На минувшей неделе главным сюжетом украинских СМИ продолжал оставаться настоящий (или "мифический" по мнению некоторых аналитиков) развал парламентского большинства и, соответственно, перспективы прохождения в ВР законопроектов по политреформе и бюджету на 2005-й. Саммит глав государств СНГ в Астане и предшествовавшее ему заседание экспертного совета "Российского клуба" в Киеве вызвало реакцию не столь активную, и, скажем так, предсказуемую. Эсдековская "Неделя" в пылу борьбы с "нашистами" пропустила все, что можно и нельзя, "Украинская правда" перепечатала статью Андрея Колесникова из "Коммерсанта" (фактически, вольную расшифровку стенограммы), "Версии" ограничились нейтральной констатацией того факта, что саммит в Астане "проходил под тяжелым грузом последних событий в России", наконец "ProUa" обратила внимание на то, что Александру Лукашенко опять не удалось сесть в кресло председательствующего: Леонида Кучму в этом его качестве отныне сменил Владимир Путин, и таким образом состояние "де юре" совпало с состоянием "де факто": "После трагедии в Беслане российскому президенту надо вернуть себе полный контроль над ситуацией на территории бывшего Советского Союза. Россия никогда его не теряла. Г-н Путин всего лишь формализовал свое право влиять на страны СНГ".

Один из экспертов "ProUa" сравнил СНГ с британским содружеством, а президента Путина, соответственно, - с английской королевой: "Насколько вообще возможно, чтобы лидеры одной страны возглавляли международную организацию на постоянной основе? Если говорить о прецедентах, то вполне очевидно, что сейчас русские лидеры рассматривают СНГ как "Русское Содружество". Хотя это официально нигде не задекларировано, формально это форум взаимодействия равных государств. Однако русские лидеры навязывают такую линию, скажем, для того, чтобы усилить влияние России на международной арене, и, возможно, чтобы использовать СНГ для того, чтобы влиять на политику отдельных государств-членов. Хотя последнее - в меньшей мере, поскольку до сих пор таких механизмов в рамках СНГ не было, сохранялся принцип добровольности государств в разных структурах взаимодействия в рамках или под эгидой СНГ. Если государство хочет принимать участие в договоре о коллективной безопасности - оно принимает, если не хочет - то не принимает.

В качестве прецедента Россия, наверное, все-таки использовала Британское Содружество, поскольку председателем Британского Содружества по должности является король или королева Великобритании. Таким образом, русское руководство пытается как бы реализовать такую традицию".

Сетевой "Контекст" проигнорировал саммит в Астане, зато отрекламировал XIV Экономический форум в Крынице Гурской (Польша) и выступление на нем своего фактического издателя - председателя Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Юрия Еханурова: "Украина оказалась зажатой в сэндвич между двумя мощными формированиями - Европейским Союзом и Единым экономическим пространством. Тем не менее нам следует рассматривать этих двух геополитических и геоэкономических гигантов через призму экономических интересов нашей страны", - заявил в своем выступлении Ю.Ехануров. "Украина созрела к тому, чтобы прекратить бесплодные и искусственные дискуссии о выборе между западом и востоком. Ей пора осознать себя сильной страной и заявить свои претензии на собственное место в политической и экономической жизни Европы".

И один лишь сетевой "Обком" "отработал" первое заседание экспертного совета "Российского клуба". Главным отрицательным персонажем в пространном репортаже "Обкома" стал председательствовавший на круглом столе Сергей Марков, который будто бы призывал свободолюбивых украинцев-европейцев "равняться на таджиков", а самого Бжезинского уличил во лжи: ""Я полагаю, Бжезинский лжет" (ответ одному из украинских экспертов, процитировавших слова американского политолога Збигнева Бжезинского о том, что для США важен не конкретный победитель президентских выборов в Украине, а соблюдение их честности). Интересно, а что о Маркове думает Бжезинский? Если знает такого, конечно...".

Как бы то ни было, все пресс-сюжеты последних месяцев комментируются в контексте президентской кампании: так и статья о саммите, перепечатанная "Украинской правдой", делает акцент на упоминании имени Януковича и его будто бы виртуальном присутствии в Астане, и эксперты "Российского клуба" спорили, главным образом, о том, скажутся или нет на отношениях двух государств результаты предстоящих выборов: украинские участники пытались убедить россиян, что от избрания Ющенко в отношениях Москвы и Киева никаких принципиальных изменений не произойдет, российские эксперты не поверили, в качестве примера для подражания украинцы привели Бжезинского... и вот результат.

