Центральные СМИ

"Урожай на зависть".
(Парламентская газета. 29.09.04. А.Статейнов)

В Красноярском крае выращен как никогда хороший урожай зерновых. Помогла природа, но и сделано немало. Выделенные из краевого бюджета средства позволили своевременно провести необходимые агротехнические мероприятия и второй год получить наивысшую урожайность по Сибирскому федеральному округу.
Под урожай текущего года для сельскохозяйственных товаропроизводителей края за счет бюджета были приобретены протравители семян зерновых культур и гербициды, что позволило протравить 64 процента семян зерновых культур и обработать посевы гербицидами на 60 процентах посевной площади. На частичную компенсацию стоимости элитных семян сельскохозяйственных культур краевым бюджетом выделено 8 млн. рублей, что позволило товаропроизводителям обновить сорта на площади 52,6 тысячи гектаров.
В крае необходимо убрать 962,2 тысячи гектаров зерновых культур. Средняя урожайность - 23 центнера с гектара. Хлеба тяжелые, полеглые, поэтому уборка идет тяжело. Наиболее высокая урожайность ожидается на полях Назаровского и Ужурского районов. Если позволит погода, она должна составить не менее сорока пяти центнеров с гектара.


СМИ Красноярска

"Чиновники потянулись на Север".
("Московский комсомолец" - в Красноярске", 29.09.04)


В минувший понедельник Александр Хлопонин в агитационных целях посетил Норильск. В 2005 году планируется проведение референдума на предмет возвращения в край отпочковавшихся территорий.
Губернатор встретился с депутатами Таймырской окружной думы, депутатами городского собрания Дудинки, с представителями Ассоциации коренных и малочисленных народов Севера.
На встречах обсуждались вопросы межбюджетного взаимодействия и возможной перестройки властных структур. Сейчас существует несколько вариантов перспективной конфигурации власти. Один из них предусматривает создание Таймырского муниципального района в составе края. Другой - самостоятельное вхождение четырех ныне существующих на Таймыре районов. Какой именно будет концепция объединения, губернатор предоставил решить самим северянам. Представители власти Заполярья, естественно, поинтересовались, где будет столица, в Норильске или в Дудинке? Александр Геннадиевич ответил: решать им, но есть вариант разделения столичных полномочий между двумя городами. К примеру, органы исполнительной и законодательной власти будут находиться в Дудинке, а представительства органов федеральной власти - в Норильске.
На встрече присутствовали также губернатор ТАО Олег Бударгин и мэр Красноярска Петр Пимашков. Они в один голос выразили полную солидарность с Александром Хлопониным в вопросе объединения. Сославшись на то, что вместе будет легче, например, решить проблему ветхого жилья на Таймыре, подключив мощные строительные организации Красноярска.
В тот же день состоялось совместное заседание антитеррористической комиссии, в состав которой вошли силовики Красноярска, Норильска и Дудинки.


"Хлопонин на Таймыре".
("Красноярский рабочий", 29.09.04)

Губернатор Александр Хлопонин, как уже сообщал "Красноярский рабочий", совершил рабочую поездку в Таймырский автономный округ.
Глава края встретился с депутатами Таймырской окружной думы, депутатами городского собрания Дудинки, с представителями Ассоциации коренных и малочисленных народов Севера. На встречах обсуждались вопросы, касающиеся возможного объединения региона, в частности вопросы межбюджетного взаимодействия, возможной перестройки властных структур. Сегодня существует несколько вариантов конфигурации власти.
Например, один из них предусматривает создание Таймырского муниципального района в составе края. Другой вариант - самостоятельное вхождение четырёх ныне существующих на Таймыре районов в Красноярский край. "Сегодня сделаны расчёты по всем возможным вариантам объединения, - заявил губернатор северянам. - Изучайте их, считайте, анализируйте, сравнивайте, что для вас будет удобнее и правильнее. Ваше заключение и ляжет в основу формирования концепции объединения".
Представителей власти Заполярья сегодня также волнует вопрос о том, какой из двух крупных городов ТАО - Норильск или Дудинка - будет иметь столичный статус. На встречах отмечалось, что здесь также возможны различные варианты, например, разделение столичных полномочий между двумя городами, когда органы исполнительной и законодательной власти будут находиться в Дудинке, а представительства органов федеральной власти - в Норильске.
Присутствовавшие на встречах губернатор ТАО Олег Бударгин и мэр Красноярска Пётр Пимашков выразили абсолютное единство в основных вопросах возможного объединения территорий. Северян заинтересовали многие преимущества объединения. Так, сегодня на Таймыре остро стоит проблема ветхого жилья, которую местный строительный комплекс решить не в состоянии. В случае объединения мощные строительные организации Красноярска могли бы подключиться к решению этого наболевшего вопроса. Другие подробности визита руководителей края в Заполярье читайте в репортажах нашего специального корреспондента.


