Обзор СМИ Республики Казахстан за 29 октября - 5 ноября

НАТО готово оказать помощь в создании казахстанского флота на Каспии. Казахстан: плюсы и минусы сотрудничества с НАТО. Визит главы МИД РФ: чего хочет Казахстан от России. Протоновая история: Россия не ожидала такой лояльности. Почему Узбекистан стал местом встречи ШОС. Казахстан - Сирия: сближение еще впереди. Moody's снизило рейтинги шести казахстанских банков. Девять месяцев: кабмин подвел итоги за 9 месяцев. Безработица, Трудовой кодекс, митинги.

Внешние связи

Сразу два визита состоялись на минувшей неделе в Казахстан. С одной стороны, республику посетил специальный представитель генсека НАТО по странам Центральной Азии и Кавказу Роберт Симмонс. В частности, шла речь о гуманитарной помощи, которую Казахстан оказывает Афганистану. С другой стороны, в Астане с визитом побывал министр иностранных дел России Сергей Лавров - на встречах обсуждалось сотрудничество РК и РФ. Причем, представитель генсека НАТО провел встречи с депутатом, членом комитета мажилиса парламента по международным делам, обороне и безопасности, бывшим министром обороны Сатом Токпакбаевым и вице-министром иностранных дел РК Ержаном Казыхановым, а глава российского внешнеполитического ведомства - в частности, с президентом Казахстана. Кроме того, СМИ освещают очередное заседание совета глав правительств государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в Ташкенте.

В Астане Роберт Симмонс провел ряд встреч, посвященных как военному, так и мирному сотрудничеству, сообщает "Экспресс-К". В ходе встречи представителя НАТО с мажилисменом Сатом Токпакбаевым, Симмонс отметил, что "ключевая область сотрудничества, в которой могут взаимодействовать Казахстан и НАТО, конечно же, военная". "Однако есть и мирные программы, в которых можно участвовать совместно. В частности, Симмонс заявил о важности решения афганского вопроса. НАТО, по его словам, намерено содействовать наращиванию собственных военных сил Афганистана, с тем чтобы государство могло самостоятельно разбираться со своими многочисленными проблемами". В свою очередь Токпакбаев заявил, что "Казахстан целиком и полностью поддерживает политику Хамида Карзая и намерен укреплять двустороннее сотрудничество".

Также, рассказывает "Литер", шла речь о казахстанском миротворческом подразделении "Казбриг", развитии гражданского чрезвычайного планирования путем реализации совместных программ. Кроме того, НАТО готово помочь Казахстану в утилизации оружия 50-60-х годов выпуска. Как дополняют "Известия-Казахстан", "так как у него (НАТО - прим. ИА REGNUM) накопилось для этих целей даже "больше денег, чем планировалось". "В отношении же сотрудничества с Казахстаном Симмонс отметил, что военные учения и учения по линии МЧС, проводимые в Казахстане, являются хорошей базой для наращивания сотрудничества с НАТО... Также он оценил и успехи совместной программы IPAP, "которая является эффективной для развития отношений". Весной, по его заверению, будет проведен обзор итогов выполнения этой программы, а затем нужно "подумать о новом ее цикле, включить туда новые цели", - пишут "Известия-Казахстан".

В рамках визита Роберт Симмонс встретился также с вице-министром иностранных дел Казахстана Ержаном Казыхановым. При этом стороны обсудили возможности оказания поддержки в создании флота на Каспии, сообщает "Литер". Представитель НАТО подтвердил готовность альянса оказать помощь Казахстану в этом. "По словам спецпредставителя генсека НАТО, содействие в данном вопросе будет иметь консультативный характер. Роберт Симмонс отметил также, что альянс окажет помощь в планировании бюджета флота. Симмонс сообщил, что пока альянс готов оказать поддержку в создании пограничного флота на Каспии, сказав, что ранее Казахстан принял решение усилить морское подразделение пограничной службы, в частности, укрепить службу береговой охраны. Но подчеркнул, что в случае необходимости НАТО может оказать содействие и в создании военно-морского флота". В целом, на встрече в МИДе "стороны высоко оценили уровень диалога и взаимодействия в рамках партнерства Казахстана с НАТО. Кроме того, было отмечено, что визит спецпредставителя НАТО послужит дальнейшему развитию партнерства между Казахстаном и Североатлантическим альянсом".

