На минувшей неделе развитие избирательной интриги на Украине пошло по нарастающей, но - в сторону не политическую отнюдь, а криминально медицинскую. Первым актом стало появление в парламенте оппозиционного кандидата в президенты с изменившимся лицом и таинственным "австрийским диагнозом". Предыстория сюжета в изложении авторов From-ua выглядит следующим образом:

"Поздно вечером 5 сентября "народному кандидату" Виктору Ющенко стало плохо на Черниговщине, после встречи с избирателями. Его пытались лечить, но безрезультатно. 10 сентября Виктора Андреевича переправили на лечение в Австрию, где его здоровье через некоторое время пошло на поправку. 17 сентября страна наконец узнала, что причиной недуга лидера "Нашей Украины" стало отравление, а 18 сентября увидела своего героя бледным, с нарушенной дикцией и сведенной частью лица, но все так же клеймящим "режим" на Майдане Незалежности в Киеве. 21 сентября неважно выглядящий Виктор Андреевич обвинил власть в покушении на его жизнь. В тот же день парламент создал следственную комиссию, а Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту посягательства на государственного или общественного деятеля".

За создание следственной комиссии проголосовали 425 депутатов, хотя накануне первый вице-спикер Адам Мартынюк сомневался, что наберутся необходимые 226 голосов. Главой комиссии стал народный депутат, член группы "Центр" и бывший чекист Владимир Сивкович. В интервью сетевым "Версиям" он заявил, что голосование по созданию комиссии объясняется своего рода "эмоциональным перехлестом":

"Знаете, когда в Киеве проходили выборы городского головы, оппоненты Омельченко допустили некий эмоциональный "перехлест" по отношению к Александру Александровичу. Вы, наверное, помните, что они построили свою пиаровскую кампанию на использовании некоторых физических недостатков Омельченко. Такой цинизм больно резанул по чувствам избирателей и вызвал резкий протест, а не ожидаемую авторами кампании реакцию. Примерно то же самое можно наблюдать и в случае с Виктором Андреевичем. До тех пор, пока его никто не видел, говорили разное: и о несвежих суши, и об инсульте, и об отравленной воде. Но когда Ющенко вышел на парламентскую трибуну и все увидели его лицо... После этого все политтехнологии, вся ирония, направленная в адрес этого кандидата в президенты, ушли на второй план. И более четырех сотен депутатов поддержали создание специальной следственной комиссии. В этой ситуации не нажать на кнопку было просто нельзя".

В то же время Сивкович назвал заявление оппозиции об отравлении Ющенко рицином "выдумками". - Версия оппозиции сводилась к тому, что "убийца - власть vs власть - убийца", озвучил ее глава УНП Юрий Костенко в интервью радио "Свобода": "Мы уже знаем, что это яд, называется рицин. Это вещество, которое применяют спецслужбы при спецоперациях... Мы знаем и когда, и как это произошло, и знаем, кто за этим стоит". В "рициновой" версии возникают имена главы украинской СБУ Игоря Смешко и его заместителя Владимира Сацюка, с которыми Ющенко будто бы встречался 5 сентября, накануне внезапной болезни. Подробный анализ "рициновой версии" с последующим разоблачением - на сайте ProUa:

"Смерть от отравления рицином обычно наступает на 6-8 день (диагноз - гипоксемия - понижение содержания кислорода в крови в результате нарушения кровообращения, повышенной потребности тканей в кислороде (чрезмерная мышечная нагрузка и др.), уменьшения газообмена в лёгких при их заболеваниях, уменьшения содержания гемоглобина в крови), первые симптомы проявляются спустя 15 часов после отравления - резко поднимается температура, возникает рвота, кровавый понос и судороги. При отравлении рицином медицина беспомощна.... Специалисты отмечают низкую эффективность использования рицина непосредственно для отравления (для самоубийства намного эффективней): вещество разлагается от солнечного света, а для того, чтобы рицин произвел должный эффект, его необходимо ввести непосредственно в организм, попадание на кожу или распыление его в виде аэрозоли последствий иметь не будет".

Паралельно возникла версия обратного порядка: Ющенко отравили свои же, и это "политтехнологическое" отравление: "Если следовать классическому принципу, что виновника того или иного события следует искать среди тех, кому это выгодно, то наибольший урожай дивидендов с "отравного" скандала снимают именно "наши украинцы". Не сам Виктор Андреевич, конечно (дай ему Бог здоровья!), а его ближние соратники, у которых и с лицами, и с дикцией полный порядок. Некоторые детали этого дела действительно наводят на мысль, что В. Ющенко могли отравить свои же - ради того, чтобы сделать необходимый рывок в избирательной кампании и преодолеть стагнацию рейтинга".

Самое простое и "неполитическое" объяснение - Ющенко отравился случайно - "съел что-нибудь". В тот же роковой день - 5 сентября, кроме встречи с руководителями СБУ у кандидата в президенты было еще одно мероприятие: он посетил известного на Черниговщине коллекционера старинных икон Валентина Шура, который и стал невольным "виновником" внезапной болезни. "Хозяин потчевал высокого гостя домашней настойкой самогона на дубовой коре крепостью примерно в 70 градусов. Виктор Андреевич, по некоторым данным, употребил примерно 150 - 200 грамм зелья без закуски. Как считают специалисты-токсикологи, самодельные спиртные напитки, настоянные на древесине, если их принять даже в количестве 200 грамм на пустой желудок, могут привести к интоксикации из-за наличия большого количества сивушных масел, тяжелых металлов и иных веществ".