"Кто за Арктическую республику?".
("Красноярский рабочий", 29.09.04, Татьяна Громова)

Хоть и медленно, процесс объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, похоже, начал переходить из кулуарного обсуждения в публичную стадию.
Целую неделю на Севере работала делегация депутатов Законодательного Собрания края. Они встречались с жителями, представителями законодательной и исполнительной власти, руководителями силовых структур и выясняли их мнение по поводу объединения. По словам депутата ЗС от Таймыра Василия Нечаева, люди мало информированы о происходящих процессах. Возможно, то, что в исторической перспективе нашим потомкам может показаться великолепным и волнующим периодом преобразований, в современников вселяет страх и настороженность.
В газете "Таймыр" объявлений о выезде людей "на материк" гораздо больше, чем было раньше. Высказываются опасения, что дотации из федерального бюджета в размере 1 миллиард 24 миллиона рублей в случае принятия консолидированного бюджета Большого Красноярья с 1 января 2005 года растворятся в краевой казне как дым. Предупреждение экспертов о том, что укрупнение регионов может вызвать сепаратистские настроения, тоже начинает сбываться. Как свидетельствует депутат краевого парламента, член делегации Юрий Швыткин, на Севере появились слухи о создании Арктической республики. По оценке Нечаева, информационный вакуум заполняется домыслами, что негативно сказывается на объединительном процессе.
Накануне приезда краевых законодателей в Дудинке был проведён социологический опрос. 70 процентов населения высказалось против объединения с Красноярским краем. Депутаты считают, что необходимо незамедлительно начинать разъяснительную работу. В средствах массовой информации должен быть опубликован для обсуждения проект договора о передаче полномочий, необходимо советоваться с людьми о том, как будут формироваться органы местного самоуправления на Таймыре.
- Форма, в рамках которой проходят объединительные процессы, не совсем правильная,- считает Василий Нечаев.- Что касается территориального устройства местного самоуправления, то в Эвенкийском автономном округе разделение прошло относительно спокойно. Здесь будет Эвенкийский район и 24 поселения. А вот на Таймыре ситуация другая. Там очень остры внутренние вопросы территориального деления, которые в конечном итоге могут сказаться на результатах референдума.
Не исключают депутаты и возможности сопротивления объединению местных властных и бизнес-элит. По мнению депутатов, политические процессы регулируются определёнными силами. "Простому долганцу и нганасану из тундры нет принципиальной разницы, где жить, - в автономном округе или в объединённом Красноярском крае. Для него важно, чтобы были сети, "буран", ружьё",-резонно заметил Нечаев.
Члены делегации предложили вынести вопрос об объединении трёх субъектов Федерации на ближайшую сессию Законодательного Собрания. На заседание решили пригласить депутатов Таймырской окружной Думы, чтобы начать совместно работать по всем направлениям. В первых числах октября в Красноярске под эгидой комитета по делам национальностей администрации края пройдёт совещание, посвящённое коренным малочисленным народам. Если раньше Таймыр не участвовал в подобных мероприятиях, то теперь представители округа заявили о своём согласии. Также планируется провести совместное заседание координационного совета по программе переселения "Север на Юг". По словам Юрия Швыткина, в перспективе планируется и создание Северного УВД, в которое войдут правоохранительные органы Туры, Норильска, Дудинки и Кайеркана.


"Дойти до края".
("Известия-Красноярск", 29.09.04, Андрей Андреев)