Первый заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Санат Кушкумбаев в "Литере" задается вопросом, "насколько сотрудничество Казахстана с Организацией Североатлантического договора будет согласовано с другими партнерами и странами региона, такими, как Иран, Китай, Россия". Сам автор публикации считает, что "в целом можно говорить только о сотрудничестве в рамках программ альянса, но не о расширении военного присутствия, поскольку есть несколько факторов, не способствующих этому". В этом свете политолог напоминает о недавнем присоединении Казахстана к международным договоренностям, "достигнутым на последнем саммите глав государств Прикаспийского региона в Тегеране, о том, что Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Иран, Россия будут решать проблемы, связанные с Каспием, на пятисторонней основе. Присутствие же каких-либо военнослужащих третьих стран вызывает раздражение, прежде всего в России и Иране. В настоящее время милитаризация Каспия, придание ему какой-то искусственной проблемности не в интересах Казахстана". Также Кушкумбаев напоминает о том, что Казахстан является членом ОДКБ, а эта организация конкурентна НАТО в ряде вопросов, таких как обеспечение региональной безопасности. "Сотрудничество с НАТО можно развивать в сфере новейших технологий, транспортировки энергоресурсов, укрепления стабильности и безопасности, и необязательно только лишь военными способами. Участие НАТО вполне допустимо с точки зрения участия в различных проектах и программах по стабилизации. НАТО же со своей стороны заинтересовано в участии Казахстана и других стран Центральной Азии в различных программах, в частности, оказания помощи Афганистану, противодействия наркотрафику и нелегальной миграции. И если говорить, например, о противодействии наркотрафику, то незачем в Прикаспийском регионе открывать военные базы. Так что в этих сферах Казахстан вполне готов к сотрудничеству".

В свою очередь, побывавший в Казахстане министр иностранных дел России Сергей Лавров "подтвердил все самые лучшие представления о российско-казахстанских отношениях", - считает "Экспресс-К". Издание отмечает, что нынешний визит главы российского МИДа в Казахстан - первый. "Визит пришелся на юбилей - 15 лет дипломатических отношений между нашими странами. Юбилей, в свою очередь, совпал с резким ростом цен на нефть в мире. Так что господину Лаврову было что обсуждать в Казахстане". Газета сообщает об основных темах, поднятых на встрече с Лаврова с президентом РК: "...Обсуждался ход выполнения договоренностей по сотрудничеству в топливно-энергетической сфере, включая и углеводороды, и атомную энергетику, а также взаимодействие в космической и гуманитарной сферах".

"Панорама", в свою очередь, подводя итоги визита Лаврова, делает вывод: "Астана и Москва убеждают, что движутся в одном направлении. Но, по-видимому, не всегда синхронно". Издание рассказывает, что по результатам встреч в Астане достигнута следующая договоренность: "МИДы России и Казахстана будут ежеквартально сверять ход выполнения договоренностей между руководителями двух стран, в первую очередь по реализации плана действий и документов, подписанных в Новосибирске 4 октября". Как сообщил СМИ Лавров, "МИДы двух стран будут "сверять и определять, где у нас есть продвижение вперед в соответствии со сроками, где присутствует отставание, и какие меры нужно предпринять, чтобы все выполнялось точно и своевременно". Кроме того, главы внешнеполитических ведомств двух стран подписали план сотрудничества на 2008 год. Во время встречи с Нурсултаном Назарбаевым был обсужден "ход выполнения договоренностей по партнерству в топливно-энергетической сфере, включая и углеводороды, и атомную энергетику. Отмечая схожесть подходов в вопросах развития энергетики, гость подчеркнул, что "не было еще случая, чтобы наши страны дали какой-либо фактический повод усомниться в них как в поставщиках углеводородов на европейский, азиатский и в целом мировой рынок". Более того, "все чаще и чаще Россия и Казахстан приходят к тому, чтобы совместно разрабатывать проекты в сфере энергетики, помимо прикаспийского газопровода - например, в атомной".