Главным аргументом в пользу "случайного отравления" и его "политтехнологического использования" стало неадекватное поведение штаба Ющенко накануне: "Больше всего вопросов возникает в связи с тем, что о плохом самочувствии кандидата стало известно, по крайней мере, журналистам во время начала работы сессии Верховной Рады. Тогда Ющенко не появился в сессионном зале, и пресс-служба "НУ" объясняла его отсутствие простудным заболеванием. Говорили также о том, что с матерью Виктора Андреевича не все в порядке.... Дальнейшее замалчивание проблем со здоровьем и привело к ситуации, когда целый ряд политиков и сотрудников Администрации президента в откровенно издевательском тоне стали говорить об отравлении Ющенко". Последним "бросившим камень" стал бывший соратник Ющенко по оппозиции лидер социалистов Александр Мороз, посоветовавший тому "есть простую пищу, сало с картошкой...".

Если явление отравленного Ющенко в парламенте во вторник полагать "трагедией", то история с госпитализацией Януковича в Ивано-Франковске вряд ли выглядит так. Премьер-министр, как было сказано в одном из заявлений, "пострадал от попадания в него яйца". Характерно, что и в этом несчастном мероприятии оппозиция поспешила обвинить "власть-убийцу". Николай Томенко заявил в парламенте, что "яйцеметателей породила власть", "это технология, автором которой является Администрация Президента", Александр Зинченко пошел дальше. - По его словам, метание яиц в Виктора Януковича - не что иное как провокация против Виктора Ющенко: выразив сочувствие Януковичу, "который пережил действительно неприятные моменты", руководитель избирательного штаба Ющенко предложил "рассматривать события в Ивано-Франковске как целенаправленную провокацию против В.Ющенко, которая разворачивалась по уже давно откатанной схеме". Как сообщает пресс-служба центрального избирательного штаба В.Ющенко, по мнению А.Зинченко, "эта схема заключается в том, что на В.Ющенко традиционно возлагается ответственность за спонтанные или заказанные его же оппонентами действия отдельных граждан, которые не имеют никакого отношения к В.Ющенко".

Затем последовал комментарий третьего кандидата в президенты - коммуниста Петра Симоненко. Смысл "коммунистического" комментария сводился к тому, что обое - рябое: "События последних недель, связанные с "эпидемией" покушений на самых псевдорейтинговых кандидатов и информационная шумиха, создаваемая их штабами и заангажированными средствами массовой информации свидетельствуют лишь об одном: борьба "программ и идей" закономерно переходит в стадию борьбы "грязных" политтехнологий, финансируемых криминальным капиталом. Соперничая за "слезы и жалость" электората, и Янукович, и Ющенко пытаются этим компенсировать недостаток общественного признания. Коммунисты неоднократно предупреждали, что криминальной олигархии неведомы иные избирательные технологии кроме "грязных", начиная от грубого и прямого давления через вертикаль власти или фискальные органы до информационного зомбирования избирателей. В том числе и через имитацию покушений на кандидатов".

Наконец замечательный в своем роде комментарий другой жертвы - "отстреливающейся" от российской Генпрокуратуры Юлии Тимошенко: "тут трудно людям что-то запретить, потому, что у них, кроме яиц, никаких прав в этой стране не осталось".

Кроме череды покушений на кандидатов и героических заявлений Юлии Тимошенко о винтовках, зайцах и народных яйцах, в Киеве на минувшей неделе произошло еще одно политическое событие, вызвавшее ряд взаимоисключающих комментариев: президент Леонид Кучма вероятно в последний раз за срок своего президентства сменил министра обороны. Евгений Марчук ушел в отставку, на смену ему пришел... ранее отставленный генерал Александр Кузьмук. Официальная причина отставки Марчука, озвученная президентом Украины в Павлограде - ситуация с утилизацией боеприпасов (Кучма назвал ее буквально - саботажем).

"Украинская правда" поспешила заявить, что таким образом "готовится силовой сценарий" (о "силовом сценарии" говорится в заголовке), затем приводится комментарий депутата от "Нашей Украины" Григория Манчуленко, суть которого в том, что перетасовки в Минообороны связаны с выборами% "власти нужен человек, который способен обеспечить голоса военнослужащих в пользу провластного кандидата".

ProUa прогнозирует большие кадровые перестановки во всей армейской верхушке: "Приватизационно-коммерческие интересы, которые в последнее время стали чуть ли не самым острым вопросом борьбе в рамках министерства, будут сориентированы под новых игроков. В этом пакете интересов - реализация лишнего имущества, судьба заводов Минобороны, финансирование утилизации, судьба военных городков и санаториев и т.д.... Новый министр также постарается вернуть на свои посты тех "репрессированных", которые при Евгении Марчуке поплатились своими должностями за принадлежность к старой гвардии. При этом Александр Кузьмук может рассчитывать на почти абсолютную лояльность значительной части военной верхушки МО и ГШ. Хотя бы потому, что Александр Иванович ассоциируется с понятными правилами игры".

Подстоянно подсвистывавшие Марчуку "Версии" припомнили первое его увольнение - с поста премьер-министра "за формирование собственного политического имиджа". Искать причину очередного увольнения, полагают "Версии", бессмысленно: "Вся проблема в неправильной постановке базового вопроса. Некорректно спрашивать, за что уволили Марчука. Количество возможных причин превысит все допустимые пределы.... основной вопрос надо, наверное, сформулировать по-другому: почему так долго Евгений Кириллович оставался в обойме высокопоставленных украинских игроков?... Уволить Евгения Кирилловича на протяжении последних пяти лет можно было раз десять. Но президент пообещал Марчуку в далеком 1999 году, что не уволит его до окончания срока своих полномочий... И слово свое сдержал".