Предлагаем вашему вниманию выдержки из доклада главы администрации Коми-Пермяцкого автономного округа Геннадия Савельева на расширенном заседании Законодательного собрания области 26 апреля 2002 года, предоставленный пресс-службой администрации округа.

"Рассматривая итоги 2001 года, мы можем отметить некоторые положительные моменты, которые характерны как для округа, так и для России в целом. Это был год политической, экономической и социальной стабильности для России. Для жителей округа год также прошел относительно спокойно, в деловой обстановке. Без особых коллизий состоялись выборы депутатов Законодательного собрания округа, менее, чем за 6 месяцев разработана и утверждена Законодательным собранием округа комплексная программа социально-экономического развития округа на 2002-2006 годы, которая легла в основу при формировании бюджета на 2002 год.

7 декабря 2001 года Законодательным собранием округа принят бюджет на 2002 год. Впервые за 10 последних лет бюджет округа принят в установленные Бюджетным кодексом РФ сроки, что свидетельствует об отсутствии излишней политизированности накануне выборов в Законодательное собрание округа, которые состоялись 9 декабря 2001 г.

Благодаря спокойной, деловой обстановке, целенаправленной работе исполнительной и представительной ветвями власти в 2001 году достигнут рост к уровню 2000 года в промышленности на 4,5%, в с/хозяйстве на 2,8%. Почти в 2 раза больше построено жилья 16,8 тыс.м2 (191%). Положительные тенденции в экономике позволили исполнить консолидированный бюджет округа по доходам на 101%, в т.ч. по собственным доходам на 106%. Своеобразным индикатором социально-экономического развития являются показатели уровня жизни населения: -среднемесячные доходы населения округа в расчете на душу повысились на 32%, при росте потребительских цен за год на 18%; -среднемесячная з/плата (по средним и крупным предприятиям выросла на 40,2% и составила 1547 рублей, а реальная среднемесячная з/плата выросла на 17,4%. К началу текущего года практически нет задолженности по з/плате в бюджетной сфере, суммарная задолженность по з/плате по всем отраслям народного хозяйства составила 18,9 млн.рублей и снизилась по сравнению с соответствующей датой прошлого года на 15,4%. Иными словами, задержка выплаты заработной платы в целом по округу не превышает 7 дней.

Отмечая положительные тенденции в экономике и в социальной сфере округа мы понимаем, что большинство проблем в экономике и социальной сфере не решены. Анализ работы основных отраслей промышленности показывает: В лесозаготовительной промышленности, где произведен наибольший объем продукции - 49% - из 14 действующих крупных и средних лесозаготовительных предприятий 9 снизили объемы вывозки и производства деловой древесины. Чтобы добиться увеличения объемов лесозаготовок и переработки древесины в округе и поправить финансовое положение лесозаготовительных предприятий, необходимо провести детальный анализ работы лесозаготовительных предприятий и принять программу вывода их из кризиса. Основное направление - организация деревообработки на территории округа, с привлечением инвестиций за счет окружного инвестиционного фонда, банковских кредитов под гарантию бюджетов всех уровней, привлечение кредиторов из-за пределов округа...

Мне думается, что это именно то направление, которое необходимо поддерживать окружной администрации, Законодательному собранию и органам местного самоуправления. Это особенно важно, т.к. деятельность подобных предприятий не зависит от решений, принимаемых монополистами-переработчиками древесины в Пермской области в вопросах ценовой политики.

В пищевой промышленности произведено 26,7% от общего объема промышленной продукции, 106,4% к уровню 2000 года, увеличилось производство хлебобулочных и макаронных изделий, мяса, молока, сметаны, масла. Казалось бы, нет повода для беспокойства, но давайте проанализируем ситуацию. Сотни тонн молочной продукции, производимой в личных крестьянских хозяйствах, не имеют сбыта, при этом мощности по переработке молока в округе простаивают. Переработчики, главы местного самоуправления годами ведут разговоры об организации закупа молока у населения, а воз и ныне там.