В свою очередь, глава внешнеполитического ведомства РК Марат Тажин... отметил, что срок подготовки соглашения о строительстве прикаспийского газопровода и о развитии газотранспортных сетей в Центральной Азии истек. "В связи с этим нам придется обратить внимание на необходимость активизации совместной работы в этом плане. Наши эксперты пока не определились по транспортировке и транзиту казахстанского газа, а также предоставлению стабильности налогового режима", - заметил он. Кроме того, казахстанская сторона просит РФ определить уполномоченную организацию для совместной разработки газоконденсатного месторождения Имашевское. С казахстанской стороны таковой стала нацкомпания "КазМунайГаз". Г-н Тажин сообщил, что Астаной сформирована межведомственная рабочая группа для выработки предложений по вопросу освоения месторождения". Также Тажин попросил российского коллегу "ускорить процесс рассмотрения государственными органами Российской Федерации проекта протокола о внесении поправок в межправительственный договор аренды комплекса "Байконур" от 10 декабря 1994 года. Кроме того, Астана хотела бы активизировать переговоры по включению своих космонавтов в российские космические экипажи".

"Бизнес и власть" акцентирует внимание на энергетическом сотрудничестве, в частности, на вопросе совместной разработки газоконденсатного месторождения Имашевское, поднятом казахстанской стороной. Аналитик ИК "БАРРЕЛЬ" Сергей Юров прокомментировал ситуацию так: "Сейчас политика России состоит в том, чтобы все ресурсы прибирать к государственным рукам. Так как договор по Имашевскому заключен между государствами, Россия вряд ли отдаст этот проект частной компании. Со стороны России, так же как и со стороны Казахстана, в проекте должна быть задействована госкомпания, и высока вероятность того, что в итоге после переговоров таковой станет Газпром". По словам аналитика, "сейчас у Газпрома просто не хватает времени, так как у него масса своих огромных проектов, в частности, Сахалин-2 и Штокман. Поэтому Россия и не форсирует события" по Имашевскому. Собеседник издания предположил: поскольку "процесс тянется почти 3 года", "...в ближайшее время вопрос разрешится".

Наряду с сообщением о продолжающейся подготовке к запуску ракеты "Протон" со спутником Sirius-4 на Байконуре казахстанские СМИ обращают внимание на отсутствие договоренности по компенсации ущерба после падения "Протона".

"...Космические торги на высшем уровне продлятся до 1 декабря. Аким Карагандинской области от лица своего региона выставил счет на 7 миллиардов тенге. МЧС насчитало 9 миллиардов. Россияне обещали подумать - и тут же выторговали разрешение на очередной запуск "Протона". А мы разрешили. С одним лишь условием: перенести дату запуска, чтобы не портить нам государственный праздник. Такой лояльности от нас не ожидали даже сами россияне. Они-то готовились к трудным и затяжным переговорам, к непоколебимой позиции Казахстана", - так описывает сложившуюся ситуацию "Караван".

Между тем, по мнению издания, "после падения "Днепра" летом прошлого года и нынешней аварии "Протона" у казахстанского правительства на руках были все козыри": "Международные эксперты полагали, что Астана использует ситуацию, чтобы получить от России все - и большие деньги, и ужесточение требований к безопасности полетов. Предсказывали, что встанет вопрос о пересмотре условий аренды космодрома Байконур. Казахстан имел все основания объявить запрет на запуск ракет. У России "горел" план - мораторий ставил под угрозу оплаченные заказы на коммерческие запуски "Протона". И при таком выгодном раскладе мы неожиданно бросили карты на стол...". Газета приводит и мнение казахстанского депутата Рауана Шаекина, который считает, что разрешение на новый запуск нельзя было давать, пока остаются нерешенными основные вопросы. Газета рассказывает об одой депутатской инициативе, результатом которой "стал целый пакет предложений из 300 пунктов" по урегулированию и недопущению подобных ситуаций. "В частности, предлагалось создать систему расчетов, благодаря которым ракета ни при каких условиях не могла приближаться на опасное расстояние к населенным пунктам, установить на особо опасных деталях ракеты радиомаяки, которые облегчали бы поиск фрагментов при аварии. Предлагалось издать карты траекторий падения ступеней, сделать эту информацию доступной для самого отдаленного села, чтобы люди не приближались к опасным зонам и не водили туда скот". А самое главное, по словам депутата Шаекина, была предложена четкая единая методика для подсчета нанесенного ущерба и выплаты компенсации населению. "Если бы к нам прислушались, мы бы сегодня не торговались за каждую копейку с Россией", - убежден парламентарий.

