43% студентов засыпали перед экраном во время учебы, несмотря на усиленный контроль со стороны родителей.

Исследование HONOR: давление на отношения, рост успеваемости и ноутбук как символ новых возможностей.

Компания HONOR провела исследование, приуроченное к запуску новой серии ноутбуков MagicBook, с целью выяснить, какую роль устройство играет в жизни студентов, как использовали преимущества удаленки и к чему все это привело. Так, пятьсот студентов в возрасте от 17 до 24 лет отметили, что с переходом на удаленку успеваемость выросла на 25%, кто-то мечтал восстановить психику в одиночестве после и перепроверял работу камеры и микрофона, волнуясь, что окажется героем онлайн-секса.

Студенческая жизнь: преимущества и последствия

Кажется, студенты перешли на удаленный формат обучения легче россиян в возрасте от 18 до 44 лет, согласно ранее проведенному исследованию компании. Получившие официальное разрешение не ходить на пары, молодые люди всерьез пересмотрели подход к обучению и предпочли выходить на связь с преподавателем откуда угодно, но только не со своего непосредственного рабочего места.

Абсолютное большинство обучающихся (61%) признались: им не раз приходилось подключаться к онлайн-обучению из нестандартных мест. Так, 25% респондентов выходили на связь из общественного транспорта или машины. 23% подключались к занятию прямо на улице. Старшекурсники в возрасте от 21 до 24 лет располагались с комфортом, выбирая в качестве локации для обучения кафе или ресторан. Такой формат обучения выбрали сразу 22% респондентов. А вот 12% опрошенных не смущались выходить на связь, находясь при этом в туалете.

Причем чаще всего на такие эксперименты пускались девушки, нежели юноши. При этом, как показало исследование, студентам, особенно в возрасте от 17 до 20 лет, стало проще совмещать работу и учебу. Дистанционный формат в среднем позволил высвободить дополнительно 1,1 часа свободного времени. И вновь здесь отличились девушки, которые эффективно использовали освободившееся время. После перехода на дистанционное обучение они чаще стали встречаться с друзьями (17%) и убираться дома (24%). А вот юноши предпочли проводить свободное время за компьютерными играми (19%) или приставкой (10%).

Отношения: кто не выдержал испытание 24/7

Удаленное обучение оказалось серьезным испытанием для студенческих пар. Кое-кто не выдержал испытание 24/7. Так, молодые люди в возрасте 17—20 лет чаще всего отмечали, что устали от своей второй половинки и не готовы в дальнейшем так долго находиться постоянно вместе. А вот старшекурсникам удаленка, наоборот, помогла наладить отношения в паре.

Затронул онлайн-формат и микроклимат в семьях. Если у 59% опрошенных отношения с близкими во время дистанционной учебы не изменились, то вот другая половина отметила кардинальное ухудшение или улучшение (20% и 21% соответственно). Причем если респонденты в возрасте 21—24 года говорили, что просто очень уставали от общения с родными из-за постоянного нахождения с ними в одной квартире, то молодые люди помладше и вовсе мечтали уехать, чтобы восстановить психику в одиночестве (15%).

Отвлекающие факторы

Большинство студентов (65%) признались, что, находясь на удаленке, лишь создавали видимость готовности к занятиям. Так, 71% девушек убирали только ту часть комнаты, которую видно в кадре, при этом 69% из них, выходя в прямой эфир, надевали только верхнюю часть образа. Парни же (29%) и вовсе использовали специальные заставки и фоны, имитируя уборку в комнате.

Самым серьезным отвлекающим от обучения фактором участники (68%) назвали социальные сети. Также респонденты отметили, что прерывали образовательный процесс для общения с друзьями (41%) или на просмотр интересного видео (35%). Труднее всего удерживать внимание на обучении оказалось студенткам: 72% опрошенных признались, что занимались стримингом соцсетей, а еще 39% студенток могли переключиться на готовку.

