Дума забраковала правительственный бюджет: мнения экспертов

Москва, 24 сентября 2004, 10:26 — REGNUM  23 сентября в Государственной Думе состоялось заседание экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике, на котором были рассмотрены правительственный законопроект "О федеральном бюджете на 2005 год" и изменения в некоторые главы части II Налогового кодекса РФ. Вела заседание председатель думского экспертного совета по экономической и инвестиционной политике, зампред комитета по экономической политике и предпринимательству Елена Панина. Отметим, что одновременно в Минэкономразвитии России происходило аналогичное обсуждение основных социально-экономических показателей бюджета, положенных в основу документа, заместителя министра Сергея Шаронова и членов профильного экономического комитета нижней палаты парламента. Как сказала Е.Панина в начале заседания, Минэкономразвития заверил парламентариев, что пока не будет отзыва экспертного совета комитета, законопроект не будет окончательно утвержден правительством.

Далее последовали выступления экспертов. По мнению председателя наблюдательного совета ИГ "Ренессанс Капитал" Александра Шохина, правительство в очередной раз занижает экономические показатели. "Логика правительства понятна", - сказал эксперт, необходима опора, однако в последние годы угроз секвестирования для страны не существует: в России наблюдается устойчивый экономический рост. Отмечая влияние "неуправляемых факторов" на российскую экономику, А.Шохин особо подчеркнул, что в будущем году цены нефть должны составить 30-31 доллар за баррель, тогда как правительство неоправданно закладывает в бюджет цены согласно нынешнему коридору ОПЕК, т.е. 22-28 долларов за баррель. По мнению А.Шохина, резкого увеличения предложения российской нефти в 2005 году также не предвидится, однако есть те, кто крайне заинтересован в поставках нашей нефти. Например, Китай, который из-за проблем с компанией "ЮКОС" активно ищет альтернативные источники поставок, а государственная компания CNPC не раз заявляла о готовности участвовать в работе российских месторождений. По словам А.Шохина, пусть не в 2005, а в 2006 году, но Россия должна переходить не к сметному бюджетированию, а к бюджетированию по результатам. Также, по мнению эксперта, несмотря на то, что федеральные адресные программы часто становились предметом торговли между правительством и депутатами (вы утвердите макроэкономические показатели, а мы вам дадим федеральную адресную программу), тем не менее, отказ от предоставления конкретного перечня участников программы не является правильным. "Нужен узаконенный механизм по определению перечня", - сказал эксперт.

Касаясь налоговой системы, А.Шохин сказал, что ставка Единого социального налога может быть снижена. "Проблема налогового администрирования стоит жестко... Выхода всего бизнеса из тени нет". Эксперт также отметил, что по НДС тоже существуют более радикальные предложения. В частности, по словам А.Шохина, представители "Деловой России" высказывали мнение о необходимости отменить ввозные пошлины на технологическое оборудование для всего бизнеса, а не только для легкой промышленности. Помимо этого, речь шла и о том, что необходимо отменить возврат НДС при экспорте. Выступая на Экспертном совете, А.Шохин также сказал, что непонятно, зачем ресурсы Стабилизационного фонда направлять на дефицит Пенсионного фонда. "Дефицит Пенсионного фонда будет несколько лет", - сказал А.Шохин, подчеркнув, что при таких рассуждениях следует либо сохранить какой-нибудь налог, либо датировать Пенсионный фонд из федерального бюджета. "Лучше направить излишек на стимулирование активности и на реализацию некоторых проектов". По словам эксперта, напрямую направлять деньги, конечно, опасно, но можно использовать Стабилизационный фонд как некий фонд государственных гарантий. В своем выступлении А.Шохин также подчеркнул, что необходимо вернуться к законопроекту о концессиях.

В свою очередь Е.Панина обратила внимание собравшихся на то, что Минэкономразвития существенно занижает все макроэкономические показатели и темпы роста ВВП и различных отраслей экономики. Так, по прогнозу МЭРТа на 2004 год рост объемов выпуска промышленной продукции закладывался в 103,6-104,7 процентов, а ожидаемое исполнение за 2004 год - 107,1 процент. Прогноз на 2005 год МЭРТ дает 105,5 процентов. Получается, что это даже ниже ожидаемого исполнения объемов выпуска промышленной продукции в этом году, т.е. министерство планирует спад промышленного производства при поставленной задаче президента удвоить ВВП к 2010 году.