"Литер" рассказывает об очередном заседании совета глав правительств государств - членов ШОС в Ташкенте. "Как и предполагалось, главным ньюсмейкером заседания стал российский премьер Виктор Зубков. В столице Узбекистана он предложил ускорить создание энергетического клуба ШОС, что, по его мнению, способствовало бы развитию сотрудничества стран организации в сфере энергетики". Правда, отмечает газета, "не совсем в унисон Зубкову премьер-министр Казахстана Карим Масимов призвал страны ШОС включиться в обсуждение проекта азиатской энергетической стратегии, разработанной правительством нашей республики. По его мнению, в перспективе это могло бы привести к формированию общего рынка энергоресурсов этих стран. Казахстанский премьер в очередной раз затронул вопросы транспортного коридора Западный Китай - Западная Европа, который позволит возродить Великий шелковый путь". В свою очередь "Россия выступила еще с целым рядом инициатив. В частности, Виктор Зубков предложил развивать инвестиционное сотрудничество в рамках организации, обратил внимание на преимущества, которые могут получить страны-участницы от взаимопомощи в таможенных делах. В качестве своего вклада в этом направлении Москва предложила использовать научно-практический потенциал Российской таможенной академии. Кроме того, Россия готова к сотрудничеству в области чрезвычайного реагирования. На что премьер-министр Казахстана заявил о готовности нашей страны разместить центр ШОС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на своей территории, обосновывая такую "прописку" более удобным географическим расположением Казахстана".

"Казахстанская правда" сообщает: "По итогам саммита подписано многостороннее соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, призванное упростить процедуры оформления товаров, решения СГП об отчете Секретариата ШОС и квалификационных требованиях к его должностным лицам, о финансовом отчете по исполнению бюджета за 2006 год и о бюджете на год предстоящий, а также совместное коммюнике премьер-министров".

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев в "Литере" меж тем отмечает, что "Узбекистан не зря был выбран местом для встречи глав правительств стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества. Так как именно Узбекистан по многим вопросам, особенно когда речь идет об экономической кооперации в Центральной Азии, обычно занимает особую позицию".

"Из-за того, что Узбекистан закрылся от соседей, как и Туркменистан, и более того, ограничил сферу приграничной торговли, начались серьезные трения с некоторыми государствами. И когда речь идет о создании единого таможенного пространства в Центральной Азии в рамках ШОС, то понятно, что в данной ситуации все упирается в позицию этих стран". Кроме того, пишет Сатпаев, "неудивительно, что встреча глав государств в рамках ШОС в Ташкенте посвящена именно экономическим вопросам, а не региональной безопасности. Китайцы, которые играют в этой организации первую скрипку, осознав, что организация заходит в тупик, предложили два года назад новую концепцию "двух колес", где первое колесо - безопасность, второе - экономика. Поскольку ШОС воспринимают как организацию, которая может решить только вопросы безопасности, то сейчас Китай хочет сделать акцент именно на экономических проектах, а без Узбекистана, как, впрочем, и без Казахстана, их не реализовать. Вместе с тем надо понимать, что без активного экономического содействия ни одна из центральноазиатских стран не сможет стать конкурентоспособной". При этом политолог полагает, что подписание главами правительств ташкентского коммюнике "еще ни о чем не говорит, это просто декларация того, что Узбекистан готов поменять свою политику в данной сфере. В этом заинтересованы многие страны - и Китай, и Россия, и Казахстан, которые стараются создать в регионе полноценное региональное взаимодействие". Эксперт полагает, что принятые главами правительств решения в таможенной сфере также "будут далеки от достигнутых в рамках ЕврАзЭС, где были сделаны уже определенные шаги".

В начале текущей недели состоялся государственный визит Нурсултана Назарбаева в Сирию. "Казахстанская правда" рассказывает, что "церемония встречи Нурсултана Абишевича в Дамаске оказалась по-восточному красочной и пышной, как, впрочем, и сам прием, который устроил в честь высокого гостя Президент Сирийской Арабской Республики Башар Хафез аль-Асад". В то же время газета констатирует: "Прогресс сближения еще впереди в экономической сфере": "судя по данным официальной статистики, в прошлом году казахстанско-сирийский товарооборот составил всего 16,8 миллиона долларов. Причем основная сумма - 16 миллионов - пришлась на экспорт из Казахстана. Есть определенная динамика в двусторонних торговых отношениях: за девять месяцев нынешнего года объем товарооборота уже достиг 19,5 миллиона долларов. Между тем возможностей для активизации экономических контактов... имеется немало".

