Прежде чем станет понятно, какой энергоноситель придет на смену нефти, пройдет около двух-трех пятилеток. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 7 июня заявил доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов.

«Первые прогнозы предполагали пик потребления нефти в начале 1970-х гг. Но появление новых технологий неоднократно сдвигало эту оценку. Поэтому к прогнозам такого типа нужно относиться осторожно. Сейчас сокращение потребления нефти поддерживается на законодательном уровне. Если налог на выбросы СО2 окажется достаточно весомым, то пик потребления нефти, скорее всего, будет в 2019 году, — сказал Хестанов. — Главные перемены ждут энергетику и транспорт. Освоение новых технологий будет нелегким, и в первое время потребуются значительные затраты и усилия. А для стран-экспортеров углеводородов это означает потерю дохода от экспорта и, как следствие, падение доходов бюджета. Необходимость сильного сокращения госрасходов будет очень болезненной».

Как пояснил Хестанов, место нефти как первичного энергоносителя будет занято многими другими — это могут быть возобновляемые источники энергии во всем их многообразии или атомная энергия.

«Но процесс энергоперехода только стартовал, и определить явного лидера в борьбе за место углеводородов в энергобалансе мира пока трудно. Потребуется накопление опыта в течение двух-трех пятилеток, прежде чем путем проб и ошибок будут найдены оптимальные решения», — полагает экономист.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, к концу 2021 года мировой спрос на нефтяное сырье может составить 96−97 млн баррелей в сутки.