Трагические события в Северной Осетии могут стать катализатором многих процессов в регионе, расположенном за Рокским перевалом, а именно в Закавказье (Южный Кавказ). В частности, такое мнение, пребывая с визитом в Литве, высказал министр обороны Армении Серж Саркисян. Опасения армянского министра понять можно...

Игроки и статисты

Закавказье или Южный Кавказ - регион, где остаются неурегулированными три конфликта (абхазский, нагорно-карабахский и грузино-осетинский) переживает сложный период осмысления своей роли и места в современном мироустройстве. Здесь пытаются нащупать наиболее выгодные внешнеполитические ориентиры, создать наиболее реалистичную систему безопасности, выбрать наиболее выгодных торгово-экономических партнеров, направления развития экономики и сферы сотрудничества. Азербайджан, Армения и Грузия, в потугах обзавестись надежным гарантом собственной и региональной безопасности, застраховаться от угроз внутренних и внешних, уповают на поддержку тех или иных надрегиональных сил. В большинстве случаев позиция и интересы собственного соседа мало учитываются или не учитываются вовсе. Уже существующие разделительные линии грозят и вовсе раскроить регион, а политика "лебедя, рака и щуки" - усугубить экономический упадок, а того хуже превратить его в арену новой кавказской войны. Потенциал трех закавказских республик к принятию решений регионального масштаба остается крайне незначительным. Власти этих стран, начиная с момента распада Советского Союза, так и не сумев найти общий язык между собой и заинтересованными силами по крайне сложным, но объективно решаемым вопросам, приложили максимум усилий на разграбление экономического потенциала своих стран, став в итоге заложниками собственных амбиций.

До недавних пор считалось, что как минимум две из трех стран региона - Грузия и Армения с внешнеполитическими приоритетами определились, хотя последняя и позволяет себе слегка лавировать. Армения - сделала ставку на Россию, застраховавшись, таким образом, от возможной турецкой агрессии, а Грузия полностью положилась на Вашингтон, стараясь противопоставить американский вес доминирующему влиянию России. Что касается Азербайджана, то, учитывая ее родственные связи с Турцией и нефтегазовые интересы США, Баку предпочитает о приоритетах особо не распространяться. Карабахский конфликт, вопросы, связанные с каспийскими делами, экспортом нефтепродуктов и импортом российского газа и электроэнергии, обязывают азербайджанскую сторону вести осторожную игру. Тем не менее, итоги грузинской конкретики, армянского комплементаризма и азербайджанского "умолчания", в идеале, могут быть подведены в результате непосредственного американо-российского диалога. То есть - передел Закавказья (или Южного Кавказа) на зоны влияния и судьба региональных конфликтов может быть решена между Москвой и Вашингтоном в результате прямых обсуждений без вовлечения в данном случае заинтересованных, но мало владеющих ситуацией стран региона. Конечно, не могут быть не учтены пожелания таких крупных игроков как Турция и ЕС. Но это в идеале...

Грузинская карта

После некоторого затишья, а точнее сразу после трагедии в Беслане новый виток напряженности возник вокруг Южной Осетии. Заявления руководителей российского силового блока, в частности, начальника Генштаба Балуевского о том, что Москва оставляет за собой право на нанесение превентивных ударов по базам террористов в любом уголке мира, вызвали нешуточный переполох в Грузии. Но еще больший переполох вызвал сначала посол США в Грузии Ричард Майлз, а затем и его тезка - официальный представитель Госдепа Баучер. Оба они фактически выставили Грузию мишенью возможных ударов, заявив, что в Панкисском ущелье продолжают оставаться террористы различных мастей - довольно неожиданное поведение Вашингтона, учитывая доселе отеческую заботу о Саакашвили. Примечательно, что именно в период после трагедии в Беслане последний отличился крайней немногословностью - перечить американцам он не спешит, хотя вопрос представляется для Грузии судьбоносным. В Тбилиси, естественно, категорически опровергли причастность к страшному теракту, не преминув при этом хитро отпарировать, что причина террора, заключается в поддержке сепаратистских режимов.

После неудачной вылазки грузинских формирований вглубь Южной Осетии и последующего частичного их вывода здесь идет перегруппировка сил. Источники во властных коридорах Грузии поговаривают о подготовке к полномасштабной войне, причем, ее начало прогнозируется к концу предстоящей зимы. Югоосетинские же источники распространили подробный план предстоящих маневров грузинской стороны и связывают дату начала войны с периодом сдачи в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Цхинвал уверен, что грузинская сторона намерена решить осетинский вопрос до ноября текущего года.

