Представители стран Баренц региона предложили Архангельской области участвовать в строительстве транспортного коридора "Баренц - Линк". Основным составляющим звеном проекта транспортного коридора на территории области является строительство новой железнодорожной линии Карпогоры - Вендинга, однако эта идея не была поддержана руководством Северной железной дороги. Об этом сообщил заместитель начальника отдела департамента транспорта и связи администрации Архангельской области Константин Барехов на встрече представителей администраций шведских губерний Вестерботтен и Норрботтен и представителей министерств Норвегии, Швеции, Финляндии с представителями администрации Архангельской области.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, по словам К. Барехова новая железнодорожная линия соединяет две тупиковых: Архангельск - Карпогоры и Вендинга - Микунь. В случае ее строительства она стала бы прямым выходом из республики Коми к Архангельску, а также в Финляндию, с использованием железнодорожной линии Ледмозеро - Кочкома.

Транспортный коридор "Баренц - Линк", вопрос о строительстве которого подняли на встрече, был бы существенной предпосылкой для развития экономического сотрудничества. По словам Барехова, и проект "Белкомур", частью которого является линия Карпогоры - Вендинга, выглядит привлекательно. Магистраль Архангельск - Сывтывкар - Кудымкар - Пермь была бы связующим звеном между регионами Урала и Сибири и Северо-Западом России, и, в первую очередь, с Архангельском и его морским портом. "Строительство "Белкомура" открыло бы новые перспективы для грузопотока с Урала и Печорского угольного бассейна. Магистраль также была бы кратчайшим маршрутом для доставки Тиманских бокситов на алюминиевые заводы Урала и Западной Сибири", - пояснил Барехов.

Однако эта железнодорожная магистраль не строится. Все виды работ на строительстве приостановлены с 1 июня 2002 года. По мнению железнодорожников, "Белкомур" может оказаться убыточным из-за отсутствия необходимого грузопотока. Железнодорожная ветка окупает себя, если по ней в сутки проходит 15 пар поездов. После строительства железной дороги на участке Карпогоры - Вендинга дополнительный грузопоток составит ориентировочно 5300 тонн или 2 поезда в сутки. А этого объема явно недостаточно для окупаемости новой магистрали. Странам Баренц региона придется переориентировать грузовую базу с Балтики на Архангельск.

"По мнению ОАО "РЖД", сооружение железнодорожной магистрали Архангельск - Сыктывкар - Кудымкар - Пермь экономически нецелесообразно по следующим причинам. Существующая транспортная сеть в Северо-Западном регионе полностью обеспечивает потребные объёмы перевозок; себестоимость перевозок по этой магистрали будет в 4 - 5 раз выше, чем по существующей сети, что повлечет за собой повышение транспортной составляющей в конечной цене продукции. Железнодорожники считают, что недостаточный грузопоток несмотря на значительное сокращение расстояния перевозок, не позволит сократить тарифы из-за значительных расходов на содержание дороги. За счет переключения грузопотоков снизятся объёмы перевозок по действующим железнодорожным линиям", - дополнил свое выступление К. Барехов.

Основная же причина в прекращении работ - это отсутствие необходимых финансовых средств. На сегодняшний день строительство "Белкомура" оценивается в 11,3 млрд. руб. (около 400 млн. долларов). Предполагается, что 40 процентов этой суммы на возвратной основе выделит федеральный бюджет, 10 процентов - местные бюджеты. Остальное должны составить собственные средства компании "Белкомур" и привлеченные инвестиционные кредиты. Однако привлечение инвестиций является самой большой трудностью, с которой столкнулась компания.

"Несмотря на это, администрация области заинтересована в решении этих вопросов, - подчеркнул Константин Барехов. - На недавно проходившей морской коллегии при Правительстве РФ вопрос строительства "Белкомур" также поднимался. Неоднократно проводились консультации с руководством "РЖД" по этому вопросу. По нашему мнению, только общими усилиями мы сможем решить поставленные вопросы, что позволит улучшить транспортную инфраструктуру и даст новые возможности для развития экономики всех участников стран Баренц - региона".