Стресс и способы восстановления

Ограничения в общении и перевод на удаленку вызвали немало переживаний у студентов. Больше половины респондентов (53%) признались, что ощущали тревогу из-за запрета массовых мероприятий и невозможности посещать вечеринки и концерты. 14% опрошенных переживали, что ограничены в своей ежедневной социальной активности.

А еще почти треть студентов боялась, что из-за технических накладок в работе ноутбуков раскроет свои секреты посторонним. Девушки переживали случайно предстать обнаженными, а треть юношей (32%) перепроверяли работу камеры и микрофона, волнуясь, что окажутся героями онлайн-секса.

Помимо этого, почти 8 из 10 студентов во время лекции выключали камеру и отходили от ноутбука. Причем 4 из 10 забывали вернуться к устройству. А 43% молодых людей могли спокойно уснуть перед экраном, при этом 11% часто так и поступали. Это помогало им частично восстановиться от стрессовых ситуаций и переживаний. Важно отметить, что, согласно исследованию, самыми психологически устойчивыми оказались студенты из Санкт-Петербурга.

«Машина» для образования и досуга

Во время пандемии на ноутбуки перешли 13% опрошенных студентов. По словам 85% респондентов, основной целью, побудившей их инвестировать в покупку ноутбука, стало обучение. В остальных случаях ноутбуки покупались для досуга. При этом 21% респондентов дополнительно отметил, что планировал использовать устройство для работы. 1% студентов уверенно заявил, что ноутбук поможет им начать свой собственный бизнес-проект.

Так или иначе, 77% респондентов подтвердили, что пользуются ноутбуком ежедневно, а 14% респондентов отметили, что никогда и не думали приобретать ПК, отдавая предпочтению лэптопу.

Исследование также показало, как по-разному используют этот гаджет мужчины и женщины. Так, женская половина аудитории значительно чаще, чем мужская, ищет с помощью ноутбука информацию или смотрит фильмы/сериалы (82% и 77% соответственно). Студенты мужского пола чаще используют гаджет для игр или стриминга контента. Кроме того, 66% всех опрошенных независимо от пола используют ноутбук для просмотра лекций и обучающих семинаров.

Специально для пользователей, проводящих много времени у экрана, в обновленных ноутбуках HONOR MagicBook на 50% снижено воздействие синего спектра излучения, устранено мерцание экрана и применена технология уменьшения яркости — это обеспечивает комфорт для глаз даже при длительной работе с ноутбуком.

При этом у большей части респондентов (77%) в личном пользовании — только одно устройство. А 22% опрошенных решили приобрести дополнительно второй ноутбук. Причем молодые люди в возрасте 21—24 года делают это чаще, чем 17—20-летние (26% против 19% соответственно).

Парни значительно чаще используют ноутбук в кабинете (40%), в то время как девушки предпочитают работать за ноутбуком из спальни или кухни (91% и 43% соответственно). 28% забывают поставить заряжаться устройство на ночь, поэтому рассматривают функцию быстрой зарядки. Именно для этого случая разработчики HONOR придумали еще одну фишку, создавая модель для студенческого образа жизни: компактная зарядка восполняет заряд батареи HONOR MagicBook 14 почти наполовину всего за 30 минут. А поддержка функции обратной зарядки позволяет использовать ноутбук в качестве внешней батареи для смартфонов и других устройств с Type-C даже в выключенном состоянии.

Критерии выбора ноутбука: на что обращают внимание студенты?

62% респондентов сообщили, что для них первостепенными являются тип процессора и его мощность. При этом 47% опрошенных уделяют внимание объему встроенной и оперативной памяти. Про емкость аккумулятора дополнительно уточняют 32%, а на мощность видеокарты обращают внимание 30% респондентов. Женщины стремятся вести и развивать свое дело/бизнес, поэтому отмечают недостаточность мобильности и легкости устройства (18%). Согласно исследованию, мужчины стали чаще играть и стримить (30%), поэтому в устройстве им не хватает мощности процессора.