Объединение трех сибирских регионов может вызвать финансовый кризис.
Казна Таймыра, Эвенкии и Красноярского края с будущего года станет общей, заявил заместитель губернатора Александр Новак на проходящем в Норильске заседании Ассоциации глав северных территорий. По его словам, бюджет 2005 года формируется с учетом того, что с 1 января почти 80 процентов полномочий, которые сегодня реализуют администрации Таймыра и Эвенкии, переходят в край. "Соответственно, нами подготовлены проекты договоров о передаче данных полномочий на территории вместе с налогами и федеральными трансфертами. Но все эти потоки будут проходить через краевой бюджет", - сказал Александр Новак. Уже известно, что финансовый договор с Дудинкой практически готов, и все необходимые федеральные поступления будут зачисляться в бюджет Таймыра в виде краевых бюджетных субвенций. Что касается Эвенкии, там ситуация гораздо сложнее. Бюджет автономного округа, по выражению экспертов, "существенно дотационный". К слову, когда губернатором там работал Александр Боковиков, расходы превышали доходы ровно в семь раз, и ситуация смягчилась только с приходом в Туру "ЮКОСа" и Бориса Золотарева: мощная промышленная группа с годовым оборотом 600 миллиардов рублей не скупилась выделить для Эвенкии миллиард-полтора. Однако через три месяца финансовая сказка заканчивается.
Как стало известно на днях, с будущего года нефтяная компания "ЮКОС" не намеревается перечислять в Туру так называемые сверхплановые платежи - речь идет о бюджетном дефиците, величина которого, по одним данным, измеряется полутора миллиардами рублей, а по другим - тремя миллиардами. В связи с этим Новак заявил, что администрация края "работает с федеральным бюджетом по увеличению трансфертов для Эвенкии. В настоящее время договоренности с Министерством финансов также уже есть. Речь идет о дополнительных платежах в размере от одного до полутора миллиардов рублей".
Здесь виден первый тревожный сигнал для казенных кошельков трех территории: если раньше средства регулировались законопроектами, то сейчас чиновники оперируют такими понятиями, как "договоренность". А на слово Москвы надеяться нельзя, что уже показала налоговая политика федеральной.власти. Мы писали уже о том, что в результате фискальных изменений и новых требований Минфина Красноярский край лишился двух миллиардов рублей доходных полномочий. Единственное, чем приходится утешаться, - ростом налоговых поступлений от финансово-промышленных групп: "Норильского никеля", СУЭК, "Русского алюминия" и "Евразхолдинга". Однако бизнес - дело тонкое. Менеджмент любой крупной компании всегда может сослаться на проблемы банковского или даже политического кризиса. И прекратить в любой момент "сверхплановые поступления", как это намерен сделать "ЮКОС". Иными словами, мы имеем дело все с той же практикой политических и экономических контрактов, стоящих вне налогового и бюджетного законодательства. А если столь важная составляющая благополучия края, как наполнение казны, выводится по форс-мажорным обстоятельствам за границы легитимности, ясно следующее.
Системный регион страны, Красноярский край, с будущего года увеличивающий доходы бюджета с 48,7 до 52,4 миллиарда рублей, оказывается в достаточно неопределенном положении: заплатят - не заплатят деньги Федерация, ФПГ, средний и малый бизнес? Еще менее прочно выглядят кошельки Эвенкии и Таймыра. Так, только Тура оперирует семью миллиардами рублей дохода в год. Как сказал в одном из интервью губернатор Борис Золотарев, "недавнее заявление министра финансов России, что Красноярский край является донорским и может обеспечить всем необходимым и Эвенкию, и Таймыр, нуждается еще в тщательном анализе. Судите сами. При объединении край потеряет трансферты порядка двух миллиардов рублей, которые напрямую направляются в бюджеты Эвенкии и Таймыра. Правительство эти трансферты сразу же переложит на плечи "донора". И тогда действительно всем станет хуже". Цена вопроса такова, утверждает глава Эвенкии: Таймыр - это сорок пять тысяч человек - живет на 3,7 миллиарда рублей в год. Эвенкия - на 2,2 миллиарда. Но в округе живет восемнадцать тысяч человек. Таймыр и Эвенкия ежегодно получают федеральные трансферты порядка двух миллиардов рублей. Если мы объединяем бюджеты без предварительной проработки вопроса, край теряет эти деньги - порядка шести миллиардов рублей. Где их взять? - задается вопросом Золотарев.
В пресс-службе Главного финансового управления края "Известиям" сообщили, что скоро Александр Новак проведет в Москве ряд важных переговоров на тему объединения трех бюджетов. И после поездки должна будет пройти пресс-конференция; не исключено, считают в ГФУ, что край добьется у столицы новых серьезных денежных преференций