Аналогично обстоят дела и с инвестициями в основной капитал, и с прогнозом цены на нефть марки URALS - важнейшего показателя доходной части федерального бюджета. В прогнозе 2004 года был заложен уровень в 18,5 - 23 доллара за баррель с ожидаемой ценой в 31,2 доллара. На будущий год правительство закладывает 28 долларов за баррель. По мнению Е.Паниной, "... только в результате занижения базовых показателей и цены на нефть доходы федерального бюджета на 2005 год ориентировочно занижены более чем на 150 миллиардов рублей (около 5 миллиардов долларов). Если же сделать просчет по другим показателям, в частности, коэффициенту инфляции, индексу потребительских цен, объемам розничной торговли, прибыли и другим, эта сумма может быть увеличена". К тому же, как сказала Е.Панина, несмотря на задачу президента обеспечить прозрачность бюджета, правительство впервые не представило в Государственную Думу пообъектный перечень Федеральной адресной инвестиционной программы. Е.Панина сообщила, что ввиду невозможности полной доработки бюджета, Государственной Думе необходимо при его принятии обязать Правительство РФ до 1 апреля 2005 года внести в палату измененный бюджет 2005 года по итогам показателей социально-экономического развития России в 2004 году.

Генеральный директор ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" Валерий Окулов согласился со многими тезисами А.Шохина. Эксперт согласился с мнением А.Шохина относительно назначения Стабилизационного фонда. "Нужно выходить с этими предложениями в Думу", - заключил он. В.Окулов также сообщил, что бизнесу сейчас "позарез" необходимо законодательство о концессиях. В его выступлении также речь шла об отмене ввозных пошлин на технологическое оборудование. По словам гендиректора "Аэрофлота", если будут такие пошлины на российскую легкую промышленность, то после вступления в ВТО эта отрасль в России умрет. "Почему мы обсуждаем только нефтяную конъюнктуру?" - задался вопросом В.Окулов. "Думать нужно на два, пять, десять, двадцать пять лет вперед". "Мы все ожидаем снижения деловой активности, а надо заниматься формированием условий для роста!".

Рассуждая о параметрах правительственного бюджета, В.Окулов сказал, что видит "простое решение- директивное". По его словам, если мы не будем ставить перед собой конкретные амбициозные задачи и выполнять их, то ничего не получится. Положительными и реалистичными показателями правительственного бюджета на 2005 год В.Окулов назвал заложенный уровень инфляции и фиксированный уровень монополистических цен. Завершая выступление, эксперт отметил, что из года в год "Аэрофлот" рассчитывал свой бюджет по прогнозам правительства и из года в год получал "дыры" и терпел убытки, посоветовав всем опираться на данные мировых аналитических агентств и учиться у них.

Затем слово взял директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. "У нас не будет 8% инфляции в будущем году, так же, как и не будет 10% сегодня, если только сильно не напугать Госкомстат", - сказал он. Эксперт отметил, что одна из основных проблем правительственного бюджета - отсутствие прозрачности и его функциональная разнородность. По его словам, объединение разных статей бюджета "повысит его коррупциогенность". М.Делягин также коснулся назначения Стабилизационного фонда. По мнению эксперта, сама идеология создания такого фонда "порочна". "Это гробовые деньги", - сказал он. - "Ну, хватит на 1,5 года, а потом?.. Почему не на модернизацию?".

По мнению М.Делягина, правительственный бюджет "производит впечатление вредительства" и является "антипрезидентским", поскольку не решает основных проблем, поставленных главой государства. В частности, директор Института глобальных проблем напомнил, что Владимир Путин неоднократно заявлял о необходимости борьбы с бедностью, однако в правительственном бюджете заложено снижение расходов и на образование, и на социальную политику, тогда как на оборону, по словам эксперта, расходы увеличивали всегда, но ничего не изменилось. По мнению М.Делягина, особую тревожность вызывает тот факт, что в бюджете используется выравнивание регионов не по уровню развития, а по текущим доходам, "что порочно". По словам эксперта, предполагается, что всем федеральным бюджетникам повысят зарплату на 20%, а остальные регионы будут решать финансовые проблемы самостоятельно. "Это разрушение единого экономического пространства", - сказал М.Делягин.

Накануне же, 22 сентября Комитет по образованию и науке на заседании рассмотрел законопроект "О федеральном бюджете на 2005 год" в части финансирования расходов на образование и науку. В ходе проведенного депутатами сравнительного анализа финансирования расходов на образование и науку в бюджете на 2004 год и в проекте бюджета на 2005 год выяснилось, что из области бюджетного регулирования выпал ряд статей и видов расходов, таких как стипендии студентов, аспирантов и докторантов, зарплата работников бюджетных учреждений в области образования и науки, затраты на питание обучающихся. Расходы федерального бюджета на образования в 2005 году запланированы в размере 154 млрд. 456,6 млн. рублей. Соответствующие расходы консолидированного бюджета - 762,1 млрд. рублей против 531,2 млрд. рублей в 2004 году. Доля расходов на образование в общих расходах федерального бюджета составляет 5,1% (в 2004 году - 5,9%). Председатель комитета Николай Булаев поднял проблему прозрачности схемы финансирования регионов в связи с передачей на уровень субъектов Федерации учреждений начального и среднего профессионального образования.

