Менее чем через месяц начнёт свою работу очередной Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) — крупнейшие мероприятие, где региональные руководители имеют возможность налаживать контакты с представителями крупного бизнеса, заключать контракты и встраивать связи с потенциальными инвесторами. Глава Удмуртии Александр Бречалов стал одним из первых губернаторов, который принял участие в Выездной гостиной форума, которая предваряет начало этого крупного события. Удмуртский руководитель представил регион, рассказав о его экономическом и инвестиционном потенциале.

Трансляция пленарного заседания ПМЭФ-2019
Трансляция пленарного заседания ПМЭФ-2019
Дарья Драй © ИА REGNUM

Крупный и малый бизнес: кто более губернатору ценен

В рабочей активности глав регионов встречи с представителями бизнеса занимают особое место. Помимо форума в Санкт-Петербурге, в России организуется ещё и Сочинский инвестиционный форум, традиционно проходивший в феврале. Правда, пандемия вносит свои коррективы. В 2020 и начале 2021 гг. провести запланированные форумы не удалось, но это не значит, что контакты региональной власти и предпринимательского сообщества были свёрнуты — встречи проходили на полях регионов, в частности во время визитов делегаций и представителей компаний.

Однако эксперты уверены, что отношение глав регионов к крупным бизнесменам существенно отличается от взаимоотношений с малым и средним бизнесом. В частности, сопредседатель экспертного совета аналитического агентства «Национальный Эксперт» Сергей Журавский отмечает, что контакты губернаторов с представителями бизнеса нужно чётко делить на две части.

«Во-первых, это контакты с крупным бизнесом. Для глав регионов это принципиально важно, потому что крупный бизнес — это потенциальные инвестиции в региональную экономику, это новые рабочие места и пополнение бюджета, но здесь губернаторы выступают скорее как просители, чем как активные игроки. В некоторых случаях мы вовсе можем наблюдать, как крупный бизнес, имеющий предприятия в регионе, по сути более влиятелен, чем региональная администрация. Можно вспомнить «Норникель» в Красноярском крае, «Северсталь» в Череповецкой области и другие примеры. Во-вторых, это взаимодействие с малым и средним бизнесом. Здесь обратная ситуация. Главы субъектов часто воспринимают МСП (малое и среднее предпринимательство), как чемодан без ручки — нести тяжело и выкинуть жалко. Тем более что развитее малого бизнеса — один из критериев эффективности губернаторской работы».
Сергей Журавский
Участники ПМЭФ-2019
Участники ПМЭФ-2019
Дарья Драй © ИА REGNUM

Похожей позиции придерживается политолог Алексей Жвалев. Он отмечает, что в большинстве случаев между крупным бизнесом и руководством регионов налажено тесное взаимодействие.

«Зачастую крупный бизнес является одним из главных источников пополнения региональных бюджетов, ключевым работодателем в регионе, что не может не оказывать влияния на жизнь региона в целом. В этой связи распространены ситуации, когда наиболее крупные коммерческие структуры, представленные в регионе, заводят своих людей в представительные органы власти субъекта, а в ряде случаев выходцы из этих организаций занимают и посты в исполнительных органах государственной власти. Таким образом, на некоторых территориях достигается не просто тесный уровень взаимодействия, а происходит определенное сращивание власти и крупного бизнеса, когда практически невозможно различить государственные и бизнес-интересы на местном уровне.
В случаях со средним и малым бизнесом, государство, как правило, занимает значительно менее открытую позицию. Особенно это заметно на примере малого предпринимательства, о мерах по поддержке которого говорится тем больше, чем хуже там идут дела. Кризис, вызванный эпидемией COVID-19, серьезно ударил по малому и среднему бизнесу, однако каких-либо значительных мер господдержки так и не последовало, что в конечном итоге привело к волне банкротств множества небольших предприятий. По опубликованным данным, за прошедший год в России стало на 15% меньше индивидуальных предпринимателей, а количество юридических лиц сократилось на 8%».
Алексей Жвалев

Бизнес тянется к сильным

Главы субъектов ПФО отдают себе отчёт в том, что региональная экономика зависит не только от крупного бизнеса. Так, руководитель Башкирии Радий Хабиров во время последнего выезда в район уделил отдельное внимание развитию индивидуальных фермерских хозяйств. Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров обсудил с предпринимателями региона бизнес-идеи во время открытия регионального центра услуг предпринимателям в конце апреля. С представителями бизнес-сообщества в сфере IT-технологий проводил недавно встречу врио главы Мордовии Артём Здунов. При этом эксперты не склонны выделять рабочую активность и встречи с предпринимателями как фактор реальной работы власти с предпринимателями.

Радий Хабиров
Радий Хабиров
Glavarb.ru

Сергей Журавский считает, что эффективность работы региональной власти с бизнесом довольно объективно оценивается рейтингом инвестиционной привлекательности Агентства стратегических инициатив (АСИ).

«Среди регионов ПФО, конечно, выделяются Татарстан и Башкирия — у этих республик хорошо налажены лоббистские связи, да и промышленный потенциал сохранён на достаточно высоком уровне. Также неплохо обстоят дела у Нижегородской и Самарской областей. Что касается малого и среднего предпринимательства, то ситуация с ним везде плачевная. Чуть лучше обстоит дело опять же в крупных регионах, но не столько по причине эффективной экономической политики, сколько из-за того, что рынок здесь объективно не такой узкий, как в маленьких субъектах», — считает эксперт.