Посчитали - прослезились
Из 717 статей проекта федерального бюджета на 2005 год 30 статей полностью или частично не соответствуют Бюджетному кодексу РФ. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты. Как сообщают парламентские корреспонденты, в заключении Счетной палаты говорится, что "при формировании проекта федерального бюджета нарушены требования тридцати двух статей Бюджетного кодекса РФ". Счетная палата обращает внимание на то обстоятельство, что для реализации программы монетизации льгот, которая начнет работать с 1 января 2005 года, в ближайшее время необходимо разработать более 200 правовых актов, что, по мнению аудиторов, нереально. В первом полугодии 2004 года правительство не смогло разработать 71 процент нормативных актов, определяющих порядок уже действующего бюджета.
Обнаруженные нарушения, подчеркивается в заключении Счетной палаты, чреваты ухудшением благосостояния граждан. Так, предусмотрено снижение на треть федеральных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, на охрану окружающей среды, существенно сокращены затраты на развитие дорожной сети, образование и здравоохранение и на медицину. В частности, величина расходов на питание больничных пациентов определена из расчета 43,5 рубля в день при минимальной норме 75 рублей. Почти на 20 процентов снижается финансирование сельского хозяйства и рыболовства.


"Государство должно быть сильным".
("Красноярский рабочий", 29.09.04, Павел Пшеничный)

Завтра начинает работу XII сессия Законодательного Собрания края. Чего нам ждать от нового парламентского сезона? Какие первоочередные задачи стоят перед краевой законодательной властью? На какие актуальные вопросы современности требуется дать четкие и ясные ответы? Об этом мы беседуем с председателем Законодательного Собрания края Александром Уссом.
- Александр Викторович, начало нового парламентского сезона омрачено террористическими актами в Москве, страшной трагедией в Беслане. И хотя Красноярский край отделяют тысячи километров и от столицы, и от Северной Осетии, наши земляки наверняка ощутили свою незащищённость. Можно ли законодательными мерами обеспечить их безопасность?
- Сложный вопрос. Как и всякий нормальный человек, после тех событий я ощущаю чувство горечи и острой боли. К этому примешивается стыд за то унижение, которое мы все пережили. После Беслана другими глазами смотришь на этот мир, ведь я отец троих детей. Но что мы можем реально противопоставить такой игре без правил? Ясно же - пока не будет уничтожено само ядро терроризма, все мы не можем чувствовать себя в полной безопасности.
Но это отнюдь не значит, что краевые власти должны ждать у моря погоды и не предпринимать никаких мер. На ближайшей сессии депутаты намерены провести корректировку краевого бюджета. Планируется предусмотреть средства на финансирование антитеррористических мероприятий, например на введение в школах должности заместителя директора по безопасности и усиление паспортного контроля.
Последнее мне представляется наиболее важным. Давно пора ужесточить паспортный контроль, вместо того чтобы отдавать часть работы по выдаче новых паспортов на откуп частной структуре (помните нашумевшую историю с фондом "Правопорядок"?). Государство должно полностью забрать себе все государственные функции и ни в коем случае не допускать приватизации правоохранительной деятельности. Только тогда оно будет сильным и способным защитить своих граждан.
- Каким ещё вопросам депутатский корпус и вы как председатель Законодательного Собрания будете уделять особое внимание?
- Надо потрудиться над тем, чтобы заработали те социально ориентированные законы, которые мы в свое время приняли. Это закон о социальных гарантиях работникам бюджетной сферы, которые, уверен, были бы рады вновь получать доплаты за стаж. Это закон о ветеранах Красноярского края, который предусматривал целую систему доплат в дополнение к федеральным. Знаю, что люди часто о нём спрашивают, надеются, что он станет хорошим подспорьем тем, кто десятки лет трудился на благо края. К сожалению, в прошлом году нам не удалось вдохнуть жизнь в эти и другие социальные законы. Надеюсь, в году нынешнем должное финансирование будет налажено, и зависит это в первую очередь от исполнительной власти. Мы, депутаты, обязательно поддержим её в стремлении хоть как-то облегчить жизнь малозащищённых категорий населения.
- Как вы считаете, пресловутая монетизация льгот облегчит её или, наоборот, усложнит?