В числе перспективных сфер экономического сотрудничества "Казправда" называет приход "казахстанских финансистов и предпринимателей в Адру - расположенный в тридцати километрах от Дамаска новый индустриальный центр, где в настоящее время благодаря налоговым и таможенным льготам быстрыми темпами возводится ряд крупных заводов и фабрик". Кроме того, продолжает издание, "Сирия для Казахстана может стать еще одними широко открытыми "воротами" на арабский рынок. Ведь это государство является членом специальной экономической зоны, куда помимо него входят еще 17 стран региона, для которых действует система налоговых льгот. И значит, налицо экономическая выгода при экспорте товаров".

Появлению новых связей, в числе прочего, должна способствовать и идея создания в двух государствах специальных центров, в которых бы предприниматели могли выставлять свою продукцию, проводить семинары, обмениваться опытом работы, заключать взаимовыгодные контракты. Поэтому Назарбаев пригласил представителей деловых и финансовых кругов Сирии побывать в Казахстане с визитом, дабы они на месте ознакомились с условиями, которые готовы создать для сирийцев казахстанские власти. По итогам переговоров первого дня визита стороны подписали два документа: "Один из них касается налаживания взаимовыгодного сотрудничества в области сельского хозяйства. Другой - направлен на установление партнерских отношений между двумя столицами - Астаной и Дамаском". Как отмечает газета, "особую актуальность для Сирии в последнее десятилетие приобрел вопрос энергетической независимости. И в этой связи, отмечают казахстанские специалисты, для САР может оказаться крайне выгодным участие Казахстана в развитии новых проектов в электроэнергетической отрасли и нефтегазовом секторе, в том числе строительстве газопроводов". Что касается переговоров руководителей двух государств, "важная часть состоявшейся вчера беседы Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева и Президента Сирии Башара Хафеза аль-Асада была отведена международной проблематике, и в первую очередь возможностям стабилизации и укрепления мира на Ближнем Востоке", "большую роль в данном контексте могли бы сыграть международные структуры, в том числе инициированное Казахстаном Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии и Организация "Исламская конференция".

Экономикс

На минувшей неделе еще одно международное рейтинговое агентство Moody's понизило рейтинги нескольких крупнейших, в том числе системообразующих, казахстанских банков. Так, Moody's понизило рейтинги и прогнозы рейтингов шести крупнейших казахстанских коммерческих банков: Казкоммерцбанка, Банка ТуранАлем, Народного банка, Альянс банка, Банка ЦентрКредит и Темирбанка. Банки на данный шаг отреагировали по-разному.

В частности, "Литер" ссылается на мнение казахстанских банкиров, которые считают, что "это произошло без всяких на то оснований". Как пишет газета, "их утверждения подтверждают и официальные данные. За последние два месяца, помимо наличия собственных возможностей по выплате внешних долгов, банки получили еще и ощутимую поддержку со стороны государства. Тем не менее рейтинги были снижены фактически уже после реального снижения ликвидности. Таким образом, недостаточно качественно проведенная работа по оценке банковского сектора Казахстана со стороны агентства так или иначе в ближайшей перспективе может обернуться дополнительными проблемами для банков второго уровня республики". В самих банках, например, Альянс Банке снижение рейтинга во многом связывают "с продолжающимся ухудшением ситуации на мировых рынках капитала. Что, в свою очередь, влияет на способность казахстанских банков привлекать фондирование на внешних рынках и, как результат, приведет к замедлению темпов роста активов и кредитования банков. Это может лишь повлиять на расширение спредов по торгуемым облигациям банка и вызвать какое-то снижение котировок по акциям". В Казкоммерцбанке оценку Moody's называют предвзятой и не имеющей объективных предпосылок: "Текущая ситуация, сложившаяся на мировом финансовом рынке, безусловно, приведет к замедлению роста отечественной банковской системы, - считает управляющий директор БТА Рахим Кадыров. - Однако действия рейтинговых агентств являются запоздалыми и не вполне объективными. Реально вопросы ликвидности в банковской системе возникали два месяца назад".

