Перечень населенных пунктов с плохой экологической обстановкой был составлен по результатам исследования Главной геофизической лабораторией имени Воейкова. Многие территории, попавшие в "черный список", считались экологически неблагополучными еще в советские времена, так как находились в зоне крупных и "грязных" производств.

Лабораторией было исследовано 260 российских городов. Стоит отметить, что лидерами в этом списке являются населенные пункты, в которых расположены крупные металлургические комбинаты.

Как передает корреспондент "Нового Региона", в первую дюжину "самых грязных городов" входит Магнитогорск, которому присвоена высшая степень загрязнения "ОВ", что значит "очень загрязнен". Ни Челябинск, ни проблемный Карабаш, ни другие города Южного Урала в число самых "грязных" городов России не вошли.

В УрФО обнаружилось еще два экологически неблагополучных населенных пункта - это Екатеринбург, главным загрязняющим фактором которого является автомобильный транспорт, и неожиданно Курган.

По словам заместителя директора Главной геофизической лаборатории имени Воейкова Сергея Чичерина, средний уровень загрязнения может зависеть от климатических факторов и этот показатель может изменяться год от года. "И все-таки основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха в городах и мегаполисах несет автомобильный транспорт, и этот показатель имеет тенденцию к постоянному росту", - считает Чичерин. - 80 процентов выбросов в атмосферу на территории Москвы и Санкт-Петербурга приходится именно на него".

Кроме того, большой процент загрязняющих веществ приходится на долю электроэнергетики, отраслей топливной и металлургической промышленности. "Если 10 лет назад промышленные предприятия находились в состоянии кризиса, то последние годы многие предприятия начали возрождаться. Многие из них заработали на старой технологической базе. Если в ближайшее время не произойдет техническое переоснащение предприятий, неизбежно ухудшение качества воздуха. В связи с этим, к промышленным предприятиям необходимо предъявлять более жесткие требования", - отмечает Сергей Чичерин.

Самыми распространенными загрязняющими веществами, поступающими в атмосферу в наибольших количествах, являются диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота и летучие органические соединения. Специфические загрязняющие вещества (сероводород, сероуглерод, серная кислота, бенз(а)пирен, свинец) составляют около двух процентов от общего количества всех загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу.

"Прогноз на будущее не очень утешителен", - говорит Сергей Чичерин. "Дело в том, что масштаб проблемы не понятен обществу. Для начала, необходимо ввести целевые нормативы, нужно работать на долгосрочную перспективу. Возможно, к этому придется идти не один год. Используя зарубежный опыт, нужно стремиться к модернизации автомобилей, чтобы сделать их экологически чистыми".