Помимо этого, депутаты выразили обеспокоенность, что в проекте бюджета-2005 не предусмотрены отдельной строкой средства для уплаты бюджетными учреждениями образования и науки налога на имущество. Комитет предлагает за счет уменьшения профицита бюджета увеличить финансирование расходов на образование и науку дополнительно на сумму 31 млрд. 100 млн. рублей. Указанные средства предлагается направить на выплату заработной платы, стипендий и государственную поддержку малоимущих студентов. По мнению депутатов - членов комитета, необходимо придать отраслевой программе "Безопасность образовательного учреждения" статус федеральной целевой программы с объемом финансирования 30 млрд. рублей (со сроком исполнения 3 года) или включить указанное направление в Федеральную целевую программу "Федеральная программа развития образования". В 2005 году предлагается выделить на эти цели 10 млрд. рублей.

Комитет по делам женщин, семьи и молодежи хоть и одобрил концепцию бюджета на 2005 год, однако одновременно сформулировал ряд замечаний, которые следует учесть при доработке законопроекта. Так, в проекте не обозначены планируемые темпы инфляции и ВВП, в связи с чем, отмечается в заключении комитета на законопроект, существует вероятность сокрытия дополнительных доходов, полученных в случае превышения уровня инфляции против плановых проектировок по прогнозу экономического развития. Кроме того, депутаты - члены комитета - предлагают часть средств Стабилизационного фонда, объем которого на конец 2005 года составит 719,5 млрд. рублей, распределить между Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и иными непроцентными расходами, имеющими большое социальное значение. В частности, предлагается направить 8,5 млрд. рублей в Фонд социального страхования на увеличение до 10 тысяч рублей размера единовременного пособия при рождении ребенка. 500 млн. рублей, по мнению депутатов, следует направить на увеличение расходов по федеральной целевой подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".

Помимо этого, комитет предлагает увеличить финансирование по двум подпрограммам федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы: "Дети-инвалиды" - на 35 млн. рублей и "Дети-сироты" - на 20 млн. рублей. Одновременно предложено увеличить на 10 млн. рублей объем финансирования федеральной целевой программы "Молодежь России" (2001-2005 гг.). А также вдвое предлагается увеличить расходы на Федеральную целевую программу "Жилище" (подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей"), доведя ее объем до 1 млрд. рублей.

Комитет по охране здоровья рекомендовал Государственной Думе принять в первом чтении проект бюджета на 2005 год. Однако членов комитета беспокоит положение с оплатой труда медработников. С 1 января 2005 года планируется повысить оплату труда в 1,2 раза только для работников федеральных государственных учреждений. На эти цели предусмотрены дополнительные средства в объеме 19,8 млрд. рублей. Перед субъектами федерации стоит задача сохранить тот уровень, который сложится по состоянию на 31 декабря 2004 года. По мнению Комитета, крайне важно на переходный период выработать дополнительные механизмы, которые позволят снизить остроту напряженности в бюджетной сфере в связи с изменением системы регулирования и финансирования заработной платы ее работников. Глава комитета Татьяна Яковлева указала на то, что в проекте бюджета на 2005 год не решена проблема компенсации выпадающих доходов в системе обязательного медицинского страхования (в связи со снижением базовых ставок единого социального налога). По оценке комитета, они составят 29 млрд. рублей. Суммы, передаваемые из федерального бюджета в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, носят строго целевой характер (лекарственное обеспечение льготных категорий граждан) и не отразятся на выравнивании финансирования территориальных программ ОМС, что в свою очередь, скажется на доступности и качестве медицинской помощи в территориях. Комитет считает, что в Государственную Думу должны быть внесены вариантные расчеты объемов и стоимости Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2005 год, включая сводный расчет стоимости территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Отметим, что, как сообщила собравшимся председатель Экспертного совета Е.Панина, по итогам встречи в Минэкономразвития С.Шаронова с членами думского комитета по экономической политике было принято решение не утверждать социально-экономические показатели бюджета на 2005 год, а созвать внеочередное заседание комитета 24 сентября, пригласив на него главу министерства Германа Грефа.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.