Еще более тяжелая ситуация по закупу и переработке у населения картофеля, ягод, грибов. Имеющиеся мощности окрпотребкооперации простаивают. Получается парадоксальная ситуация, предпринимателям из Литвы, Белоруссии, Казахстана заниматься закупом у населения округа грибов и ягод выгодно, а нашей потребкооперации невыгодно, хотя почти в каждом населенном пункте имеются магазины системы потребкооперации. Главам муниципальных образований необходимо срочно принимать меры по организации закупа молока и его переработки. С весны определиться с закупом у населения картофеля и ягод, грибов через систему потребкооперации для дальнейшей переработки этой ценной продукции.

Нефтедобыча занимает 9,0% от общего объема промышленного производства. В 2001 году произошло дальнейшее сокращение добычи нефти. Добыто 25,9 тыс. тонн, что на 11,3% ниже уровня 2000 года. Руководство "ЛУКойл-Перми" провело очередную реструктуризацию производства и обещало до конца марта т.г. представить программу увеличения геологоразведочных работ на территории округа и увеличение нефтедобычи. Все сроки истекли, программы нет, поэтому необходимо более жестко ставить вопрос дальнейшей работы компании на территории округа, максимально ускорить работу по проведению аукциона по разработке Тукачевского и Романшорского месторождений, с условием переработки нефти в округе. Особое внимание надо уделить вопросам геологоразведочных работ за счет привлечения инвесторов на конкурентной основе.

Сельское хозяйство. Из окружного бюджета на поддержку АПК в 2001 году выделено 58,2 млн. руб., в том числе 69% - на дотации животноводческой продукции. С 2001 года дотации выделяются всем товаропроизводителям, в т.ч. физическим лицам. Объем валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств составил в 2001 году 102,8% к уровню предыдущего года (1,5 млрд. руб.).

В 2001 году посевные площади под с/х культурами сократились на 4,9 тыс. га по сравнению с предыдущим годом. Но несмотря на сокращение посевов зерновых культур, за счет роста урожайности производство зерна в округе возросло на 10,6% и составило 35,9 тыс. тонн (в весе после доработки). В 2001 году наблюдался рост продуктивности животноводства в сельскохозяйственных предприятиях. По итогам 2001 года 15 хозяйств получили прибыль около 25 млн. руб.

Положительные сдвиги в с/хозяйстве - это прежде всего результат целенаправленной политики администрации округа и Законодательного собрания округа на поддержку АПК округа. Отмечая позитивные сдвиги в сельском хозяйстве, мы хорошо понимаем, что положение в этой сфере остается критическим. Износ основных фондов более 80%, сохраняется тенденция к сокращению поголовья скота. Критическим остается и уровень оплаты труда в сельском хозяйстве, среднемесячная зарплата в 2001 году составила 622 руб. Одной из главных причин подобного положения является отсутствие целенаправленной работы по подготовке и закреплению руководящих кадров на селе.

Понимая необходимость укрепления кадрами сельского хозяйства, администрация и Законодательное собрание округа в марте т.г. приняли Закон "О государственной поддержке по укреплению кадрового потенциала АПК". Несколько ранее принята Программа "Плодородие", что позволит улучшить работу с землей. Проводится работа по сортообновлению семян и племенному делу. Всего этого, конечно, крайне мало, в сельском хозяйстве необходимы кардинальные изменения, которые должны быть закреплены на федеральном уровне.

Но даже то малое, что делается в округе, дает надежду на возрождение села. В I квартале т.г. реализовано скота на 105,4 %, надоено молока 108,0 % к январю-марту 2001 года. Практически решены все вопросы по обеспеченности селян ГСМ для проведения весенне-полевых работ. Главное для нас - не допустить снижение темпов роста достигнутых в сельском хозяйстве.

Капитальное строительство. За 2001 год объем инвестиций в основной капитал составил 189,2 млн. рублей или 66% к уровню 2000 года в сопоставимых ценах. Снижение объема инвестиций произошло из-за отсутствия Программы социально-экономического развития округа (срок реализации прежней Программы истек в 2000 году), а также слабой работы прежней Администрации округа в Министерствах и ведомствах по защите инвестиционной составляющей на 2001 год. Причина проста и понятна - весь административный ресурс был направлен на выборы, интересы округа ушли на второй план.