- Однозначного ответа на этот вопрос нет. В принципе, я полагаю, лучше деньги, чем льготы. Особенно это актуально для сельской местности, где в натуральном виде льготами люди пользуются очень мало. Но нужно, чтобы были сделаны правильные расчёты. Если монетизация будет выражаться в смешных суммах, многие из наших ветеранов, людей, которые потом и кровью заслужили право на льготы, просто посчитают это издевательством и откажутся от подачек, мол, заберите эти копейки, не будем мы унижаться из-за 200-300 рублей. И кто посмеет их за это упрекнуть? Надо делать всё продуманно, без спешки, чтобы не наломать дров. Краевая администрация выражает желание сохранить на ближайшее время прежнюю систему краевых льгот, не торопиться с переходом на денежные выплаты. Полагаю, это разумный подход.
- Среди "страшилок", навеянных нескончаемыми реформами, есть и такая - вскоре плата за электроэнергию для населения возрастёт в разы. Это действительно так?
- Увы. С 2008 года правительство намерено отказаться от перекрёстного субсидирования энерготарифов. Как известно, сегодня стоимость электроэнергии для населения и ряда выделенных предприятий, например сельскохозяйственных, сдерживается за счёт повышенных тарифов для промышленных предприятий. После прекращения перекрёстного субсидирования значительный рост тарифов для населения просто неизбежен. И чтобы не применять шоковую терапию, нам предлагают повышать их постепенно начиная с 2005 года. Предположительно стоимость киловатт-часа электроэнергии для жителей края составит 66 копеек, а к 2008 году - более двух рублей. При этом скромно умалчивается, что за три года сами тарифы могут значительно возрасти, так что реальное повышение окажется ещё более резким.
- Ничего себе! И краевые власти ничего сделать не в силах?
- Ну почему же. О необходимости создания альтернативной государственной энергокомпании на территории края говорилось давно. И сейчас этот вопрос злободневен, как никогда. Возможны две схемы. Первая - создать такую компанию на базе муниципальных электрических сетей и совместить транспортировку электроэнергии по сетям с продажей её потребителям. Но в краевой собственности практически нет передающих сетей, а муниципальные "Красэнерго" может выкупить за долги. Поэтому есть более простая, но и более затратная вторая схема. Создаётся краевое государственное предприятие, торгующее электроэнергией для населения и бюджетных организаций. При этом ценовая политика регулируется администрацией края, естественно, за счёт бюджета.
Впрочем, я не стал бы однозначно утверждать, что создание альтернативной энергокомпании - единственный выход из сложившейся ситуации. Сейчас специалисты прорабатывают несколько вариантов решения проблемы. В скором времени, надеюсь, их представят в Законодательное Собрание.
- Александр Викторович, в завершение хотелось бы услышать ваше мнение по двум ключевым темам дня - о реформе местного самоуправления и об объединении края, Таймыра и Эвенкии.
- Самоуправление потому так и называется, что предполагает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. С помощью реформы нужно сделать так, чтобы люди больше опирались на свои силы, рассчитывали на свою инициативу. Без неё все приказы и указы будут кучей макулатуры. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы прежде всего нормативы распределения средств были стабильными. Не случайно в ноябре прошлого года депутаты вместе с администрацией пошли на то, чтобы ввести в действие новый закон о межбюджетных отношениях, где написано, что нормативы не будут меняться три года. Принцип такой: больше работаете у себя в районе, значит, будете жить лучше. Если меньше - извините, выдаём вам гарантированный минимум, и на этом точка.
Что же касается объединения, то сейчас нужно, так сказать, посчитать, вокруг чего мы объединяемся. У нас ведь будут и определённые бюджетные потери, на это нельзя закрывать глаза. Тут мы рассчитываем на более серьёзную поддержку Федерации, которая, скажем, может включить объединяющиеся субъекты в некоторые программы, помочь нам реализовать такие крупные проекты, как достройка Богучанской ГЭС, разработка нефтегазового месторождения в Туруханском районе. Пока же правительство считает, что мы справимся с важной для всей России задачей построения Большого Красноярья самостоятельно и минимальными средствами. Вряд ли это возможно без ущемления интересов какой-либо из трёх сторон. Объединение должно базироваться на прочном экономическом фундаменте.