Масла в грузино-российский огонь подлили встреча президента РФ с кандидатом в президенты Абхазии Раулем Хаджимба и запуск железнодорожного сообщения Сухум-Москва. Как известно, грузинская сторона против прямого железнодорожного сообщения между Абхазией и Россией до полного возвращения беженцев в зону грузино-абхазского конфликта. Российская же сторона указывает на договоренности о синхронизации этих процессов, при этом обвиняя Тбилиси в полном бездействии. По всей видимости, грузинская власть осталась не у дел и в плане возможного воздействия на процесс выбора главы Абхазии. На пост претендуют пять кандидатов, из которых наиболее высокими шансами обладают действующий премьер-министр Хаджимба, экс-глава МИД Шамба и глава госкомпании "Черноморэнерго" Багапш. Пока многие эксперты прогнозируют второй тур, силовые ведомства Абхазии предостерегают от возможных диверсий.

Таким образом, ситуация вокруг двух непризнанных республик следующая - Абхазия готовится к президентским выборам, а Южная Осетия к войне. Оба процесса крайне волнуют регион - поскольку они непосредственно связаны с безопасностью Грузии и региональными интересами Москвы.

Кавказский занавес опущен

Экономические отголоски Беслана в Закавказье себя долго ждать не заставят. Ровно через две недели после памятного выступления президента Путина российская сторона ввела ряд серьезных ограничений пограничного и таможенного характера практически по всему периметру своей границы на Кавказе. Ограничения на пропуск людей и транспортные средства введены на четырех контрольно-пропускных пунктах российско-азербайджанской границы. Минтранс России с 20 сентября 2004 года закрывает международные автобусные маршруты Баку - Москва, Баку - Санкт-Петербург, Владикавказ - Баку, Махачкала - Баку, Екатеринбург - Баку, Москва - Гянджа, Новороссийск - Баку и ряд других направлений. При этом официальный представитель российского МИД уточнил, что ограничительные меры будут постепенно отменяться с нормализацией ситуации на Северном Кавказе. В еще более незавидной ситуации окажется Грузия. С 15 сентября между двумя странами прекращаются автомобильные перевозки, а с 1 октября РФ закрывает свое воздушное пространство для грузинских самолетов. В Тбилиси уже успели окрестить эти меры экономическими санкциями против Грузии. Во властных коридорах Тбилиси уверены, что Россия приступила к реализации плана экономической блокады Грузии, а последние транспортные перипетии - ничто иное, как "политическое решение". Если предпринятые российской стороной меры будут продолжительными, а в случае эскалации конфликтов в Южной Осетии и Абхазии - примут более жесткий характер, то отдача для грузинской экономики будет поистине катастрофической. Ведь Россия продолжает оставаться одновременно рынком и поставщиком номер один для Грузии. Весьма несладко придется в этом случае и Армении, основной грузопоток в Россию идет через Грузию и лишь малая часть через иранский порт Энзели паромом по Каспию. Здесь многие еще помнят кризис, возникший в результате обострения ситуации в Аджарии. Тогда, огромная часть предназначенных для Армении грузов скопилась в Батумском порту, что сразу же аукнулось в республике повышением розничных цен. Совершенно очевидно, в случае блокирования грузино-российской границы, а еще хуже остановки транзита российского газа через Грузию в Армению, армян ждет нелегкая зима.

Что может сделать Россия для Армении?

За последние несколько дней в армяно-азербайджанских отношениях произошли сразу два знаменательных события - отмена учений НАТО в Баку и встреча Алиев-Кочарян, а затем и те же в трехстороннем формате с Путиным в Астане.

Нежелание азербайджанцев терпеть присутствие армянских офицеров на своей территории стало причиной беспрецедентной отмены учений НАТО в рамках программы "Партнерство во имя мира". Этот факт был бы не столь скандален, если бы учения отменили заблаговременно, а не за день до их старта, когда в Баку уже прибыли делегаты из нескольких десятков стран-членов и партнеров НАТО, а президент Ильхам Алиев успел связать себя соответствующими гарантиями перед натовским генералитетом.

Поговаривают о том, что Алиев преднамеренно пошел на конфликт с Альянсом, поскольку особых ожиданий от этой организации у него нет. Руководители НАТО не раз заявляли, что вмешиваться в процесс нагорно-карабахского урегулирования не намерены. Практически отброшена и вероятность ввода баз НАТО на азербайджанскую территорию, который был бы невыгоден в первую очередь самому Азербайджану, поскольку грозил вызвать недовольство не только Москвы, но и, в первую очередь, Тегерана. Как отмечает в этой связи вице-спикер армянского парламента Ваан Ованисян, списывать провал учений НАТО на капризы азербайджанцев, по меньшей мере, наивно. "Воспользовавшись тем, что встал вопрос участия или неучастия в учениях армянских военнослужащих, Баку фактически не допустил проведения на своей территории маневров НАТО. Почему? Возможно, ему не позволили. Наблюдающееся в последнее время сближение между определенными российскими кругами и азербайджанской политической элитой, а также, - почему нет, - визиты в Азербайджан руководителей некоторых крупных мусульманских государств могли содержать определенные предупреждения и намеки. Наконец, маневры НАТО на территории Азербайджана были направлены - должны были быть направлены - против конкретных "мишеней". Судя по всему, эти потенциальные "мишени" не сидели сложа руки. И когда мы говорим, что НАТО как непослушного ученика наказал Азербайджан за то, что тот отказал во въезде в Баку пятерым армянам, это не так", - отметил Ованисян в интервью газете "Аравот". По сути, в сложившихся условиях Баку выгодно в первую очередь наращивать отношения с Россией, дабы побить основной армянский козырь - стратегическое партнерство с Москвой.