Особо сложная обстановка в 2001 году складывалась в дорожно-строительном комплексе округа. На начало года задолженность федерального дорожного агентства перед дорожными организациями округа составляла более 70 млн. руб. Окружной администрации пришлось потратить массу сил и времени, чтобы получить финансовые средства, предусмотренные в бюджете на 2001 год, т.к. баланс окружного дорожного комитета за 2000 год федеральным дорожным агентством не был принят. Основная сумма средств поступила только в конце сентября и в октябре 2001 года. В итоге за 2001 год на строительство и содержание дорог освоено из федерального бюджета 112,6 млн. руб. (94,8%) и за счет окружного бюджета 12,3 млн. - 126,1%.

Анализируя работу строительного комплекса необходимо отметить низкое качество выполняемых работ, отсутствие необходимых мощностей, отсутствие оборотных средств, почти полный развал мощностей по производству собственных строительных материалов и главное - отсутствие кадров, способных строить качественно с применением новых строительных технологий. Низкое качество вполне объяснимо: строители округа никогда не работали в условиях конкуренции и работали в основном на объектах, финансируемых за счет бюджетных средств. Это результат десятилетней работы строительных организаций округа в условиях мизерного финансирования.

Перед окружной администрацией, строительными организациями округа стоит задача, в течение 2-х лет развить мощности по производству местных строительных материалов, железобетонных изделий, кирпича, столярных изделий, организовать подготовку кадров массовых строительных профессий на базе ПТУ округа. Необходимо также наладить жесткий контроль за качеством строительных работ, и выполнить инвестиционную программу 2002г. в полном объеме, что потребует колоссальных усилий, учитывая развал строительного комплекса.

Энергетика, транспорт, связь. Достаточно сложно складывались в 2001 году отношения с "Пермэнерго", т.к. задолженность перед энергетиками на 01.01.2001 г. составляла более 18,5 млн. руб. Администрация округа, глава муниципального образования проводили систематическую работу по погашению задолженности. На 01.01.02 г. задолженность составляла 11,6 млн. на 01.03.02 -8,2 млн. руб. Поставлена задача, до конца 2 квартала погасить оставшуюся задолженность и больше ее не иметь.

Несмотря на сложности, нам совместно с "Пермэнерго" удалось в 2001 году ввести в строй 16,6 км ВЛ-10 на участке Оныл - Серебрянка и 42,8 км на участке Серебрянка - У-Черная (участок к настоящему времени стоит под напряжением). В т.г. предусмотрено отремонтировать линии Вл-0,4 в пос. У-Черная и подключить этот поселок к единой энергосистеме. В 2003 году необходимо решить проблему энергоснабжения пос. Керос. Таким образом, будет решена проблема энергоснабжения всех населенных пунктов округа.

За счет собственных средств АО "Уралсвязьинформ" и окружного бюджета в 2001 году проложена кабельная линия связи п. Пожва - п.Кама в Юсьвинском районе, Юсьвинский район подключен к АТС; -строительство волоконно-оптической линии связи г. Кудымкар - с. Егва; -магистральные сети связи и цифровая АТС на 5344 номеров в г. Кудымкаре; -антенно-мачтовое сооружение в с. Юрла высотой 80 м, в ближайшее время населенные пункты Юрлинского района будут подключены к АТС. В 2001 году организованы авиаперевозки по маршруту Кудымкар - Гайны - Серебрянка - У-Черная - Керос. Но население этих поселков предпочитает ездить на автобусах, т.к. с 2001 года туда открыто автобусное сообщение. Авиаперевозки, возможно, понадобятся только в период межсезонья. В 2001 году организованы перевозки речным транспортом по маршруту Пожва - Березники, Пожва - Левшино. Я говорю об этом, поскольку все эти вопросы не решались годами, и вызывали массу нареканий в адрес Администрации округа.

