В Чебоксарах продолжает работу Всероссийских съезд врачей общей практики (семейных врачей). Второй день делегаты - врачи и медицинские чиновники практически из всех регионов России - обсуждают вопросы реформирования здравоохранения и становления системы оказания первичной медико-санитарной помощи по принципу общей врачебной практики. В рамках пленарных заседаний участники съезда обсудили вопросы развития семейной медицины в России и Чувашии, модели финансирования общих практик и формирования тарифов на медицинские услуги, а также организации обслуживания различных категорий граждан в первичном звене.

На секционном заседании под председательством заместителя министра здравоохранения и социального развития России Владимира Стародубова руководители региональных органов управления здравоохранением обсудили модернизацию системы здравоохранения страны, в частности, совершенствование организации медицинской помощи населению, реформирование системы обязательного медицинского страхования и законодательное оформление государственных гарантий медицинской помощи, новые организационно-правовые формы государственных и муниципальных медицинских организаций.

О некоторых аспектах обсуждения Владимир Стародубов рассказал журналистам республиканских средств массовой информации. Комментируя вопрос о финансировании здравоохранения, заместитель министра объяснил, что на заседании ставилась задача определить и признать тот объем медицинской помощи, которое государство может сегодня гарантировать населению. "Если мы хотим повысить этот уровень медицинской помощи, мы должны вложить туда определенные средства. И это касается федерального бюджета в 2005 году - впервые с начала 90-х годов здравоохранению выделяется реально 60 млрд. рублей. Это сумма для здравоохранения беспрецедентная, - сказал Владимир Стародубов. - И если мы решим проблемы, связанные, в первую очередь, с финансовым наполнением системы обязательного медицинского страхования, то у нас есть шанс дать населению те весомые гарантии, которые на сегодняшний день декларированы".

По словам Владимира Стародубова, около половины посещений врача пациентами связаны с выпиской рецептов. Люди, особенно льготные категории населения, приходят для того, чтобы получить лекарства для дальнейшего лечения. Более того, сложилась ситуация, когда люди идут в стационар для того, чтобы получить бесплатные медикаменты. Пересматривая систему финансирования, государство хочет разгрузить стационары, чтобы они обслуживали людей, которым действительно необходима бесплатная медицинская помощь, а также дать возможность людям пожилого и старческого возраста проходить лечение дома под наблюдением врача.

Журналистов интересовали и вопросы оплаты труда семейного врача. Как сказал Владимир Стародубов, есть разные варианты решения проблемы на региональном уровне. В Чувашии, например, существуют контрактные взаимоотношения в системе оказания медицинской помощи через привлечение врача общей практики. По словам заместителя министра, проблема упирается даже не в единую тарифную сетку, а в фонд оплаты труда, который дается на ту или иную организацию и который основывается на единой тарифной сетке. "Когда мы говорим об изменении организационно-правовых форм, мы хотим дать больше самостоятельности руководителям учреждений здравоохранения, чтобы у них были возможности адекватно оплачивать труд. Особенно врачей, оказывающих первичную медицинскую помощь - будь то врач общей практики, участковый терапевт или педиатр. И если мы не привлечем деньги, то окажемся в рамках той же структуры, которая жестко регламентирует возможности оплаты труда врачей", - подчеркнул Владимир Стародубов.

Врач общей практики, как бы его не называли, это врач первичного контакта. Задача его оказать максимально возможную помощь, которую он умеет оказывать, и должен оказывать. В России многие больные получают первичную помощь от узкого специалиста, а от него попадает в стационар, при этом участковый врач выступает в роли диспетчера. Необходимо, чтобы врач тех больных, которых он знает лучше, чем кто- либо, оставлял у себя и лечил их, отметил заместитель министра: "Врач общей практики лучше всего знает семью, которую он лечит. Он должен работать с этой семьей постоянно. Не один или два месяца, а 2-3 года минимум, чтобы знать особенности протекания болезни у тех или иных членов семьи. К такому врачу предъявляются другие требования, другое отношение к пациенту. Он должен знать своего больного и относиться к нему так, будто это член его семьи. Человек должен быть подготовлен к этой профессии. Не каждый врач способен на это. Отбор врачей, подготовка их к возможности работать в этой профессии, - это требует больших, наверное, усилий, чем те экономические стимулы, которые мы можем создать", отметил Владимир Стародубов в комментарии корреспонденту ИА REGNUM.

По официальной статистике в России в системе общей практики работают 3100 врачей. Участковых терапевтов чуть больше 28 тысяч. Для того, чтобы полостью перейти на эту систему, что вовсе не является самоцелью, российскому здравоохранению нужно около 45 тысяч врачей первичного контакта, которые работают с взрослым населением. Цена вопроса подготовки врачей общей практики и организации их работы весьма высока, поэтому и решается он эволюционно. Врачей, которые умеют работать в этой системе, нужно подготовить, оснастить их рабочие места и создать экономическую мотивацию, чтобы человек в этой системе работал. Эксперты отмечают, что подготовка врачей в России нуждается в совершенствовании. 2-3-летняя подготовка и работа в системе общей практики позволяет молодым врачам учиться не на своих, а на чужих ошибках, а потом они смогут выйти и на узкую специализацию, и на самостоятельную деятельность. Как отметил заместитель министра, российские медицинские вузы готовят сегодня достаточно врачей. Проблема в том, что они не идут работать в медицинскую среду, а если и идут, то не в первичное звено. Работать по этой специальности не престижно, а механизм распределения отменен. Поэтому важно найти административные либо экономические стимулы для решения этой проблемы.

Владимир Стародубов сообщил журналистам, что государство не планирует ломать существующую систему поликлинического медицинского обслуживания населения, но в ней произойдут изменения. По словам заместителя министра, поликлиника в совокупности - с узкими специалистами, терапевтическими, лабораторными службами - сегодня, во многом, выполняет функции врача общей практики. "Надо сделать так, чтобы эти функции перешли к этому врачу, но не потерялись на этом этапе. А поликлиника может выполнять те консультативные функции, которые врач не может взять на себя. Я имею в виду концентрацию дорогостоящего оборудования, каких-то узких специалистов, тогда она найдет свое место", подчеркнул он.