Между тем, главные события, судя по реакции украинских политиков и политологов, происходят ныне в Верховной Раде: там должна решиться судьба политреформы, и, в конечном счете, будущего политического устройства Украины. В свою очередь последние процессы в Раде напрямую связаны с шансами и рейтингами кандидатов в президенты. И, как полагают авторы "Главреда" и "Зеркала недели", - с позицией действующего президента Леонида Кучмы:

"Искренне ли Президент отказался от поддержки политической реформы? Это до конца не ясно, но "большевики" в силу полной прирученности и готовности творчески реагировать на ценные указания Банковой ему поверили не до конца. Теперь им придется восстанавливать утраченное доверие и решать проблему внесения изменений в Конституцию самостоятельно. Хотя Конституционный Суд не торопится оценить на законность законопроект 4180, "под куполом" начнутся подготовительные работы. После всех "цыганочек с выходом" из большинства у сторонников политреформы в распоряжении, по самым оптимистическим прогнозам, 260 - 270 "штыков". Остающиеся 10 процентов от конституционного большинства придется искать в условиях, максимально приближенных к боевым", - заявляет "Главред" и прогнозирует дальнейшую неопределенность:

"Заблаговременно озвученная дата голосования за политреформу - между первым и вторым туром президентской гонки - имеет свои преимущества. Останется только два претендента, и соблазн урезать полномочия любого из них будет достаточно велик. К тому же растягивание во времени процедуры позволит позабыть о некоторых неудачах и апрельском провале конституционной коалиции. Правда, есть и один существенный недостаток - сегодня никто не может предсказать результат первого тура, ведь существенный разрыв в пользу любого претендента делает его сторонников менее заинтересованным в политреформе, а результат "ноздря в ноздрю" делает внесение изменений в Конституцию осенью 2004 года занятием, обреченным на неудачу. Поэтому наиболее результативным вариантом может стать постатейное голосование законопроекта о политической реформе. Ему, по идее, должны предшествовать переговоры между реальными обладателями контрольных пакетов депутатских голосов. Действительно, в ходе голосования отпадут некоторые экзотические для украинского политикума вещи вроде императивного депутатского мандата и увеличение полномочий прокуратуры, но может появиться хотя бы надежда консолидировать 300 голосов для урезания президентской власти нынешнего формата. В противном случае новоизбранный глава государства со всем нерастраченным служебным рвением выстроит законодателей согласно собственным представлениям об эффективности системы государственной власти".

"Зеркало недели" сосредоточилось на недавних демаршах "большевистских" фракций, объявив, что едва ли не главной причиной возможного "развала большинства" стали не конкретные бизнес-интересы и даже не "торговля" тех или иных "большевиков" за сферы влияния, но нежелание всех заинтересованных "персонажей" "быть пассивными участниками интриги под названием "конституционная реформа". Ни Литвин, которому развал большинства в этом случае только на руку. Ни вверенные его попечению аграрии. Ни "центристы", многие из которых "открыто и скрыто" подыгрывают Ющенко. Ни сам Ющенко. Ни его команда, всеми силами и разными способами разрушающая большинство изнутри. Ни "донецкие", вынужденные поддерживать реформу под давлением Президента. Но делающие все от них зависящее, чтобы она все-таки не прошла. Потому что сыны Донбасса надеются на победу Януковича и вовсе не желают лишать своего ставленника значительной части полномочий. Да и Ярославский с компанией, думается, с удовольствием воспользовались историей с "Укрнафтой", чтобы избежать обязательства голосовать за реформу. И не портить отношения с будущим президентом, кто бы им в итоге ни оказался".

Что касается последнего пассажа об "истории с "Укрнафтой", - большинство комментаторов полагает, что конфликт разрешен и "бунтовщиков" удалось умиротворить. По крайней мере, анализ на сайте "Олигарх.net" выглядит так: "С Ярославским Кучме, Медведчуку и даже правительству было о чём разговаривать. Не случайно, наверное, жалобы Гладия перекрыл бодрый голос Юрия Бойко, который сообщил, что Президент передумал передавать госпакеты "Галичины" и "Укртатнафты" "Укрнафте", а оставил их "Нафтогазу Украины". Мы, конечно, не знаем как надолго "Приват" лишили куска пирога, который он уже почти жевал. Возможно, что после выборов новый Президент опять передумает, и акции всё же попадут "Укрнафте". Однако на сегодня причины для конфликта с уважаемыми олигархами исчерпаны".

Другие "отколовшиеся" - аграрии во главе со спикером, и с ними, по мнению того же "Олигарха.net", разговор короткий: "А кто такие аграрии? Зачем с ними договариваться? Литвин, конечно, попытался обмануть всех, заявив, после выхода своих приспешников из большинства, что лично Виктора Фёдоровича они всё равно поддерживают. На следующий день, очевидно почувствовав, что жареным запахло всерьёз, он даже сообщил urbi et orbi, что в Украине нет правой оппозиции, поскольку в ней собрались исключительно богатые люди, которые не могли свои капиталы заработать честно. Но поможет ли это заявление предателю, запутавшемуся в своих многочисленных предательствах, и его партии? В конце концов, есть верная Татьяна Засуха, со своими селянами, которые ничуть не хуже аграриев. Зачем Украине две сельскохозяйственные партии, даже, если одна из них "народная"? Лучше иметь одну прогнозированную политическую силу, чем вечно думать какой ещё фортель выкинет Владимир Михайлович".

Короче говоря, от аграриев ждут "явки с повинной": "Аграрии ещё до того как стали "народными" отличались повышенной чувствительностью к посылаемым властью сигналам. Сигнал же недвусмысленный: либо они без всяких условий тихонько, понуро, посыпав голову пеплом возвращаются в большинство и, как рекомендовал, Л.Кравчук "на коленях" просят прощения у депутатского народа, либо могут отправляться в свободное плавание - в оппозиции все посты давно распределены, так, что там им ничего не светит".