Реформа ЖКХ вызывает массу нареканий и недовольство населения округа. Мы были вынуждены пойти на эти непопулярные меры, потому что, во-первых, к этому нас обязывал Указ Президента РФ, а во-вторых, нам не хотелось повторять участь жителей Приморья и других регионов, когда они месяцами сидели без тепла и света. Мы без особых коллизий перенесли зиму и прошлого и этого года. При этом постарались максимально снизить нагрузку на население. Пересмотрены и 2 раза снижены тарифы на тепло, в бюджете т.г. предусмотрено 46 млн. руб. на выдачу субсидий для малообеспеченных. В прошлом году на эти цели было израсходовано всего 1,9 млн. руб. К сожалению, в текущем году оформление субсидий идет крайне неудовлетворительно, за I квартал их выдано всего на сумму около 1 млн. руб.

Чтобы исключить резкий скачок цен на тепло в отопительный сезон 2002-2003 г.г., мы в марте т.г. оформили банковский кредит на 12,5 млн. руб. и практически обеспечили мазутом по самым низким ценам городскую котельную на весь предстоящий отопительный сезон.

Малое предпринимательство как неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без чего невозможно создание эффективной конкурентоспособной экономики, в последнее время стал объектом обсуждения на уровне Президента и Правительства РФ. В округе работают 540 малых предприятий и 1900 предпринимателей без образования юридического лица. Общая численность работающих в малом бизнесе достигла 6,5 тыс. чел. Для сравнения: на крупных и средних предприятиях работает 7,6 тыс. чел. В предприятиях малого бизнеса произведено в 2001 году продукции на 202 млн. руб., 25,5% от общего объема промышленного производства, рост к уровню 2000 года составил 31%.

На их долю приходится 46% налоговых поступлений, по г.Кудымкару - 53%. Однако, развитие малого бизнеса в округе приостановилось, каждое второе из зарегистрированных предприятий либо приостановило деятельность, либо прекратило, но существует из-за сложности процедуры ликвидации. Одной из причин подобного положения является тот самый административный произвол. Поступает десятки жалоб на бесконечные проверки налоговых органов, санэпидслужб, торгинспекции, пожарников и т.д. совместно с федеральными структурами необходимо выработать план действий по защите субъектов малого предпринимательства от произвола федеральных и местных чиновников.

Без этого нам не развить малый бизнес, а значит и не решить проблему увеличения собственных доходов в муниципальных и в окружном бюджете, также, как и не решить проблему занятости почти 26 % трудоспособного незанятого населения округа. Для комплексного решения проблем развития малого предпринимательства необходимо ускорить разработку и утверждение на Законодательном Собрании Программу государственной поддержки малого предпринимательства округа 2003-2006 годы.

Финансы и платежная дисциплина предприятий округа. Бюджет округа за 2001 год исполнен по доходам в сумме 1202063 тыс.руб. 101% к уточненному плану и 176% к соответствующему периоду прошлого года. Из общей суммы доходов 68% дотации, субвенции и субсидии из федерального бюджета. Годовой план по сбору собственных доходов выполнен на 106%. Уточненный годовой план по собственным доходам выполнен всеми муниципальными образованиями округа. Главным критерием оценки работы руководителей муниципальных образований будет увеличение собственных доходов.

При этом доходы, собранные сверх плана будут оставаться у Вас в районах. Кроме этого, мы предусмотрели в бюджете 8 млн.руб.. На поощрение муниципальных образований, перекрыших расчетные задания окружной Администрации, которые будем делить поквартально. Деньги хоть и небольшие, но лишние. Работайте. Вторая проблема, нецелевое, неэффективное использование бюджетных средств.

В 2001 году КР группой окрфинуправления по результатам ревизий за нарушение бюджетного законодательства удержано 914 тыс.руб. по учреждениям, финансируемым из окружного бюджета. В ходе тематических проверок бюджетов муниципальных образований удержано нецелевое использование бюджетных средств на сумму 857 тыс.руб., в т.ч. по Кудымкарскому району - 456 тыс.руб. и Гайнскому району - 392 тыс.руб. Но это только вершина айсберга, нарушений гораздо больше. Поэтому в т.г при окрфинуправлении создан КРО в количестве 17 чел., в 2001 г. их было всего 3 для контроля за целевым и эффективным использованием каждого бюджетного рубля. Думаю, они свой хлеб отработают.