"Дорога льгота, а монет мало".
("Красноярский рабочий", 29.09.04, Эрих Пырх)

Злободневная тема монетизации льгот стала ключевой на прошедшем в Курагино расширенном заседании секции по социальным вопросам координационного совета краевой ассоциации по взаимодействию представительных органов власти и органов местного самоуправления. Помимо чиновников краевой администрации, глав Курагинского, Краснотуранского, Шушенского, Минусинского, Идринского и Каратузского районов в рабочей встрече участвовали пятеро депутатов Законодательного Собрания края - Светлана Андронова, Василий Нечаев, Сергей Зяблов, Леонид Федотенко и Пётр Медведев.
Светлана АНДРОНОВА: "Люди не согласны с тем, что опекунские опять будут выплачивать из местных бюджетов - боятся, что снова появится задолженность. В краевом законопроекте сказано, что размер опекунских выплат не может быть ниже прожиточного минимума. Кстати, финансирование школьного питания тоже к нему привязано. Раньше Федерация давала полтора рубля в день на ребёнка. Теперь предложено увеличить сумму почти до четырёх рублей, но оплачивать питание лишь тех детей, в чьих семьях среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. В целом же в краевой закон о правах ребёнка надо вносить большие поправки - всего на сумму около полумиллиарда рублей".
Леонид ФЕДОТЕНКО: "Не успели мы отреагировать на перераспределение бюджетных полномочий, как Федерация опять смешала все карты. Меняется политика президента в отношении субъектов РФ. Выстраивается вертикаль власти с персональной ответственностью губернаторов перед первым лицом страны. Тогда получается, что закреплённой законом персональной ответственности глав МСУ перед губернаторами не будет, потому что главы выборные. Парадокс! То есть новое федеральное законодательство уже во многом потеряло актуальность - это моё мнение. Может, я и не прав, просто никак не могу понять, что сегодня происходит в стратегии управления каждым клочком российской земли".
- Прежде всего речь шла об изменениях краевого законодательства в социальной сфере в связи с принятием нашумевшего федерального закона о монетизации льгот,-говорит руководитель секции, председатель постоянной комиссии ЗС по социально-трудовым отношениям, делам семьи и молодёжи Светлана Андронова.- Впервые мы услышали публичное выступление на эту тему представителей краевой администрации, которые достаточно подробно рассказали о готовящихся законопроектах. Заместитель губернатора - начальник ГУРЭП Эдхам Акбулатов, начальник краевого управления социальной защиты населения Виктор Ким и начальник краевого управления образования Владимир Шишмарёв дали всестороннюю характеристику изменений, которые коснутся всех отраслей бюджетной сферы.
Работа и впрямь предстоит нешуточная - из-за одного-единственного Федерального закона N 122 от 22.08.04, провозгласившего монетизацию льгот, до нового года предстоит разработать и утвердить около тридцати краевых законов! Причём краевой бюджет на 2005 год Законодательному Собранию уже следует рассматривать с учётом этих законов. Так что время не терпит.
Отрадно, что у части депутатов сложилось благоприятное впечатление об усилиях краевой администрации. Чувствуется, что выработана логичная политика реагирования на очередные московские новшества, что задуманное воплощается в жизнь быстро, но без спешки. Кстати, по словам председателя постоянной комиссии ЗС по финансам, бюджету и налоговой политике Валерия Семёнова, вернувшегося недавно с заседания "Сибирского соглашения", ни один регион, входящий в межрегиональную ассоциацию, так активно не работает в этом направлении. Все нюансы грядущей монетизации у нас в крае учитывают 28 законопроектов. 15 из них уже готовы, 13 - на стадии разработки. А некоторые регионы ещё и не чешутся.
Но вернёмся к заседанию в Курагино. По мнению председателя постоянной комиссии ЗС по культуре, спорту и туризму Леонида Федотенко, это был очень полезный законодательный ликбез.
- В зале собралось около двухсот человек,-рассказывает он,- причём присутствовали не только руководители органов местного самоуправления, но и специалисты учреждений здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения. Тем и ценна была прошедшая встреча. Это были не просто посиделки - мы плотно работали часов пять. Люди получили информацию из первых рук о том, что и как изменится в крае в связи с монетизацией льгот, как повлияют новые веяния на формирование краевого бюджета и на экономические взаимоотношения с органами МСУ. После выступления Акбулатова у них появилась информация для размышления. Тут же с мест стали задавать вопросы, краевая администрация обещала учесть пожелания представителей органов местного самоуправления.
Впрочем, пожелания пожеланиями, а в сухом остатке одно - надо выполнять предписания Москвы. Мудрый федеральный законодатель действовал по известному принципу "тебе - вершки, а мне - корешки", хитроумно перераспределив категории льготников и бюджетные полномочия так, что сам в обиде не остался да ещё и взвалил дополнительное финансовое бремя на плечи регионов. Всего теперь насчитывается ни много ни мало 649 тысяч краевых льготников, в основном ветераны труда, труженики тыла, репрессированные и "чернобыльцы". Федерация от них, прошу прощения за бестактность, избавилась и при этом не торопится полностью компенсировать краю финансирование новых льгот.
- Только по этой причине дефицит консолидированного бюджета края может составить более двух миллиардов рублей,- подчёркивает Андронова,- и неясно, чем его удастся покрыть. Это большой вопрос, и он пока остаётся открытым. Краевой администрации придётся ещё более настойчиво защищать свои позиции в диалоге с Федерацией, искать источники увеличения доходной базы бюджета. И все же дефицит, думается, будет значительным.
Не легче финансовой и моральная ответственность, которой теперь придавлены регионы. Взять, к примеру, детские пособия, выплачивать которые предписано краю. Закладывается 70 рублей в месяц на ребёнка, и кивать теперь будет не на кого, дескать, прижимистая Федерация виновата. Краевые власти и рады бы дать больше денег, да не могут - небогатый бюджет не позволяет. Осознают они и ту несправедливость, которую ощутят на себе, например, краевые ветераны, которые будут поставлены в неравные условия с ветеранами федеральными. Предполагается, что первые в 2005 году станут, как и прежде, пользоваться натуральными льготами (во многих случаях теоретически), а вторые начнут получать денежную компенсацию (какая-никакая, а наличность). Как заметил Федотенко, "на денежные выплаты всем категориям в краевом бюджете просто нет средств, потому что льготы в натуральном виде гораздо дешевле, чем в монетизированном". Вообще Леонид Иванович считает, что это здравая идея - заменить деньгами натуральные льготы.
- Конечно, можно и нужно спорить о сумме компенсаций, о правильности расчётов,- соглашается он.- Но вот на Западе почти нет натуральных льгот. И муниципалитеты, допустим, во Франции, где льготами на лекарства пользуются пенсионеры и студенты, рассчитываются с аптеками не чохом, как это принято у нас, а адресно, по каждой конкретной квитанции. Наверное, в России имеет смысл открывать в банках лицевые счета для льготников -пусть они пользуются деньгами по своему усмотрению.
Светлана Михайловна, напротив, не принадлежит к сторонникам очередной правительственной реформы.
- Вся эта монетизация непродумана! - убеждена она.-Систему натуральных льгот надо было упорядочивать, а не разрушать одним махом.


