"Всем выйти из тени!".

(Московские новости. 17.09.04. А.Тарасов)

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин решил предпринять беспрецедентные меры для легализации "серого" бизнеса. Согласно уже подготовленным законопроектам, предприятия края, открыто выплачивающие работникам зарплату от 5 до 10 тыс. руб. в месяц, будут на срок от 3 до 5 лет частично освобождены от уплаты налогов на прибыль и имущество. Льготный режим будет предоставляться на срок от 3 до 5 лет. Предприятия, решившие перейти с упрощенной системы налогообложения на обычную, будут освобождены от уплаты всех (!) региональных налогов и получать бюджетную поддержку по инвестиционным кредитам (в бюджете этого года для компенсации процентной ставки по кредитам уже предусмотрено 100 млн. руб.).

Хлопонин подсчитал: максимум, что может сегодня потерять бюджет края, освободив от региональных налогов и сборов малый и средний бизнес, - это 130 млн. руб. Сумма незначительная для региональной казны, чьи доходы приближаются к 50 млрд. А за счет выхода предпринимателей из тени сумма косвенных налогов возрастет, превысив ныне собираемую с некрупного бизнеса во много раз. Хлопонин полагает, что пока доход предприятия меньше 500 тыс. долл. в год, у бизнесмена не появится мотивации для легализации своего бизнеса и капитала. Но как только оборот переваливает за 1 млн. долл., процесс легализации дохода начинается почти автоматически - ведь человек захочет хорошую квартиру, яхту, отдых в Швейцарии. Поэтому государство должно как можно быстрее загнать малое предприятие в этот оборот "от миллиона и выше", давая через конкурс проектов льготы - инвестиционные, налоговые, тарифные.

Отказ от принципа равенства хозяйствующих субъектов довольно революционен. Но если раньше это многим экономистам казалось справедливым, то сейчас будет и законным.

Замгубернатора Эвенкии, а прежде один из наиболее удачливых и богатых сибирских бизнесменов Геннадий Дружинин передал "МН" захватывающее дух свидетельство нашего времени - "Необходимый перечень документов по ведению финансово-хозяйственной деятельности предприятия (в квартал) в соответствии с требованиями действующего законодательства". В перечне объемом 1962 листа значатся наименования 40 (!) документов. Хлопонин решение этой проблемы видит в создании лицензированных частных организаций, специализирующихся на оформлении необходимых документов. Пока, при том что за работой предпринимателей следят около 45 госорганов, реальная ситуация в этом секторе кардинально расходится с официальной статистикой. В действительности объем производства товаров и услуг малым и средним бизнесом превышает 100 млрд. рублей в год, тогда как официально эта цифра составляет всего лишь 16 - 19 млрд. руб. То есть облагается налогами лишь незначительная часть оборота, остальное - в тени. Как и зарплата, "белая" часть которой в этом секторе в 6 - 7 раз ниже среднестатистической по краю. При этом за 1999 - 2003 годы денежные суммы на счетах "малых" бизнесменов выросли в 13 раз, приблизившись к сумме краевого бюджета.

"Последний из ненавязчивых".

(Московские новости. 17.09.04. И.Сербина)

Пост президентского полпреда покинул Леонид Драчевский - один из немногих подлинных политиков в этой ветви федеральной власти

Сибирский полпред Леонид Драчевский ушел в отставку. Кадровая кутерьма текущей недели как-то затмила это нерядовое событие в политической жизни огромного региона. Между тем замена дипломата Драчевского бывшим начальником Генштаба генералом Квашниным вполне укладывается в общий настрой власти на усиление режима. Да и прошло, очевидно, время дипломатов. Это в 2000 году выдержка и спокойствие требовались в общении с сибирскими губернаторами-харизматиками Тулеевым, Крессом, Полежаевым, братьями Лебедями. Теперь договариваться не с кем и незачем - мало найдется желающих среди губернаторов поспорить с Кремлем. А для командования ими вполне достаточно опыта бывшего начальника Генштаба.

Леонид Драчевский за все четыре года пребывания в должности полпреда ни разу не прибегал к административному или силовому воздействию на политику в каком-либо из вверенных его попечению регионов. Тихо "разрулил" критическую ситуацию с алтайским зерном, когда власти края фактически установили эмбарго на его продажу соседям: выгоднее было продавать на экспорт. Также без лишнего шума решилась проблема с обеспечением сибирских регионов углем, когда угольщики "задрали" цены до потолка. Главным рычагом воздействия на губернаторов были не окрики из Кремля, а переговоры. К примеру, в рамках совещания глав регионов "Сибирское соглашение". Не многие губернаторы относились к этому форуму серьезно, но с приходом Драчевского это стало действенным инструментом межрегионального общения.