Тем временем международное рейтинговое агентство Standard & Poor's на прошлой неделе заявило, что в ближайшее время не намерено пересматривать прогнозы рейтингов казахстанских коммерческих банков, подавляющее большинство которых имеют прогноз по рейтингам "стабильный", на "позитивный" - в связи с непростой ситуацией, как на внутреннем, так и на внешнем финансовых рынках.

"Бизнес и власть", констатируя данный факт, вместе с тем обращает внимание на то, что в интервью изданию заместитель директора в группе "Финансовые институты" агентства Екатерина Трофимова "призналась, что дальнейшее развитие рейтингов банков будет зависеть от того, какие выводы регуляторы и сами фининституты сделают из текущего периода напряженности и как пересмотрят принципы своей работы". По ее мнению, "ряд мер, предлагаемых в Казахстане для поддержания стабильности в банковском сфере, вызвали неоднозначную реакцию в банковском сообществе, и их механизмы и принципы еще не до конца проработаны. Несмотря на заявления о поддержке банковского сектора и даже предпринимаемые в этом направлении шаги, стоит признать, что не существовало четкой программы действий по управлению сложившейся ситуацией, и это только добавило напряженности и неразберихи". По словам Трофимовой, S&P давно отмечал, что "в Казахстане на уровне правительства, регулирующих органов отсутствует план действий в периоды напряженности в финансовом секторе. У казахстанских банков достаточный запас прочности, чтобы справиться с текущей напряженностью, однако можно было бы избежать многих острых моментов последних месяцев".

"Панорама", в свою очередь, сообщает о том, что рейтинговое агентство Standard & Poors вывело рейтинги казахстанских национальных компаний из списков рейтингов, находящихся на пересмотре. При этом "реакцией агентства по отношению к национальным компаниям стало... не просто механическое снижение рейтингов на одну ступень, а продолжение выстраивания определенной рейтинговой иерархии нацкомпаний. Так, КМГ имеет теперь рейтинг "ВВВ-" - всего на одну ступень ниже суверенного. Это решение, однако, было сопровождено комментарием, который вряд ли можно считать комплиментарным. По оценкам аналитиков агентства, это решение отражает проводимую правительством Казахстана политику "ресурсного национализма" и "вмешательства государства в нефтегазовую отрасль". Что касается "дочек" компании, то на них привилегии разницы в одну ступень с суверенным рейтингом не были распространены. И имеющая лондонский листинг и выполняющая соответствующие требования, связанные с транспарентностью, "РД КМГ", и "КазТрансОйл" получили оценку ВВ+. Еще на одну ступень ниже был оценен "КазТрансГаз". При этом оценки рисков, связанные с управлением тбилисскими газовыми сетями, судя по всему, не были главными в этом решении, хотя неблагоприятный режим установления тарифов на газ и электроэнергию в Казахстане и Грузии был упомянут в числе рисков. Стратегическими рисками также названы возможность уменьшения транзита газа из Туркменистана и Узбекистана, возможность строительства газопровода в обход Казахстана (выглядящая, правда, уж слишком гипотетически для влияния на текущие рейтинги компании), а также сильная зависимость от российского "Газпрома", оцениваемого агентством на уровне ВВВ".

На очередном заседании правительства, тем временем, говорили о том, "как страна жила и развивалась три квартала текущего года", - сообщает "Панорама". И как отмечает газета, "обсуждение вопроса не заняло много времени: мероприятие длилось меньше часа". Министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов, "озвучивая итоговые показатели, подчеркнул, что действия правительства, как планомерные, так и экстренные, ведут к желаемому результату - стабильному развитию и планомерному росту экономики. По его мнению, "традиционно осторожный подход при определении предыдущих прогнозов позволяет говорить о сохранении показателей темпов роста экономики на следующий год".