В принципе в округе назрел вопрос создания контрольно-счетной палаты, независимого контрольного органа, подотчетного в своей работе Законодательному собранию округа, что позволит поднять на новый уровень контроль за расходованием бюджетных средств и управлением государственным и муниципальным имуществом. Происходящие структурные изменения в экономике округа, новые экономические условия, делающие невозможным для предприятий нести нагрузку избыточной занятости и низкой производительности труда, обострили проблему безработицы и сокращения занятых в экономике. В течение 2001 года в службу занятости обратились по вопросу трудоустройства 5,6 тыс. чел. По сравнению с 2000 годом общая численность обратившихся увеличилась на 8%, из них 4,1 тыс. чел. (или 74%) на момент обращения являются незанятыми.

Численность безработных, официально зарегистрированных органами службы занятости, на 01.01.2002 г. 1,4 тыс. чел (2000 год - 1,5 тыс. чел.). Уровень регистрируемой безработицы составляет 2,1% к численности экономически активного населения. В течение всего года органами службы занятости велась работа по трудоустройству граждан. За 2001 год трудоустроено 1,5 тыс. чел. незанятых граждан, за пределами округа - 22 чел., оказана помощь в организации предпринимательской деятельности 73 чел. В 2001 году направлено на профессиональное обучение 209 чел. Для решения проблемы занятости необходимо оказывать содействие открытию новых рабочих мест и прежде всего развивать малый бизнес, используя для этого государственные и муниципальные заказы.

Правонарушения. Органами окружного управления внутренних дел Коми-Пермяцкого автономного округа в 2001 году было зарегистрировано 3896 преступлений, это на 8,8% больше, чем было в прошлом году. Рост преступности в округе по-прежнему связан с пьянством и самогоноварением. Работа в этом направлении органами местного самоуправления и правоохранительными органами ведется крайне неудовлетворительно. Слабо ведется работа по профилактике правонарушений. Крайне медленно решаются вопросы укрепления службы участковых инспекторов. Главам муниципальных образований, УВД необходимо держать эти вопросы под повседневным контролем.

Социальная сфера. В структуре расходов окружного бюджета наибольший удельный вес занимают расходы на социальную сферу, в т.ч. на образование - 24,9%, здравоохранение - 17%, соц.политику - 9,4%, культуру -3,2%. В условиях выраженной государственной политики Законодательное собрание и администрация округа старались уделить народному образованию особое внимание. Об этом свидетельствуют расходы в бюджете. Успешно решаются проблемы "информатизации и компьютеризации общеобразовательных учреждений округа". Компьютерный парк увеличен на 156 единиц и составляет по округу 402 компьютера. В 2001 г. по сравнению с 2000 г. в 3 раза увеличена обеспеченность 1 ученика учебниками. В 2001 году в период летней оздоровительной кампании удалось увеличить на 7% охват детей и подростков летними формами занятости по сравнению с 2000 годом, на 17% - летний отдых детей с оздоровлением. Ежегодно увеличивается охват детей организационными формами отдыха: 1999 г. - 89%, 2000 г. - 124%, 2001 г. - 131%.

Органами местного самоуправления предпринимаются определенные шаги по формированию материальной заинтересованности педагогов через выплату подъемных, доплаты к заработной плате, заключение договоров по выплате стипендий студентам, обучающимся в ВУЗах. В целях поднятия престижа профессии учителя победителям окружных конкурсов "Учитель года 2001 и 2002 г." окружная администрация вручила компьютеры. Но в целом проблема кадров, особенно учителей иностранного языка, информатизации остается наиострейшей. В связи с этим существует проблема качества знаний выпускников особенно малокомплектных школ. В этой связи в каждом районе необходимо провести тщательный анализ и на его основе подготовить предложения по оптимизации сети школ. Как бы нам ни хотелось, мы не сможем поднять качество знаний в малокомплектных школах до требуемых государственных стандартов, т.к. большинство предметов в этих школах ведут совместители.