Действия Драчевского были незаметны, но не значит - неэффективны. В конфликте между Александром Лебедем и Александром Хлопониным Леонид Вадимович сыграл не последнюю роль. Именно полпред посоветовал президенту встретиться с Хлопониным и дать понять, что в крае есть альтернатива действующему губернатору. Фактически без использования силовых методов был "раскручен" новый лидер, легитимно избранный затем на должность руководителя региона.

Дипломатические способности Драчевский использовал не только косвенно, но и напрямую: в декабре 2002 года он возглавил с российской стороны Российско-китайский комитет дружбы, мира и развития. В Китае полпреда называли не иначе как "заместитель Путина по Сибири". Для сибирских регионов налаживание отношений с Китаем имеет принципиально важное значение: именно туда в основном продаются и сибирские ископаемые, и металл, и самолеты, и зерно...

При этом полпред не пропускал ни одного значимого культурного события в Сибири - понимал, что его присутствие придаст мероприятиям высокий статус, привлечет внимание не только к нефти и углю, но покажет интеллектуальный, человеческий потенциал региона.

Еще одной отличительной чертой сибирского полпреда была открытость для прессы - и, одновременно, сдержанность в оценках и комментариях. Сначала на фоне "ярких ораторов" из числа губернаторов выдержанный полпред казался журналистам бледным подобием "настоящего" политика. Но неизменно корректное отношение даже к острым вопросам и нелицеприятным выступлениям журналистов в его адрес показало, что на этом посту не обязательно блистать красноречием. Гораздо важнее было вмешательство полпреда - как обычно, незаметное и ненавязчивое - в региональные конфликты властей и СМИ. Многие коллеги после ухода Драчевского высказали в его адрес самые теплые слова.

Что послужило истинной причиной отставки Леонида Драчевского - неизвестно. По одной из версий, он сам попросился на спокойную работу, посчитав, что выполнил поставленные перед ним задачи. А назначение на это место Анатолия Квашнина еще раз показало: институт полпредства - искусственный в принципе - в последнее время и вовсе используется как "почетная пенсия" для отставников. Хоть политиков, хоть генералов.

Есть еще одно объяснение отставки. Последние выборы в Сибири не были удачными с точки зрения федерального центра: "Единая Россия" на выборах в декабре, мягко говоря, не дала фантастических результатов ни в Новосибирске, ни в Красноярске, ни в Томске. На "губернаторском" уровне у Кремля тоже ладилось не все: в Горном Алтае губернатором избрался лидер аграриев Михаил Лапшин, в Алтайском крае - юморист Михаил Евдокимов. Многие считают, что за эти "недоработки" Драчевский и поплатился креслом. Однако те, кто знаком с Драчевским лично и по работе, едва ли склонны верить этой версии. Наверное, президент знал, с кем имеет дело, назначая именно Леонида Драчевского полпредом в Сибири. Даже предположение, что Драчевский армейским наскоком обеспечит необходимую явку и нужный результат на выборах, выглядит смешно: этот более сложный "инструмент" политического влияния глупо было использовать для таких нехитрых целей. Сейчас же время сложных инструментов прошло: нет той политической среды, которую сначала нужно скрупулезно изучить, а потом - аккуратно препарировать. Теперь можно и молотком.

"ЮКОС заплатит Красноярскому краю".

(Время новостей. 17.09.04. А.Климович)

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин заявил вчера, что в крае ЮКОС будет платить налоги. "Более того, мы ведем сейчас переговоры с компанией о долговременном сотрудничестве", - сказал он. Ранее представители ЮКОСа в крае говорили о том, что "если компания приостановит налоговые платежи, то по акцизам на нефтепродукты будет недоплачено около 200 млн руб., а по налогу на прибыль - от 50 млн до 70 млн руб.".

"Сибирь - лидер в сотрудничестве".

("Красноярский рабочий", 17.09.04)

Вчера председатель Законодательного Собрания края Александр Усс принял участие в работе комиссии по внешним связям комитета регионов Европейского Союза.

Заседание комиссии проходит в Брюсселе. Она обсудит и утвердит рекомендации, которые станут программным документом Евросоюза по развитию межрегиональных отношений с Россией на ближайшие несколько лет. Как сказал спикер краевого парламента накануне поездки, при Евросоюзе, скорее всего, уже в ноябре будет создано первое региональное представительство. То есть Совет Европы будет работать не только с федеральной властью, но и с конкретными регионами. В ноябре же планируется подписание полноценного договора между ассоциацией "Сибирское соглашение" и соответствующей европейской структурой.

Выступая на заседании комиссии, Усс дал характеристику социально-экономическому и геополитическому положению Сибири. По его мнению, сибирские территории должны сосредоточить своё внимание на практических проблемах, которые могут быть решены через конкретные механизмы сотрудничества между местными и региональными партнерами в ЕС и России. Развивая сотрудничество с нашей страной, ЕС может способствовать диверсификации экономики, которая необходима для привлечения иностранных инвестиций. Александр Усс считает, что регионы Сибири и Дальнего Востока могут и должны стать лидерами в развитии сотрудничества с регионами стран Евросоюза.