ИА REGNUM предлагает вашему вниманию интервью председателя Верховного совета Республики Хакасия Владимира Штыгашева. Текст предоставлен отделом аппарата Верховного совета Республики Хакасия по информационной политике и связям с общественностью.

Владимир Николаевич, новый парламентский сезон начинается в необычных условиях. Заканчивая весеннелетнюю сессию, вряд ли можно было предположить, что в разгар летнего сезона страну потрясут теракты, и власти всех уровней будут вынуждены искать адекватные меры реагирования....

Наше время, к сожалению, таково, что каждый день нельзя не ждать того, что произошло в Беслане, Москве, в небе над Россией. Терроризм не знает графиков, режимов, расписаний. Свои черные акты террористы исполняют тогда, когда жизнь общества приходит в состояние стабильности. И от этого теракты еще губительнее с точки зрения психологии - все было нормально, как тут снова потрясение, ужас, смерть... Мы выражаем соболезнования и поддержку народам Северной Осетии, москвичам, всем, кто пострадал от терактов.
Сегодня Верховный совет Республики Хакасия собирается на свою двадцать девятую сессию. Она откроет новый парламентский сезон, который станет завершающим для этого созыва. И начинается он действительно в особых условиях. Перед Верховным советом стоят сейчас важнейшие задачи не только по принятию бюджета на 2005 год и приближающимся выборам. Перед нами стоят задачи по выполнению задач, поставленных нашими избирателями, по принятию важных законодательных актов по многим вопросам. И по решению задач, поставленных десять дней назад президентом. Опыта и желания у депутатов, уверен, достаточно, чтобы решить эти задачи эффективно.

Были ли случаи, когда Верховному совету Хакасии приходилось начинать свою осеннюю серию заседаний в подобных условиях?

Были... И потому я верю, что мы сможем справиться с новыми особыми условиями безболезненно и без ущерба для интересов Хакасии и наших граждан. Помните осень девяносто первого года? Тогда еще облсовету тоже пришлось работать в экстремальных условиях - менялась государственность. Помните октябрь девяносто третьего? Ситуация повторилась. В те моменты депутатскому корпусу Хакасии пришлось начинать свою работу в осеннюю сессию в режиме, близкому к чрезвычайному. Но мы смогли работать, смогли контролировать ситуацию, смогли не допустить социальных взрывов, не утратить стабильность в политических и экономических процессах.
Сегодня ситуация не столь драматичная, как в те годы. Но от этого она не становиться проще. И Верховный совет Республики Хакасия должен проявить политическую зрелость, выдержку. Депутаты должны проявить свои лучшие качества - профессионализм, глубинное понимание проблем, ответственность перед своими избирателями, перед будущими поколениями. Дискуссии не должны привести к раздору. Все мы разные, но Хакасия у нас одна. Мы должны сообща приложить максимум усилий к её развитию и процветанию. Социальному благополучию и ответственности, где нет места для даже малых ростков терроризма.

Осень 2004 года не есть повторение 1991 и 1993 годов. Время дало новые вызовы России, обществу. Что должно лежать в основе адекватных ответов на них?

Вопервых, надо признать и не пытаться спрятаться от этого нам бросили вызов. Враг, с которым трудно бороться. Он невидим, он всепроникающ, он жесток. Это терроризм, экстремизм. Его вдохновители и спонсоры (в скобках скажу, что ими запросто могут оказаться наши так называемые партнеры, которых привлекают природные богатства страны и её ресурсы) продолжают двигаться по тому пути, который ведет к развалу России, её дезинтеграции. Спастись от этого можно только единением. Всенародным, единством с властью, как это было в самых важных моментах российской истории перед вторжением врага на наши земли. Президент эту задачу поставил. И вместо того, чтобы рассуждать о, якобы, наступлении на демократию, наступлении на Закон, надо объединяться на деле. В единстве наше спасение. А спасение государства есть верховный закон. Так говорили еще две тысячи лет назад в Риме.
Россию населяет великий народ, не промотавший своих сил, не отчаявшийся в своей трагедии. В нынешних условиях вполне уместен призыв: "Народы России, не разъединяйтесь!". Политические лозунги национализма и территориального сепаратизма и суверенитета, столь популярные в начале 90х, полностью доказали свою политическую исчерпанность. Этот путь ведет к крушению российской государственности, самоуничтожению российской нации.

В этих условиях три сентябрьских тезиса президента звучат революционно. Многочисленные комментарии, зачастую диаметрально противоположные, заставили общество замкнуться и обратиться к терминам "закручивание гаек", "наступление на демократию" и так далее. За свою продолжительную политическую карьеру вы неоднократно видели крутые повороты власти. Сейчас что вы думаете по этому поводу?