Вопрос очень сложный, болезненный, но решать его придется, ведь от качества знаний выпускников школ напрямую зависит качество профессиональной подготовки будущих специалистов.

Здравоохранение. По большинству показателей, характеризующих состояние здравоохранения округ занимает одно из ведущих мест в Приволжском федеральном округе: по количеству врачей, медицинского персонала, а по количеству койко-мест мы вообще впереди России всей. По объему финансирования на 1 жителя округа мы также обогнали многие регионы федерального округа, в т.ч. и Пермскую область.

Да, и врачи имеются, и среднего медицинского персонала хватает, но без современной диагностической аппаратуры невозможно выявление болезни на ранней стадии. У нас же в большинстве случаев на вооружении медиков фонендоскоп и таблетка. В большинстве участковых больниц отсутствуют условия для проведения анализа крови, и они не укомплектованы врачами. При этом ежегодно срывается план проведения профосмотров, и не организована должным образом санитарно-просветительская работа среди населения. Коечная сеть летом пустует, зимой в большей степени используется в роли социального приюта. В округе принято 10 различных целевых программ, но нет концепции развития здравоохранения - научно-обоснованной, учитывающей специфику округа.

Необходимость разработки концепции перезрела. Но и без концепции понятно, в округе нужен: хорошо оснащенный диагностический центр; необходимо усилить санитарно-просветительскую работу населения; перераспределение объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный; довести каждую сеть до требуемых нормативов; в целях контроля за расходами средств ОМС и учета бесплатных лекарственных препаратов внедрить систему персонифицированного учета. На основе компьютеризации всех больниц и аптек; организация закупа лекарственных препаратов, медицинского оборудования, мебели, белья и т.д. на конкурсной основе. (для примера конкурс по приобретению лекарственных препаратов на II кв. т.г. позволил сэкономить ~ 400 тыс. руб.); решение кадровой проблемы: не хватает врачей; закреплению кадров молодых специалистов в округе, слабо решаются вопросы обеспечения молодых специалистов жильем.

Охрана труда. По данным инспекции труда уровень общего травматизма на производстве в округе в 2001 году увеличился на 8% и составил - 340 случаев. Количество несчастных случаев со смертельным исходом в 2001 году - 8, что на 40% ниже уровня предыдущего года. Среди отраслей экономики наибольшее количество несчастных случаев со смертельным исходом произошло в лесозаготовительной отрасли - 3 случая. Основными причинами производственного травматизма являются неудовлетворительная организация производства работ, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, несоблюдении мер безопасности при эксплуатации транспортных средств.

По материалам расследования несчастных случаев государственной инспекцией труда привлечены к административной ответственности 39 руководителей и должностных лиц. На 01.01.2002 г. в округе заключено 173 коллективных договора, из них зарегистрировано 123. По видам собственности заключение договоров определилось следующим образом: в государственной - 10,4%, муниципальной - 61,8%, в частной - 24,3%. Крайне слабо работают в этом направлении государственная трудинспекция и профсоюзы. Надеемся, что недавняя замена руководителя трудинспекции положительно скажется на этом участке социальной сферы.

Демографическая ситуация в 2001 году характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, связанной с ростом смертности и снижением рождаемости. В отчетном периоде число умерших превысило число родившихся в 1,7 раза. Естественная убыль населения в 2001 году составила 1133 человека, против 1072 чел. в 2000 году. Наряду с естественной убылью наблюдается отрицательное сальдо миграции. За 2001 год миграционный отток населения составил 141 чел.: прибыло - 3088 чел., выбыло - 3229 чел.

Социальная защита населения. Вопросы социальной защиты, ориентированной на поддержку и улучшение положения различных категорий населения, оказание конкретной и адресной помощи нуждающимся стоят в центре внимания Администрации округа. В решении этих проблем в 2001 году важное значение имела деятельность органов соцзащиты по выплате детских пособий и других социальных выплат.