По данным кабмина, за 9 месяцев этого года рост ВВП составил 10,1%, что "было обеспечено высокой инвестиционной активностью предприятий, увеличением потребления и экспорта". Инвестиции в основной капитал выросли на 11,9%. Основную часть инвестиций - 85,4% - составили средства частного сектора и иностранных предприятий, доля государственного сектора - 14,6%. "Наиболее быстрыми в развитии, по словам министра, стали такие отрасли, как строительство, финансовые услуги, услуги транспорта и связи, торговля. Так, строительная отрасль и финансовый сектор обеспечили, по сделанным оценкам, 45,2% прироста ВВП, тогда как в прошлом году их доля равнялась 37,5%. Объем продукции сельского хозяйства увеличился на 8,1%. Отечественный рынок труда, отметил г-н Султанов, характеризуется дальнейшим снижением уровня безработицы и ростом заработной платы... Средняя заработная плата за 8 месяцев по республике составила свыше Т50 тысяч, или более $400. В реальном выражении зарплата повысилась почти на 20%. Курс тенге по отношению к доллару США укрепился в номинальном выражении на 4,8%". Между тем существуют и негативные моменты. В частности, "фактические показатели цен превышают прогнозные. Уровень инфляции в сентябре 2007 года по сравнению с декабрем 2006 года составил 8,6%, что на 2,7% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в сентябре уровень инфляции в годовом выражении достиг 11,2%". Как рассказывает издание, "...основными факторами, определяющими повышение уровня инфляции, являются, по версии Кабмина, высокий рост внутреннего спроса, в том числе за счет значительного роста бюджетных расходов в текущем году, а также внешние факторы - такие как приток иностранной валюты и рост мировых цен на сырьевые товары, импорт инфляции. Кроме того, повлияли недостаточный уровень конкуренции, работы в регионах по отслеживанию ситуации на товарных рынках и устранению многочисленных посредников при реализации товаров".

"Новое поколение" рассказывает об отчете правительства по освоению бюджетных средств за девять месяцев текущего года. "Расход из главной копилки страны без учета погашения займов составил 1 триллион 769 миллиардов тенге. Неосвоенной осталась сумма в размере 52,2 миллиарда тенге". При этом "в тройке лидеров по неосвоению бюджетных средств числятся Министерство энергетики и минеральных ресурсов (5,9 миллиарда тенге), Министерство обороны (5,3 миллиарда тенге) и Министерство туризма и спорта (4,4 миллиарда тенге). Еще месяц назад Минтуризма занимало первое место, следом шли ЦИК и МЧС". Со своей стороны причиной недоосвоения бюджетных средств "НП" видит в отсутствии наказания: "А причина всей финансовой неразберихи проста. До сих пор ни один уличенный в махинациях недобросовестный администратор бюджетных программ не был привлечен к ответственности. В лучшем случае, пожурят и забудут".

Социальная политика

"Мегаполис" обращает внимание на уровень безработицы, который за 9 месяцев текущего года в Казахстане удалось снизить с 7,5 до 7% и уменьшить производственный травматизм на 8,7%. "Но несмотря на некоторые положительные сдвиги, большинство социальных проблем так и не нашло своего решения, а некоторые лишь усугубились ежедневно растущей инфляцией. Вдобавок, недавно принятый Трудовой кодекс, на который уповали казахстанцы, так и не смог заработать в полную силу". По официальным данным, численность зарегистрированных безработных в Казахстане составляет 630 тысяч человек. Однако, помимо них головной болью для министерства труда и соцзащиты "остается 1 млн 400 тысяч самозанятых граждан, которые производят налоговые отчисления, но так и не стали участниками Пенсионной системы. Большой проблемой остается и соблюдение норм безопасности труда. Каждое второе предприятие республики нарушает их с завидной периодичностью, при этом просто откупаясь от ревизоров". Как отмечает издание, "в остальном же, по мнению министра, социальная защита населения год от года становится лучше. Потихоньку снижается число граждан, живущих за чертой бедности". Между тем, общественные объединения опровергают некоторые официальные данные, в частности, что число самозанятых казахстанцев всего 1 млн 400 тысяч человек. "Они сообщили, что их, как минимум, вдвое больше". Председатель Федерации профсоюзов Сиязбек Мукашев вообще "усомнился, что статистика занятости в полной мере отражает реальный уровень безработицы и потребовал законодательно определить само понятие самозанятых граждан, а после через разрабатываемую государственную программу обеспечить их рабочими местами, социальными гарантиями и правами в области труда". Но больше всего, пишет газета, "депутатов беспокоит исполнение нового Трудового кодекса республики. Во время его обсуждения уполномоченные министерства убеждали народных избранников, что в условиях рынка вся ответственность должна ложиться на работодателей и партнерские соглашения. В итоге в новом кодексе решение многих задач было сориентировано на заключение отраслевых соглашений и коллективные договоры и так остались на бумаге. По итогам 9 месяцев лишь 10% предприятий заключили коллективные договоры, и десятки положений кодекса просто летят в тартарары. В таких крупных отраслях, как нефтегазовая и строительная, где больше всего работающих, отраслевые соглашения вообще не заключаются".