Да, сейчас, спустя десять дней после выступления президента Владимира Владимировича Путина с предложениями по корректировке механизма власти, можно дать определенные оценки трем сентябрьским тезисам, как вы это назвали. Вопервых, хотелось бы успокоить тех, кто разглядел за этим реакцию, уничтожение завоеваний демократии и даже первые шаги по восстановлению монархии. Полный бред, так рассуждать могут только люди, желающие зла своему Отечеству. На самом деле, ничего такого не произошло.
Президент - глава государства, которого мы избирали всенародно, и который несет ответственность за безопасность страны и людей перед всем народом. Если Владимир Владимирович Путин как глава государства посчитал необходимым выступить с такими инициативами, это значит, что в этом есть необходимость. Вместо того чтобы неделями и месяцами сокрушаться по последствиям терактов, он поступил, прямо скажем, четко и даже жестко. Оправданно жестко. Этого требовала ситуация. И медлить тут нельзя.
Сегодня идет розыск восемнадцати смертниц, которые готовы к самоуничтожению в любой точке страны. Московские милиционеры предотвратили на выходных целую серию взрывов в центре столицы. Правоохранительные органы в том же Красноярске выявили факты, что отдельные школы ремонтировались выходцами с Кавказа. МВД Хакасии и спецслужбы на территории республики активизировали свою работу по предупреждению акций террористов. Но этого мало. Террористы воюют не с государством. Они воюют с людьми. Которые ходят по улицам, ездят в общественном транспорте, водят детей в школы, летают в самолетах. Государство они шантажируют. И поддаться на их шантаж означает крушение всех помыслов о создании достойной жизни, благополучия и процветания. Обречь наших людей на риск и страх быть оружием в руках бандитов и наемников. Предложения Президента прозвучали уместно ситуации.

Но они несут изменения в систему организации и функционирования государственной власти...

В предложениях Президента много аспектов. Но положительных моментов я вижу все же больше. И потом, кто и почему должен одобрять или не одобрять Президента в его стремлении создать ту систему власти, которая соответствует его представлениям о государственном управлении? Мы доверили ему на выборах управлять делами государства. И должны быть последовательными в этом доверии.
Дальше. Президент предложил создать Общественную палату по контролю за деятельностью государственного аппарата и правоохранительных органов. Правильно. Давно пора. Сами же люди говорят на улицах, что чиновники живут сами по себе, народ сам по себе. Эксперты уже называют несколько путей развития этого формирования. Как только появятся соответствующие документы, можно будет конкретно судить о назначении и задачах общественной палаты. Вместе с тем, напомню, что когдато уже существовали комитеты народного контроля, в которые избирались люди из различных слоев общества и разных профессий. И не всякий чиновник спокойно относился к тому, что его делами заинтересовался комитет народного контроля. Это стимулировало ответственность.
Уже в течение четырёх лет в Хакасии существует Общественная палата, в которую входят представители общественных объединений. И ежегодно Правительство Республики Хакасия на встрече с ними отчитывается о своей работе, намечает планы по сотрудничеству с общественностью, помогает решать проблемы, поднятые ею. Так что эта инициатива Президента только идет на усиление роли общества в управлении делами государства. И это называется "наступлением на демократию"?

Но изменение принципа формирования Государственной Думы?..

Принцип остался не тронутым. Государственная Дума попрежнему избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В Конституции Российской Федерации 1993 года записано, что Государственная Дума состоит из 450 депутатов. О депутатаходномандатниках конституция ничего не говорит. Об этом говорит специальный федеральный закон. Принят он был с учетом политических реалий 1993 года, и субъекты Российской Федерации пытались отстоять лоббистские возможности региона через депутатоводномандатников. Система получилась несколько ущербной.
Сравните: Хакасия и Красноярский край - равноправные субъекты Российской Федерации. Но от нас в Думе работает один депутат, а от края избирается четыре одномандатника плюс еще два от автономных округов... За десять лет существования Государственной Думы Хакасию представляли четыре депутата: Михаил Алексеевич Митюков, Алексей Иванович Лебедь, Георгий Григорьевич Майтаков, сейчас - Геннадий Юрьевич Семигин. Возможности депутатаодномандатника ограничены интересами его 224 коллег, которые отстаивают в Думе интересы своих регионов. Тут уже и до регионального сепаратизма не далеко, если команда одномандатников от такого региона, например, как Иркутская область (3 депутата) начнет предъявлять повышенные требования для своей территории по линии федеральных целевых программ.