Что касается Армении, то здесь прекрасно осознают, что, не имея общей границы с Россией, практически развивать с ней свои отношения становится все труднее и труднее. Именно отсутствие общей границы и стало причиной фактического исключения республики из международного транспортного коридора Север-Юг. В Ереване очень надеялись, что новая железнодорожная магистраль, которая свяжет Россию с Индией через Иран, затронет и Армению. Однако было изначально ясно, что осуществить такой проект без участия Грузии не представлялось возможным. Естественно, при существующем накале российско-грузинских отношений, пускать столь важный маршрут через нестабильную Грузию было бы ошибкой. В итоге, Армения еще долго останется вдали от региональных транспортно-коммуникационных проектов, связанная по рукам карабахским конфликтом и зажатая азербайджанской и турецкой блокадой. Таким образом, Россия, объективно неспособная разрешить транспортные проблемы Армении - тому свидетельство и десятилетний простой абхазского участка Закавказской железной дороги - может помочь своему стратегическому союзнику лишь в вопросах безопасности. Оговорку стоит сделать и касательно вопросов энергетической безопасности Армении, связанных в немалой степени со стабильными поставками российского газа, что также в полной мере зависит от стабильности в Грузии. Если Москва будет втянута в войну с Грузией, то ожидать от нее оперативной и эффективной помощи Армения сможет, лишь поддержав ее с юга. Общеизвестно, что южный рубеж Грузии - Джавахк - регион с превалирующим армянским населением. Здесь же дислоцирована 62 российская военная база. Вмешательство Армении в ситуацию в Джавахке может привести к необратимым последствиям в Грузии, однако армянские власти четко отдают себе отчет в том, чем могут обернуться такого рода помыслы в условиях вражды с двумя другими соседями - Азербайджаном и Турцией. Скорее всего, Армения не пойдет на ухудшение отношений с Грузией ни под каким предлогом, даже если на карту будет поставлена дружба с Москвой. Немаловажен и тот факт, что Ереван, передав России в счет погашения государственного долга пять предприятий стратегического значения, а также подключив к управлению финансовыми потоками Армянской АЭС компанию РАО "ЕЭС", практически обеспечил присутствие в Армении реальных экономических интересов Москвы.

Итак, в случае дестабилизации ситуации в Грузии, Армения будет практически отрезана с севера. Как и в период активных боев в Нагорном Карабахе и Абхазии ей останется уповать на иранский маршрут и приложить все усилия к реализации проекта строительства газопровода Иран-Армения. Другая альтернатива - пересмотреть ряд ключевых положений внешнеполитической доктрины и взять курс на Запад, что позволит открыть границу с Турцией, заручившись соответствующими гарантиями США и ЕС. Может быть, отмена учений НАТО в Азербайджане, решение армянских властей послать контингент в Ирак в составе польского батальона, активные контакты со странами Прибалтики - визит министра обороны в Литву и посещение госсекретаря минобороны Латвии в Ереван - первые признаки такого намерения? Справедливости ради стоит отметить, что такая перспектива крайне не обрадует Иран, который уже взял на себя финансирование строительства первого пролета газопровода Иран-Армения на армянской территории. В данном случае можно привести и пожелание, озвучиваемое в приватных беседах иранскими дипломатами - "Еревану пора определиться со своей политикой, а России обращать больше внимания на проблемы с Грузией". Скорейшего разрешения разногласий между Москвой и Тбилиси искренне желает и Армения, при этом явно осознавая всю сложность вопросов грузино-российской повестки.

Для Закавказья, несомненно, настает момент истины. Назревающая война у южных рубежей России (об этом говорят уже почти открыто), ввод в действие американо-британского суперпроекта Баку-Джейхан, осознание в Баку невозможности военного решения конфликта в Карабахе, и неспособность Турции вопреки воле США и Европы оказать решающий нажим на армян диктуют странам новые подходы в региональной политике. Зажатая до отказа пружина грозит выпрямиться после теракта в Беслане, и южный вектор ее удара практически очевиден.