Когда противники газопровода «Северный поток — 2» говорят о том, что реализация этого проекта усилит зависимость Европы от российского газа, это не соответствует действительности. Об этом, как передает корреспондент ИА REGNUM 11 июня заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков на пресс-конференции «Северный поток — 2: газопровод, разъединивший Запад».

«Данный газопровод укладывается по маршруту газопровода «Северный поток — 1». И он, в свою очередь, появился после конфликта России и Украины по транзитному вопросу в 2009 году, — сказал Юшков. — К первому января не был подписан договор о транзите газа через Украину. Транзитный договор был, но не было договора на поставку газа для самой Украины, и Украина, чтобы не замерзнуть, начала отбирать транзитные объемы. И в ответ на это родились эти два проекта: «Северный поток» и «Южный поток». Первый был построен и идет из России в Германию и имеет мощность 55 млрд кубов прокачки. И он идет как для самой Германии, так и для стран Европы. И одна из веток заканчивается в Австрии. Второй проект «Южный поток» в итоге не был реализован в полной мере, так как США надавили на Болгарию. «Южный поток» должен был идти из района Анапы по Черному морю в Болгарию, а из Болгарии в Сербию, Венгрию, Австрию. Но под нажимом США Болгария отказалась. И «Южный поток» трансформировался в «Турецкий поток», но с половинчатой мощностью. «Южный поток» должен был быть 63 млрд кубов, а «Турецкий» остался только 31,5 млрд. И вместо второй половины «Южного потока» родился «Северный поток — 2».

Юшков подчеркнул, что «Северный поток — 2» — близнец «Северного потока — 1».

«Единственное отличие заключается в том, что он начинает не в Приморске, а в Усть-Луге. И есть небольшое отличие в маршруте. Как раз в датской акватории немного идет по-другому. Датчане два года тянули и не выдавали ни отказа, ни разрешения на укладку труб. «Северный поток — 2» нужен не для газоснабжения самой Германии, а для того, чтобы те же самые объемы, которые и так приходят в Европу, шли не через Украину, а через «Северный поток — 2», — сказал Юшков. — И поэтому, когда говорят, что этот газопровод увеличит зависимость Европы от российского газа, то это неправда. Потому что те же самые контракты есть. Просто изменится маршрут доставки газа. И в этом плане проект исключительно экономический. А транзит через Украину, он чуть ли не на 1 тыс. километров более протяженный».

И с точки зрения экономики, как полагает Юшков, «подкопаться» к проекту «Северный поток — 2» очень сложно.

«Не зря пять европейских компаний сначала хотели купить доли в этом проекте, а когда польский антимонопольный орган заблокировал эту сделку, то они просто выделили кредиты», — отметил эксперт.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM ранее, есть мнение, что политизация проекта газопровода «Северный поток — 2» начинается с 2014 года.