А выборы по спискам политических партий смогут ситуацию исправить?

Не все сразу. У нас еще слабы традиции политических партий, доверие населения к ним остается невысоким. Из четырех десятков зарегистрированных политических партий только четырем удалось провести своих представителей в парламент. Отсюда следует, что предложение президента о переходе на стопроцентно пропорциональную систему выборов депутатов Государственной Думе дает существенный стимул для самих политических партий в их борьбе за голоса избирателей. У нас как повелось? Как приближаются выборы - так несколько новых политических партий, зачастую примитивных пиарпроектов, за которыми стоят деньги финансовопромышленных групп, например. Несомненно, что это пойдет на пользу политическим партиям.

Но интересы регионов, когда не будет депутатоводномандатников, кто будет защищать, представлять?

Думаю, что регионы только выиграют от этого перехода. Почему? Элементарная арифметика. На территории Сибири каждая партия формирует свой территориальный список. И если этот территориальный список набирает в Сибири достаточно высокий процент голосов избирателей, то в Думу проходят представители Сибири. Далее каждая партия закрепляет по устоявшейся традиции своего куратора за каждым из регионов. Так и для Хакасии. "Единая Россия" своего куратора для Хакасии определила. КПРФ тоже. "Родина" и ЛДПР с нашим регионом тоже поддерживают отношения. Так что, если подходить формально, Хакасия сегодня имеет в Думе не одного депутата - Геннадия Юрьевича Семигина, а целых пять. Благодаря парламентским партиям. Это результат работы политических партий. Теперь эту тенденцию надо закрепить, узаконить и развить.

Но предложение назначать губернатора региона из федерального центра? Рушится ведь принцип федерализма, закрепленный в самой первой статье Конституции, на которую вы уже ссылались?

Конституцию Российской Федерации, по данным социологов, читало всего два процента населения. Все остальные - дают её трактовку в достаточно вольном пересказе, да и то со слов журналистов. Как юрист, как политолог скажу: никакого нарушения Конституции, никакого нарушения принципа федерализма в предложении Президента о рекомендации кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации нет.
Вопервых, Российская Федерация по принципу своего образования неоднородна. У нас шесть видов субъектов федерации, формально равноправных, но на деле абсолютно различных. У нас есть регионы"матрешки", тот же Красноярский край. У нас сложная система межбюджетных отношений. У нас каждый регион самостоятельно и по своему усмотрению формирует систему местного самоуправления, что тоже не совсем правильно. Современная Россия не является федерацией в подлинном смысле слова, так как преобладающее большинство её административных территорий, на которых проживает 80% населения, не имеют статуса субъектов Федерации, как это определено классически: субъект Федерации - государство, вошедшее в новое государственное образование на принципах федерации при сохранении им определенной государственной самостоятельности. Из 89 ныне существующих субъектов только 21 отвечают формальным признакам субъекта федерации. Это национальные республики, к которым относится и Хакасия. Остальные 68 - административные территории - края, области, округа...
Присутствие разнородных субъектов в рамках единой федерации несет в себе элемент риска в управляемости страной, обеспечении её безопасности. Президент именно об этом и говорил в своем выступлении. Мы смогли сформировать национальнотерриториальный федерализм для России. Время, предъявившее нам новые вызовы, требует, сама жизнь требует федерализма не национального, а территориального. Прежде всего, в интересах экономики, ради достижения экономического благополучия и процветания, экономического освоения богатств России, пока до них не добрались те, кто попустительствует террористам. Эффективное предпринимательство не признает этнических границ, согласитесь, и произвола столичных и местных чиновников. Правильно организованная экономика является мощным средством против национального и регионального сепаратизма, экономической замкнутости региона.
Зачастую на уровне регионов складываются региональные административноэкономические формации, которые контролируют региональную экономику в собственных интересах или интересах приближенного круга предпринимателей. Это связывает по рукам и ногам губернаторов, которые несут, как правило, обязательство перед деловыми кругами региона в обмен за поддержку на выборах. Примеров этому по всей стране множество. Разве это допустимо, чтобы первое лицо региона было комуто еще обязано, кроме своих избирателей? Вот и Президент рассудил также...

Если инициатива Президента обретет силу закона, как это будет происходить?