На 1 января 2002 года количество детей, на которых назначено пособие, в округе насчитывается 31,8 тыс.чел. За 2001 год на выплату государственных пособий детям израсходовано более 37,0 млн.руб. На сегодня задержки по выплате детских пособий в округе нет. Продолжена работа по предоставлению льгот, предусмотренных законодательством РФ и Коми-Пермяцкого автономного округа. В результате только на исполнение наиболее массовых законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов" за счет федерального и окружного бюджетов затрачено более 35 млн.руб.

Значительно улучшилось обеспечение инвалидов и участников ВОВ спецавтотранспортом, приобретено 28 автомашин, что на 22 больше, чем в 2000 году. Впервые за последние шесть лет обеспечены автомобилями 13 инвалидов от общего заболевания и 11 детей-инвалидов. Также в прошлом году в десять раз возросло количество оздоровленных инвалидов от общего заболевания и достигло 1400 чел. Впервые стали предоставляться льготы по услугам связи в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ". Нерешенным остался вопрос бесплатного проезда ветеранов внутри округа.

Продолжена работа по созданию и развитию сети социозащитных учреждений. В 2001 году введен в действие окружной Центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями на 20 мест в с.Юсьва. Дополнительно открыто 3 отделения социальной помощи на дому. В 2001 году на организацию оздоровления и отдыха детей, нуждающихся в особой защите государства, из федерального бюджета направлено 4,3 млн.руб. Это позволило организовать летний отдых свыше 3 тыс. детей из социально-незащищенных семей, из них около 700 чел. отдохнуло за пределами округа.

В текущем году будет сохранен адресный принцип предоставления социальной поддержки малоимущих семей и инвалидов. Наряду с оказанием социальной поддержки необходимо решать вопросы трудоустройства инвалидов, их социальной реабилитации.

Молодежная и спортивная политика. Молодежная и спортивная политика администрации округа направлена на развитие гражданско-патриотического воспитания молодежи. Ежегодно в марте проходит лыжный поход к месту приземления космонавтов (в Кудымкарском районе), проводятся спортивные соревнования на приз Героев Коми-пермяков, проводятся мероприятия, посвященные Дню защитников Отечества, проходят уроки мужества и встречи с участниками Великой Отечественной войны.

В округе разработан закон "О государственной молодежной политике". В 2001 году на развитие физической культуры и спорта направлено 5 млн. руб. (в 2 раза больше, чем в 2000 г.) Проведено 145 мероприятий. Окружная команда участвовала в областных соревнованиях, в сельских спортивных играх, успешно выступала в соревнованиях Приволжского федерального округа, в Чемпионате России по кроссу. Спортсмены округа регулярно выступают на Российских соревнованиях по борьбе самбо, дзюдо, прыжкам с трамплина, тяжелой атлетике. Подготовлено 3 кандидата в мастера спорта, спортсменов-разрядников - 487 человек.

Но мы четко понимаем, для большей части молодежи округа здоровый образ жизни не стал их главным ориентиром. Среди молодежи процветает пьянство, растет преступность, иждивенчество, наркомания. В искоренение этих проблем нет четкой системы работы. Нет четкой системы работы по подготовке и закреплению кадров молодых специалистов в округе, слабо решаются вопросы обеспечения молодых специалистов жильем.

2001 год был насыщен культурными событиями, в которых приняли активное участие не только коллективы из всех районов и города, но и представители многих регионов России. В ноябре 2001 года были поведены 2 межрегиональные научно-практические конференции. В рамках 80-летия Коми-Пермяцкого окружного краеведческого музея прошла научно-практическая конференция "Краеведческий музей в современных условиях", в которой приняли участие музееведы и ученые из вузов г. Перми. Огромным событием в культурной жизни округа стала посвященная 100-летию Коми-Пермяцкой окружной библиотеки Всероссийская научно-практическая конференция "Библиотека и общество: пути взаимодействия". В ней приняли участие более 250 библиотечных работников из 10 регионов России, в том числе научные сотрудники Российской государственной и Российской национальной библиотек.

