У губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова появился шанс усидеть в своем кресле, если он сможет убедить Владимира Путина представить его кандидатуру на утверждение в областную думу, - пишет "МК в Саратове". При всенародных выборах хозяин cаратовщины не имел ни малейшего шанса сохранить свою власть. Косвенно он это признал и сам, заметив, что его рейтинг не превышает 10%.

Каждым словом, каждым жестом Дмитрий Федорович старался показать журналистской братии, как он вхож в кремлевские кабинеты, как он информирован о грядущих больших переменах. "Многих политиков обескуражило, застало врасплох заявление президента", - с сарказмом сказал губернатор. А вот он, оказывается, знал о готовящейся реформе более чем за 10 дней, потому как в последнее время часто захаживал в администрацию президента, но молчал, как резидент, чтобы не выдать государственную тайну. Все это смотрелось хвастовством мальчишки, который совершил победу над пугалом в придуманном им мире, оттого в искренность и правдивость слов Аяцкова особо не верилось.

"Вчера был черный понедельник, 13 число, для многих глав субъектов Федерации", - заметил Аяцков. И у меня есть ощущения, что про себя он думает, что черный понедельник наступил и для него. Хотя публично и куражился: "Кто-кто, а Аяцков при любом раскладе останется победителем". Но тем не менее заметил: "Я не буду горевать, если меня президент не представит. Я останусь первым и последним всенародно избранным губернатором". Вот это уже больше походило на искренность. Ключевой тезис для прощальной речи уже готов, - делает вывод "МК в Саратове".

Нынешний рейтинг Аяцкова - около 10% - его вовсе не пугает, - пишет газета "Богатей". Губернатор так и сказал: "Мне наплевать, потому что я знаю, почему он такой. Я построил завод в Горном, и люди стали говорить о случаях заболеваний, происходящих якобы по вине этого производства. Я бьюсь за строительство 5-го и 6-го блоков на Балаковской атомной, что тоже не прибавляет ни рейтинга, ни авторитета. Но это все нужно людям, поэтому мне наплевать на мой низкий рейтинг".

Циничное признание о собственном низком рейтинге, каковой Аяцков приобрел благодаря размещению на территории области экологически опасных производств, еще круче иллюстрирует отношение губернатора к населению, - пишет газета "Новые времена в Саратове". Вот какой я, дескать, государственник, ради больших дел готов отправить в тартары и вверенную область, так же как не пожалеть хвалынских детей ради красного словца... Глядишь, и заметят где надо, а народ-дурак мы из процесса, слава Кремлю, исключили. Правда, несколько странно на этом фоне звучит другое высказывание: "Я не буду делать все возможное, чтобы понравиться Президенту. Он меня хорошо знает". С логикой у Дмитрия Федоровича, как обычно, все в порядке, но хотелось спросить: хорошо знает с какой стороны? Эксперты в один голос говорят, что одна из главных задач Центра в свете наступающих преобразований - избавление от региональных глав слишком самостоятельных, коммунистов, популистов и зубров ельцинской эпохи. И ежели Дмитрий Федорович не подходит под первые два определения (хотя критерии тут могут быть разными), то все остальное - прямо про него. Тем более если просьба Ельцина не трогать Аяцкова в связи с памятным уголовным делом действительно имела место, то она не могла быть воспринята действующим президентом иначе, как унижение. Все мы люди. И личное в данном случае удачно может дополнить общественное. Когда такой всеобщий и безоговорочный повод.

Газета "Репортер" недоумевает по поводу чрезвычайной изменчивости политических планов Аяцкова. "Неделю назад, - пишет газета, - Дмитрий Аяцков заявил, что будет баллотироваться на новый губернаторский срок, так как его кандидатуру полностью поддержали в Кремле. Неделю спустя Кремль в лице Владимира Путина заявил, что отныне губернаторы будут назначаться президентом, а в выборах можно забыть. Так кого имел в виду Аяцков, когда говорил о поддержке Кремлем его кандидатуры на выборах? Если его поддержал кто-то из кремлевских клерков, не владевший информацией о готовящейся реформе (а точнее, авторитарной революции) по свертыванию демократической процедуры выборов глав регионов, то это еще полбеды. Но боюсь, что факт кремлевской поддержки Аяцкова есть не что иное, как плод буйной фантазии Дмитрия Федоровича".

Газета отмечает, что когда Дмитрий Федорович сказал, что при новой системе назначения губернаторов он в любом случае будет в выигрыше, он оказался прав. Назначит его Путин губернатором на новый срок - это вообще будет подарком для всей Саратовской семьи, не назначит - тоже не беда. Аяцков сможет покинуть свой пост достойно, без явной видимости проигрыша и позора. Может быть, его в утешение даже наградят каким-нибудь важным орденом или назначат крупным начальником, например, главой Комитета дружбы народов в виртуальном парламенте несуществующего Союза России и Белоруссии.... Если Володина даже назначат губернатором, у Аяцкова нет повода отчаиваться. Ведь Дмитрию Федоровичу никто не запретит сделать заявление, что он сам попросил президента о том, чтобы новым губернатором был назначен Володин. Разумеется, Владимир Владимирович прислушался к мнению "одного из лучших глав регионов", ведь народ Саратовской области обожает Аяцкова, И проверить любовь или нелюбовь электората к ДФ будет невозможно, поскольку выборы отменены, соответственно, рейтинги можно рисовать какие угодно. Как нельзя проверить то, о чем на самом деле говорил (и говорил ли вообще?) губернатор с президентом; не звонить же из-за этого Путину! Поэтому для фантазера Аяцкова наступают вольготные времена: хвастайся - не хочу! - замечает газета "Репортер".

Любопытно, что Дмитрий Федорович говорил о президентских кандидатах в губернаторы в единственном числе, хотя никто еще не может сказать, будет ли Владимир Путин предлагать законодательным собраниям одного кандидата, или же сохранится демократический камуфляж из альтернативных вариантов, - замечает газета "Саратовский расклад". Саратовский губернатор заметил, что уход в небытие прямых выборов ставит в критическое положение и многие СМИ, которые оплачивались только исходя из политических интересов инвесторов. "И здесь можно было бы поспорить с главой области, - пишет "Саратовский расклад". Да, прямые губернаторские выборы уходят в небытие. Однако в будущем повышается статус областных дум, борьба за депутатские мандаты в регионах выйдет на совершенно иной уровень.

В любом случае, по словам Дмитрия Аяцкова, он в создавшейся ситуации - победитель и останется в истории Саратовской области первым и единственным губернатором, избранным всенародно.

Невольно вспоминается драматический опыт Михаила Горбачева - первого и последнего президента СССР. От того, что он оказался "первым и последним", проиграло все общество на всем советском пространстве. Мудрые политологи и аналитики отмечали, что если бы Горбачев в 1990 году пошел на прямые всенародные президентские выборы и победил, то мы бы жили сейчас в другой стране, при иных правителях. Михаил Сергеевич, как известно, был избран главой государства на Съезде народных депутатов.

Этот горький опыт подсказывает сегодня, что назначение губернаторов путем одобрения со стороны региональных депутатов вполне может оказаться миной замедленного действия. Для всей российской системы. Потому что будут уничтожены последние осколки "обратной связи" между региональной властью и населением регионов, - заключает "Саратовский расклад".