Ноутбуки HONOR MagicBook работают на базе процессора Intel® Core™ i7−1165G7 11-го поколения с интегрированной графикой Intel® Iris® Xe в сочетании с 16 Гб двухканальной оперативной памяти DDR4 и твердотельным накопителем емкостью 512 Гб, которые обеспечивают впечатляющую производительность и высокую скорость обработки изображений, необходимую дизайнерам и производителям разнообразного контента. Стримить любимые сериалы 10 часов подряд в режиме Full HD или завоевывать мир танков — теперь не проблема.

Кстати, как выяснилось, при выборе ноутбуков большинство респондентов (49%) прислушивается к советам друзей, родственников и коллег. Также почти половина опрошенных (48%) дополнительно изучают информацию на сайте производителя ноутбука. 31% отвечавших отметил, что не будет игнорировать рекомендации консультанта салона. При этом обзорам устройств в СМИ от IT-журналистов доверяет практически четверть студентов (24%). Еще меньше доверия вызывают известные блогеры — к их советам готовы прислушаться всего 6%.

В целом к советам и отзывам склонны прислушиваться скорее девушки, нежели юноши. Так, 57% опрошенных студенток обязательно выслушают рекомендации близких людей, 52% предпочитают отзывы интернет-пользователей, 39% выслушают рекомендации консультантов в магазинах.

Итоги образовательной удаленки

В целом, студенты достаточно легко включились в новый формат обучения и отметили его несомненные плюсы: экономия времени и денег на дорогу (46%), более свободный график учебы (39%), отсутствие необходимости тратить время на сборы (37%) и гибкость в выборе места для учебы (26%).

Особенно формат удаленки полюбили девушки: 58% респонденток отметили, что стали испытывать меньше дискомфорта из-за раннего подъема (28%), долгой дороги (23%), необходимости основательных сборов (20%), позднего возвращения домой (19%), отсутствия времени на решение личных вопросов (18%), дискомфорта от постоянного нахождения за столом (13%) и невозможности погулять в дневное время (10%).

Удаленка повлияла и на успеваемость. До пандемии большая часть опрошенных (60%) оценивала свою успеваемость как хорошую. При этом 71% опрошенных студентов отметил, что сдавать экзамены в дистанционном формате стало легче. Как следствие, у 25% успеваемость стала лучше. Вероятно, на это повлияло то, что 25% родителей увеличили контроль за учебой своих детей. При этом наибольшее количество троечников — по-прежнему среди юношей (19%), а отличными оценками в учебе могут похвастаться девушки (25%).

В чем респонденты исследования едины, так это в желании перейти к гибридному формату обучения: 39% опрошенных хотели бы выходить на учебу на 2—3 дня, а остальное время проводить в онлайн-формате. Отказываться насовсем от возможности живого общения студенты не готовы, хотя и отмечают минусы офлайна (время на дорогу, денежные расходы, отсутствие гибкого графика).

О бренде HONOR

Основанный в 2013 году, HONOR является ведущим мировым поставщиком интеллектуальных устройств. Мы стремимся стать глобальным культовым технологическим брендом и обеспечить умную жизнь во всех сценариях, каналах и для всех людей. Стратегически ориентируясь на инновации, качество и сервис, HONOR занимается разработкой технологий, которые позволяют людям по всему миру выходить за рамки своих научно-исследовательских возможностей и перспективных технологий, а также создавать новый интеллектуальный мир для всех с помощью своего портфеля инновационных продуктов. В 2020 году в России HONOR стал лучшим растущим продуктовым брендом международной премии Best Brands 2020, основанной на исследованиях отношения потребителей на базе данных международной исследовательской компании GfK.

Более подробная информация на сайте honor.ru, community.honor.ru, а также в Facebook, вКонтакте, Instagram и Telegram.