1 октября в Екатеринбурге, в ходе встречи президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева с политической и бизнес-элитой Уральского федерального округа, был подписан Меморандум "О сотрудничестве ОАО "РЖД" с субъектами Российской Федерации, находящихся в пределах УрФО". От имени округа этот документ подписал полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев, от Челябинской области - первый вице-губернатор Владимир Дятлов, от Курганской - заместитель губернатора Иван Евгенов.

Как отметил в своем выступлении Петр Латышев, в меморандуме поставлены "конкретные задачи, над которыми мы будем работать совместно. Их решение открывает целый ряд перспектив для округа. Этот документ закладывает политическую и практическую основу нашей совместной работы на длительный период". В свою очередь, президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев также подчеркнул, что "значение меморандума трудно переоценить. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Свердловской ЖД, стороны будут участвовать в проекте на взаимовыгодных условиях. Совместными усилиями нам удастся соединить железной дорогой Надым и Идель, усилить второй транспортный коридор, проходящий по территории округа, рационально организовать пригородные перевозки".

Меморандум - это своего рода протокол о намерениях; в нем заинтересованные стороны отразили свое желание развивать сотрудничество. Вскоре он будет развит прямыми контрактами с каждым конкретным регионом. В Челябинской области соответствующие документы будут направлены на реализацию проектов, в которых будут задействованы многие предприятия региона, а также на увеличение грузопотока по Южно-Уральской магистрали.

По словам первого вице-губернатора Челябинской области Владимира Дятлова, сегодня между дорогой и областью "сложились очень тесные контакты, очень выгодное обеим сторонам сотрудничество". ЮУЖД является крупнейшим грузоперевозчиком региона. В прошлом году дорога перевезла 48 млн. тонн грузов для предприятий области, или 87 процентов от общего объема грузоперевозок предприятий. В этом году объемы перевозок, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уже превышены на 12,5 процента. Магистраль является крупным работодателем - здесь работают 43 тысячи жителей области. ЮУЖД входит в число самых крупных налогоплательщиков: в прошлом году в консолидированный бюджет Челябинской области от магистрали поступило свыше 2 миллиардов рублей. За восемь месяцев этого года уже поступили 1 миллиард 198 миллионов рублей.

Совместные планы по развитию сотрудничества между Челябинской областью и магистралью ежегодно закрепляются специальными соглашениями. Сегодня уже подписано соглашение на 2005 год. В нем определены четыре основных направления сотрудничества. Во-первых, это работа по увеличению поставок продукции предприятий области для нужд "РЖД". В прошлом году их объем составил 4,6 млрд. рублей. На этот год запланированы поставки уже в объеме 5,5 млрд. рублей. И, как подчеркнул первый вице-губернатор, "мы ставим совместную задачу до 2010 года удвоить эту цифру". Благо, все предпосылки к этому есть. Так, по результатам встреч с руководством "РЖД" целый ряд предприятий области уже заключили соглашения с "Российскими железными дорогами" по конкретным направлениям. Например, соглашением между "ММК" и "РЖД" предусмотрено обоюдное сдерживание цен и тарифов на металлопродукцию и железнодорожные перевозки.

В августе этого года заключено соглашение между акционерным обществом "Электромашина" и ОАО "Российские железные дороги" по разработке, производству и внедрению новых образцов электроаппаратуры для электровозов постоянного и переменного тока, в том числе нового поколения. Вдвое увеличились объемы поставок в адрес железной дороги осей для подвижного состава, которые выпускает акционерное общество "Уральская кузница". В проекте - переход к выпуску чистовых осей и заготовка зубчатых колес для колесных пар. В настоящее время продукция "Уральской кузницы" уже проходит сертификацию в компании "Российские железные дороги". Отремонтированные на Златоустовском ремонтно-механическом заводе вагонные замедлители устанавливают уже не только на ЮУЖД, но и на других дорогах России. Немало положительных примеров есть и на других предприятиях.

Второе направление - сотрудничество по реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры. Так, открыт после реконструкции железнодорожный вокзал в Челябинске. Область профинансировала строительство в объеме 37 процентов от общей стоимости. Возведен при помощи областного бюджета и вокзал в городе Кыштыме. Летом этого года подписано соглашение между ОАО "Российские железные дороги", правительством Челябинской области и администрацией города Челябинска о взаимодействии при реконструкции пригородной зоны вокзала станции Челябинск-Главный.

Третье направление - создание совместной пригородной компании. Бизнес-план по этому направлению уже подписан. Челябинская область также продолжает компенсировать убытки от перевозки пассажиров в пригородном направлении. В этом году на данные цели израсходовано 205,8 миллиона рублей. Бизнес-план, разработанный Челябинской областью и дорогой, предусматривает переход к безубыточности пригородных перевозок.

Четвертое направление - в рамках развития внутриобластной кооперации организовать модульную сборку магистральных грузовых электровозов постоянного тока на Челябинском электровозоремонтном заводе.

Соглашение между "РЖД" и правительством Челябинской области по реализации данного проекта прошло согласование с обеих сторон и готово к подписанию. Создана рабочая группа по формированию заказа и отбору поставщиков для участия в программе. Разработана технологическая схема организации модульной сборки электровоза конкретными предприятиями области. На сегодняшний день уже приступили к освоению изготовления модулей по существующей технической документации на электровоз ВЛ10 Челябинский завод металлоконструкций - он изготавливает рамы тележки, ЧТЗ-УралТРАК - рамы кузова, завод "Анкер" - металлический кузов, ОАО "Электромашина" - комплект электроаппаратуры для электровозов. В планах Челябинского электровозоремонтного завода на 2005 год - модернизация 124 электровозов. А за три года последующие года предусмотрено увеличить их число до 222-х и параллельно освоить выпуск электровозов нового поколения. Предполагается, что уже в ближайшее время компания "Российские железные дороги" начнет финансирование проекта.

Меморандум, подписанный в Екатеринбурге, дает надежду на то, что в ближайшее время количество совместных проектов, от которых выиграют все партнеры, будет возрастать.