"Таймыр попал в "яблочко".
("Сегодняшняя газета", 29.09.04)

В окружную Думу продолжают поступать сообщения из парламентов субъектов Российской Федерации о поддержке законодательной инициативы таймырских депутатов, направленной на корректировку федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" в части реализации этого права представителями коренных малочисленных народов Севера.
Согласно действующей редакции этого документа, граждане могут реализовать свое право только в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти региона. Об этом сообщает пресс-служба Думы ТАО.
Дополнение, предлагаемое окружными законодателями, даст возможность молодым людям из числа коренного населения проходить альтернативную гражданскую службу в организациях традиционных отраслей хозяйствования и промыслов независимо от организационно-правовой формы собственности.
Внесение поправки, по мнению депутатов, позволит призывникам получить профессиональные навыки традиционной деятельности своего народа и обеспечит подготовку необходимых для поселков специалистов.
На сегодняшний день законодательную инициативу Таймырской Думы уже поддержала почти треть представительных органов субъектов РФ, в том числе Ростовская, Московская, Камчатская и Брянская области, республики Якутия, Дагестан, Чувашия, Северная Осетия, Татарстан и другие.


"ГМК "Норильский никель" увеличит платежи в бюджет края".
("Комсомольская правда" в Красноярске", 29.09.04)

Исполняющий обязанности директора ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" - председателя правления Андрей Говоров, заместитель губернатора Красноярского края Виталий Бобров и представители Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края обсудили перспективы сотрудничества Заполярного филиала компании и краевых предприятий.
В мае 2004 года между Заполярным филиалом ГМК, краевой администрацией и Союзом промышленников и предпринимателей Красноярского края был подписан протокол о намерениях. Предусмотрен приоритет получения необходимых для решения текущих производственных задач Заполярного филиала услуг, товаров и материалов от производителей Красноярского края.
Выполнение протокола позволит создать новые рабочие места, увеличить поступление денежных средств на краевые предприятия и, как следствие, увеличить налоговые платежи в бюджет Красноярского края.
Для Норильского промышленного района и Заполярного филиала компании документ открывает новые возможности для создания сервисных центров предприятий Красноярского края по обслуживанию различных машин и механизмов.
"Сотрудничество между Заполярным филиалом "Норильского никеля" и предприятиями Красноярского края должно развиваться на качественно новом уровне", - подчеркнул Андрей Говоров. "Существуют реальные предпосылки для начала эффективного сотрудничества Заполярного филиала с краевыми предприятиями уже со следующего года", - отметил он.


