить все налоги, то никто не станет копаться в его жизни, вести следствие и создавать другие проблемы. Мы еще в апреле объявили, что одновременно с налоговым кодексом будет принят закон о легализации бизнеса. Это означает в частности, что если у предпринимателя возникнут какие-либо претензии к налоговой инспекции, таможенникам, финансовой полиции или минфину, он сможет обратиться в независимый арбитраж. Решение независимого арбитра, а это не народный судья и не госчиновник, а человек свободный от всяческого влияния, будет окончательным и обязательным для выполнения. И если арбитр придет к выводу, что бизнесмен прав, а министр финансов нет, то вопрос будет решаться в пользу бизнесмена. Я надеюсь, что меры принимаемые правительством сегодня, позволят стране постепенно выбраться из того кризисного состояния, в котором она находилась многие последние годы.