"Новое поколение" тоже обращает внимание на то, что "недовольство оплатой и условиями труда в Казахстане приблизилось к крайним пределам". "Тому свидетельство - недавние стихийные забастовки строителей в Алма-Ате". К тому же, "...новый Трудовой кодекс пока остается набором красивых фраз для трудящихся. А в профсоюзы, которые могли бы предотвратить конфликты, уже никто не верит". Издание задается вопросом, почему не работает Трудовой кодекс, "который так долго принимали и обсуждали на всех уровнях, и кто может реально озвучить нужды трудового народа, чтобы не доводить дело до конфликта". На этом фоне и "профсоюзы сегодня не пользуются популярностью в среде трудящихся. Отсюда - нет цивилизованного диалога между представителями рабочих и работодателями. Вот и получается, что народ выходит на стихийные митинги протеста -только так люди надеются привлечь внимание к своим нуждам, к тем нарушениям трудового законодательства, которые происходят повсеместно".

Тем временем "Панорама" рассказывает о несанкционированной акции протеста работников крупной в Казахстане строительной компании "Куат", которая состоялась на прошлой неделе возле резиденции президента страны "Ак орды": "Порядка трех часов провели на улице возле столичной резиденции президента "Ак орда" работники строительной компании "Куат". Люди, по разным оценкам от 100 до 300 человек, в основном женщины, около часа перекрывали дорогу к резиденции главы государства. После прибытия представителей власти еще около 1,5 часа, но уже на обочине, продолжались переговоры. Основная претензия рабочих - три месяца они не получают зарплату. На месте проведения несанкционированной акции протеста побывали сотрудники Министерства труда и социальной защиты населения, акимата Астаны, прокуратуры, полиции. Никто из участников не был задержан, несмотря на то, что разрешения на митинг не выдавалось". Прибывшие на место руководящие лица компании "в присутствии представителей органов власти и журналистов" пообещали "до конца дня разобраться в сложившейся ситуации и погасить задолженность по зарплате. Кроме того, представители Министерства труда пообещали создать специальную рабочую группу для проверки финансовой деятельности компании. Столичный акимат также пообещал следить за ситуацией".

"Кризис на отечественном рынке недвижимости породил массу проблем, - констатирует "Новое поколение". - И хотя правительство заявляет, что урегулировало ситуацию, изыскав немалые средства для строительных компаний, "эхо" кризиса раздается до сих пор". Как отмечает издание, "...это не первый митинг рабочих строительных компаний в Астане в этом году. Так, в марте на улицы города вышли рабочие ТОО "Алкиншат". Причиной послужила задержка заработной платы на два месяца. В мае два дня бастовали около 150 строителей компании "Хайвил". Они требовали повысить им зарплату и создать нормальные условия труда. Проверка показала, что факты, изложенные в их требованиях, частично подтвердились. С такими же условиями выступали на Старой площади Астаны свыше 100 работников фирмы "Мабетекс". Рассуждая о возможном резонансе происходящего, "НП" считает, что подобные факты могут "значительно подпортить имидж Астаны, как города будущего, самой амбициозной стройплощадки СНГ. И некоторые здания даже могут снискать славу Великой Китайской стены, построенной в буквальном смысле на костях рабочих". Помимо этого, "у нынешней ситуации еще одна сторона". "Для урегулирования финансового кризиса, как известно, казахстанским банкам выделено из Нацфонда 4 миллиарда долларов. Не надо объяснять, сколь тесная взаимосвязь существует между банками и строительными компаниями. Но не первым ли делом боссы за счет этих денег должны были расплатиться с рабочими? Не для того ли и задумана была эта "поддержка", чтобы избежать возможных социальных потрясений?".