К 100-летию основоположника коми-пермяцкой литературы М.П. Лихачева прошли Лихачевские чтения. Заметным событием в культурной жизни округа стал фестиваль "Театральная Парма", в котором приняли участие театры г.Перми: Академический театр драмы, ТЮЗ, театр "У моста", академический театр оперы и балета. Управления культуры стремится больше внимания уделять выявлению и развитию творческих способностей детей. С этой целью проводятся окружные фестивали детского творчества, в которых участвуют победители и лауреаты районных туров. В июне 2001 года состоялся первый окружной фестиваль детской песни "Восходящие звездочки". В нем приняли участие 150 детей в возрасте от 4-х до 10 лет. 196 детей победителей окружного второго этапа приняли участие в заключительном этапе восьмого фестиваля искусств детей и юношества Пермской области в г. Перми. Детский фольклорный коллектив "Шорок" Б-Кочинского СДК Кочевского района, юные мастера декоративно-прикладного искусства приняли участие во втором этапе 3 всероссийского фольклорного фестиваля детей севера "Вслед за солнцем" в г. Мурманске.

В ноябре в г. Перми проходил 2 фестиваль детского хореографического искусства "Хрустальная туфелька". Гран-при фестиваля "Хрустальная туфелька" получил хореографический коллектив детской школы искусств г. Кудымкара. Ансамблем "Шондiбан" дано 45 концертов. Улучшились показатели работы окружного драматического театра. В 2001 году показано 212 спектаклей, в том числе 82 - для детей. Спектакли посетило 29,6 тысяч зрителей, детей посетило в 2,5 раза больше, чем в 2000 году. В сфере культуры округа в целом работает стабильный творческий коллектив. Но состояние кадрового потенциала вызывает определенную тревогу. По-прежнему профессия работника культуры среди молодежи не считается престижной. В учреждениях культуры ощущается недостаток работников со специальным образованием.

Не менее остро стоит проблема укрепления материально-технической базы учреждений культуры. В течение 2001 года был разработан и принят Закон "О государственной политике в сфере культуры Коми-Пермяцкого автономного округа", определивший основные формы и гарантии осуществления государственной политики в сфере культуры на территории округа. Принята окружная целевая программа "Культура Пармы 2002-2006 г.г.", определившая стратегию развития культуры округа на предстоящие 5 лет.

Главная задача - сохранить и развить культуру округа. Суммируя сказанное, необходимо отметить, в 2001 году Администрация округа строила свою работу в соответствии с программой действий на 2001-2002 г.г., представленной администрацией, Законодательным собранием округа в марте 2001 года. Многое из запланированного выполнено, еще больше в стадии выполнения, и еще больше предстоит сделать.

Проблемы, озвученные в моем докладе в прошлом году, являются приоритетными и в 2002 г.: подъем промышленности и с/хозяйства; борьба с пьянством, самогоноварением, с преступностью и правонарушениями; слабое внимание органов местного самоуправления на управление предприятиями, организациями, отсутствие целенаправленной работы с кадрами; проблемы жилищного строительства; слабая работа органов местного самоуправления и администрации округа с населением.

Особое внимание необходимо обратить вопросам реформы ЖКХ, земельной реформы и поддержке малого предпринимательства и контролю за целевым, эффективным использованием бюджетных средств. Предстоит огромная совместная работа всех ветвей власти округа, структурных подразделений федеральных органов на территории округа. Предстоящая работа крайне осложняется односторонними попытками Администрации Пермской области решить вопрос объединения округа с областью. В администрацию округа поступает масса устных и письменных обращений граждан, трудовых коллективов с требованием сохранить округ как субъект РФ.

Губернатор Пермской области Трутнев Ю.П. с 2001 г. практически прекратил финансирование совместных проектов, определенных двухсторонним договором между округом и областью. Это жизненно важные и экономически взаимовыгодные проекты: газопровод-отвод на Кудымкар и проектные работы по строительству железной дороги Григорьевская - Кудымкар. И тем не менее, Коми округ живет полнокровной жизнью и развивается. Народ доверил нам свою судьбу и мы не вправе втягивать его в очередную политическую авантюру. И если вдруг дело дойдет до референдума, народ должен сделать осознанный выбор, четко понимая, что приобретет и что потеряет.