Политолог, главный редактор сайта InFocus. press Роман Коломойцев отмечает, что ПФО отличается диверсифицированной экономикой. Это не только нефтедобыча и переработка — есть автозаводы, авиастроительные, судостроительные, приборостроительные, автоагрегатные предприятия. И все крупные компании имеют в своем бюджете расходы на проекты, так или иначе связанные с социальной сферой. Например, в начале 2019 года целенаправленно работающие с компанией «Башнефть» власти Башкирии сообщили, что рассчитывают на ежегодные инвестиции в размере 75−100 млрд рублей. 2019 год оказался успешным, а в 2020-м воплотить все инвестиционные планы помешала пандемия и ее последствия. Тем не менее «Башнефть» около 4 млрд рублей ежегодно направляет на социальные проекты. Например, в 2019 году «Башнефть» профинансировала 116 социальных и инфраструктурных объектов в 26 муниципалитетах Башкирии.

Эксперт также отмечает ещё несколько факторов, свидетельствующих о высокой социальной нагрузке бизнеса. Так, по итогам 2020-го года АО «Оренбургнефть» вложило свыше 1,9 млрд рублей в различные экологические мероприятия и мониторинг окружающей среды, рекультивацию земель и повышение эффективности утилизации отходов. Часть средств как инвестиции на природоохранную деятельность также направляет «Удмуртнефть». В 2020 году предприятия самарской группы «Роснефти», куда входит в том числе и «Самаранефтегаз», направили более 4,5 млрд рублей на природоохранную деятельность.

Представляет интерес опыт научно-производственного предприятия «полного цикла» «Экра», созданного в 1991 году в городе Чебоксары и функционирующего без участия иностранного капитала. Для компании социальная ответственность бизнеса — это финансовая поддержка значимых мероприятий, общественная деятельность, направленная на поддержку отечественных производителей и энергетической безопасности страны. Одно из ведущих предприятий республики Марий Эл МЦБК продолжает масштабный инвестиционный проект по строительству очистных сооружений сточных вод. В 2020 году усилия предприятия были направлены в сотрудничестве с региональными властями на предотвращение угрозы распространения пандемии коронавируса.

«В нынешних кризисных условиях, вслед за правительством РФ, региональные власти во всех регионах ПФО заметно озаботились проблемой выживания малого и среднего бизнеса. В целом региональные меры повторяют, вернее, развивают, уточняют то, что предложено на федеральном уровне. Но есть и местные управленческие новшества, хотя подобных инициатив мало и они небесспорны. Важно, однако, то, что у региональных властей в ПФО в отношении к малому и среднему бизнесу появилась установка на позитив: предпринимателям предлагается не занимать пассивную позицию, а постараться мобилизовать все имеющиеся ресурсы, что сопровождается определенными мерами господдержки, хотя, как правило, недостаточными.
Так, в Самарской области снизили налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения для отелей, гостиниц, кемпингов до конца 2020 года. Для отелей и гостиниц, в том числе крупных, в казне предусмотрены субсидии на компенсацию расходов по уплате налога на имущество — но только при условии, что они никого из работников не будут увольнять. Это капля в море, как говорят сами отельеры, нужна прямая поддержка этого бизнеса.
Роман Коломойцев

В качестве других заметных примеров эксперт приводит тот факт, что в Ульяновске решили облегчить участь предпринимателей (тем самым и участь наемных работников) путем снижения арендной платы. Подготовлен пакет решений об отсрочке на уплату арендных платежей для тех, кто работает на площадях государственной и муниципальной собственности, а также о снижении ставок по спецрежимам для микробизнеса, в том числе для арендующего площади. А вот для тех, кто арендует коммерческие площади, пока благоприятный режим обсуждается.

В Оренбуржье, чтобы смягчить удар по экономике, тоже приняли целый комплекс мер поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, стоимость аренды для резидентов местного бизнес-инкубатора упадет в 100 раз — до символических двух рублей за квадратный метр.

Для индивидуальных предпринимателей и юрлиц Нижегородского региона, которые приостановили свою работу из-за ограничительных мер, появилась возможность получить из областного бюджета помощь на оплату труда сотрудников. В эту категорию попали, к примеру, владельцы ресторанов и кафе, салонов красоты, фитнес-центров, детских игровых комнат и другие. Зарплаты регион намерен компенсировать в размере МРОТ плюс налоги и социальные взносы, но не для всего коллектива организации, а для 50% работников, чтобы собственники также участвовали в решении проблемы, однако эта мера, обставленная к тому же рядом плохо продуманных условий, вызвала отрицательную реакцию.

В целом по ПФО невозможно сделать однозначное заключение, где меры поддержки МСП более эффективны. Хорошо хотя бы то, что диалог между властями и предпринимательским сообществом не без трудностей, но выстраивается практически во всех областях округа. Ведь проблема поддержки предпринимателей тесно связана с проблемой социальной стабильности, что особенно важно в год выборов».
Роман Коломойцев
На ПМЭФ-2018
На ПМЭФ-2018
Дарья Драй © ИА REGNUM

Несмотря на объективные социально-экономические сложности, надо отдать должное главам регионов — у них есть понимание того, как нужно выстраивать работу с предпринимателями, но, к сожалению, не всегда есть понимание того, что внимание нужно уделять не только крупным предпринимателям. В конце концов, в основе экономики современных российских регионов лежит конкуренция, которую обеспечивают малые и средние предприятия.