"Мы выбираем фитнес".
("Красноярский рабочий", 29.09.04, Галина Михалишина)

То, что происходило в минувшие выходные во Дворце спорта имени Ивана Ярыгина, не только у меня вызвало восторг. Я еще никогда не видела такого зрелища - спортивная арена Дворца была полностью заполнена необыкновенно энергичными и выносливыми людьми, синхронно выполняющими элементы спортивной программы. Согласитесь, не каждый сможет выдержать многочасовой фитнес-марафон. Такое массовое занятие фитнесом в нашем крае и вообще за Уралом проводилось впервые. Несколько тысяч красноярцев и гостей города стали участниками 1-й Сибирской межрегиональной фитнес-конвенции "Наш выбор - здоровый образ жизни" и первого открытого Кубка Сибири по фитнес-аэробике.
Лишь единицы из присутствовавших в зале занимали сидячие места, и то только потому, что записывали все происходящее на любительские камеры, стараясь не упустить ни одного элемента программы инструктора. А поучиться действительно было у кого. В Красноярск в эти выходные съехались ведущие специалисты фитнес-индустрии, в их числе лучший европейский хореограф и разработчик фитнес-программ Марк Оливер Клюик из Германии, фитнес-тренер телевизионного проекта "Фабрика звёзд" Владислав Петров, инструкторы детского клуба, групповых и персональных программ сети фитнес-клубов World Class Татьяна Морозова, Елена Солодарь, Валерия Матюхина, Наталия Мороз, Людмила Алексеева, Светлана Фунтикова.
Они начали свою работу ещё в пятницу и провели в школах Красноярска, Сосновоборска и Емельянова уроки физкультуры. Учителей, а также преподавателей детских садов и дошкольных учреждений специалисты познакомили с новыми методиками на семинарах "Фитнес в школе" и "Фитнес для малышей". Их автором и инициатором введения фитнеса в школьную программу выступила президент Федерации аэробики России Ольга Слуцкер. "Мы хотим сделать так, чтобы дети ходили на уроки с удовольствием, а не из-под палки, как это часто бывает", - отметила Ольга.
Красноярская фитнес-конвенция впервые стала социальным проектом. В нашей столице и за рубежом желающие попасть на такое мероприятие платят "сумасшедшие" деньги. У нас это событие было абсолютно бесплатным, во многом благодаря губернатору Александру Хлопонину. "Проведение фитнес-конвенции стало частью реализации политики администрации края - популяризации здорового образа жизни, - отметил и. о. заместителя губернатора Владимир Шишмарев. - Конвенция - это первый шаг на пути еще более активного развития фитнеса в нашем крае".
Уроки проходили в течение двух дней, однако участникам этого было мало. Желание заниматься у всех перехлёстывало через край, и помешать этому не могли ни холод, ни новизна и сложность упражнений. Хорошая физическая подготовка красноярцев и наши спортивные традиции не остались незамеченными, об этом упомянули все преподаватели и участники фитнес-конвенции. В том числе и президент 1-й Сибирской межрегиональной фитнес-конвенции, четырёхкратный чемпион Олимпийских игр Алексей Немов.
В этой должности Алексей выступал впервые, теперь одной из его задач будет развитие спорта в регионах. Но спортивную гимнастику бросать он не собирается. Как признался Алексей, точка в его олимпийской карьере не поставлена. Поэтому у нас ещё будет возможность поболеть за него на следующей Олимпиаде в Китае.
В первом открытом Кубке Сибири по фитнес-аэробике, который состоялся в воскресенье, приняли участие 28 команд, представляющих Красноярск, Абакан, Томск, Новокузнецк, Улан-Удэ и другие города. Состязались они за редкую возможность отправиться на чемпионат Европы по фитнес-аэробике в Голландию. Соревновались в трех видах: степ-аэробика, классическая аэробика, панк/хип-хоп. Всего за две минуты спортсменам нужно было понравиться жюри, которое оценивало их по нескольким критериям, в том числе владению техникой и артистичности.
На церемонии закрытия, которую проводил Игорь Верник, Александр Хлопонин наградил победителей Кубка Сибири и отметил, что это 1-я ежегодная фитнес-конвенция, которая проводится в нашем крае, чем вызвал восторженные крики публики. В Роттердам на чемпионат Европы отправится команда "Макс" из Красноярска. Девушки заслуженно стали лидерами. В этом году на их счету уже не первая победа - команда является чемпионом края 2004 года и чемпионом России 2004 года, а в прошлом году она стала восьмой на чемпионате мира по фитнесу в Праге.