Скорее всего, процедура будет примерно той, какая сейчас существует по назначению региональных прокуроров. Генеральный прокурор представляет нам кандидатуру на должность прокурора Хакасии, а Верховный Совет дает или не дает на это свое согласие. Ожидается, что Президент Российской Федерации также будет представлять нам кандидатуру на пост председателя Правительства Республики Хакасия, а Верховный совет, в свою очередь, на сессии будет голосовать за или против предложенной кандидатуры. Для нас этот подход не является новым. Если помните, в 1992 году именно Верховный совет Республики Хакасия первого созыва избирал Евгения Александровича Смирнова председателем Совета министров Республики Хакасия. Можно говорить, что такая политическая традиция в Хакасии существует.
Что касается принципиальных моментов, то назначаемость высшего должностного лица субъекта, несомненно, позволит укрепить вертикаль власти, создать управляемую, эффективную и ответственную исполнительную власть в стране, ежедневно на деле исполняющую организационнообеспечительную функцию государства. Вовторых, назначенному губернатору будет легче вести диалог с федеральным центром и опираться в своей деятельности на региональные структуры федеральных органов исполнительной власти. Втретьих, назначенного губернатора можно будет снимать, если он не будет справляться со своими обязанностями. Это, скажите, тоже вредит стране, которая движется к экономическому благополучию и вынуждена бороться с проявлениями международного терроризма?

Тогда после всех этих событий произойдет ли корректировка планов работы парламента на предстоящий период?

У Верховного совета Республики Хакасия сверстан план работы на второе полугодие текущего года. Нам предстоит рассмотреть порядка 30 законов, которые сейчас готовятся Правительством Республики Хакасия и парламентскими комитетами. Среди них - главный финансовый документ, проект закона о республиканском бюджете. Какие бы потрясения не волновали страну и республику, нам никто не простит, если финансирование ЖКХ, социальной сферы, выплата зарплаты будет нарушено. Нам предстоит рассмотреть целый пакет республиканских законов, часть из них изменить, часть просто отменить в связи с принятием 122го федерального закона, который изменил распределение полномочий между регионами и центром, и которым льготы заменены на денежные выплаты.
Если потребуется, мы готовы скорректировать план своей работы на то время, которое еще у нас, этого созыва, еще осталось. Но если дело коснется тех вопросов, которые мы обсуждаем, то сразу скажу, что не все так просто. Потребуется менять Конституцию Республики Хакасия, на что придется собирать конституционную комиссию. Вносить изменения в законы о Верховном совете, Правительстве, выборах и другие. Все это требует время, соблюдения регламента, поддержки квалифицированного большинства депутатского корпуса, то есть как минимум 50 депутатов Верховного совета Республики Хакасия. С учетом того, что до конца полномочий депутатов этого созыва осталось не больше четырех месяцев, то, наверное, эта работа уже для будущего Верховного совета. Он, кстати сказать, тоже будет избираться как по одномандатным округам, так и, впервые, по партийным спискам.

Заканчивая нашу беседу, хотелось бы спросить еще об одном. Владимир Николаевич, вы верите, что новый поворот в истории современной России это поворот к лучшему, а не наоборот?

Я повторюсь: спасение государства есть верховный закон. Нам, как государству, угрожают... Угрожают экстремисты и террористы, которые готовы взрывать, захватывать заложников, убивать. Угрожают экономической безопасности и существованию российской нации как таковой. Нам угрожают сектанты, нацеленные на духовное порабощение наших граждан. Нам угрожают наркодельцы и спиртовики. Нам угрожает падение образованности наших детей. Нам угрожает потеря нашей молодежью чувства патриотизма. И это произошло не в один момент. Это вызовы времени.
Мы давно говорим об этом, но то были разрозненные голоса, которые оставались не услышанными на общем фоне жалоб на окружающие нас проблемы. Беслан и события вокруг него разбудили нацию. Народ понял, что дальше делать вид, что это его не касается, нельзя. Я был потрясен, когда увидел, как сотни людей пришли на Театральную площадь Абакана, чтобы почтить память погибших детей Северной Осетии. Они пришли сами. По зову сердца...
Президент Владимир Владимирович Путин, выступив с предложениями по усилению безопасности внутри страны, оправдал те стихийные желания, которые давно ходят в народе, обсуждаются на работе, в компании друзей, на официальных совещаниях. От нас это требует теперь ответственности. Думаю, что теперь было бы уместно бросить клич россиянам - "Объединяйтесь вокруг своего Президента!". Помните, в книге Екклесиаста?.. "Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время разбрасывать камни, и время собирать камни. Время войне, и время миру...". От себя бы добавил: "Время говорить, и время действовать". Время нам предъявило новые вызовы. Надо на них достойно ответить. Вместе, своим единением. Ради самих себя, своих детей. Ради Отечества. Россиямать. Мы - её дети. Россия - Отечество. Мы его сыновья и дочери. Неужели мы позволим врагам её ослабить и уничтожить?