"Быков идет в Думу".

(Ведомости 03.10.03 В.Иванов, А.Онегина)

Быков идет в Думу

От Ачинского избирательного округа

Лишенный контроля над Красноярским алюминиевым заводом дважды судимый предприниматель Анатолий Быков может стать депутатом Госдумы. Вчера он заявил о намерении баллотироваться по Ачинскому избирательному округу в Красноярском крае. Эксперты оценивают шансы Быкова на успех очень высоко, но при одном условии - если его избранию не воспротивится Кремль.

Владелец миноритарного пакета Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ) Анатолий Быков уведомил Ачинскую окружную избирательную комиссию (Красноярский край) о своем выдвижении в депутаты Госдумы.

* * *

С середины 1990-х гг. Быков контролировал около 28% акций КрАЗа и управлял этим заводом вместе с компаньонами. В 1997 г. он возглавил совет директоров КрАЗа и был избран депутатом краевого Заксобрания. В 1998 г. начался конфликт между группой Быкова и "Сибирским алюминием" Олега Дерипаски, которого поддержал губернатор края Александр Лебедь. Тогда же против Быкова было возбуждено несколько уголовных дел. В апреле 2000 г. его экстрадировали в Россию из Венгрии. К тому времени партнеры Быкова продали свои акции КрАЗа совладельцам "Сибнефти", которые договорились с Дерипаской о создании холдинга "Русский алюминий". Быков лишился контроля над КрАЗом, а в ходе проведенных "Русалом" нескольких допэмиссий пакет Быкова был размыт до 3%. После краткосрочного выхода на свободу Быков был вновь арестован в октябре 2000 г. по обвинению в подготовке заказного убийства. В интервью "Ведомостям" в мае 2001 г. Быков связал свои злоключения с лоббистскими возможностями новых хозяев КрАЗа. В декабре 2001 г. Быков вновь был избран депутатом краевого парламента. В июне 2002 г. за организацию покушения на убийство суд приговорил Быкова к 6, 5 годам условно, а в июле 2003 г. он был приговорен к одному году лишения свободы за причастность к убийству, но был амнистирован в зале суда.

* * *

Это не первая попытка предпринимателя избраться в Думу. В 1999 г. он занял второе место в федеральном списке ЛДПР. Однако Центризбирком не зарегистрировал список. После этого Быков попытался выдвинуться в Ачинском округе, но окружной избирком не принял его заявление.

16 сентября 2003 г. в связи со вступлением в силу судебных приговоров Быков был лишен статуса краевого депутата. Предприниматель тогда пообещал вновь избраться в Заксобрание в своем округе. А вчера на сайте Быкова было опубликовано его заявление о намерении участвовать еще и в выборах в Госдуму - закон позволяет баллотироваться в региональный и федеральный парламент одновременно. Связаться с Быковым вчера не удалось, по утверждению его помощника Александра Купцова, он находится "в отъезде по делам бизнеса".

Замгендиректора "Русала" по внешним связям Евгений Иванов отказался комментировать выдвижение Быкова. А высокопоставленный источник в одной из работающих в крае сырьевых корпораций говорит, что длительное время Быков "боялся любой политики", опасаясь возобновления преследований. В том, что Быков вновь проявил амбиции политика, источник винит избранного в 2002 г. губернатора края Александра Хлопонина, который не дистанцировался от Быкова и тем самым "внушил, что тот легальный парень, к которому власть относится нормально".

Источник в краевой администрации рассказал "Ведомостям", что Хлопонин несколько раз встречался с Быковым "как с депутатом и потенциальным инвестором", но не заключал с ним никаких договоренностей. "Другое дело, [что Быков мог] воспринять само общение с губернатором как некий карт-бланш", - рассуждает чиновник. Красноярский политолог Сергей Комарицын считает, что выдвижение Быкова может быть истолковано федеральными властями как "признак слабости Хлопонина", который не смог осадить "человека с двумя судимостями".

Замгубернатора Красноярского края Юрий Олейников заявил "Ведомостям", что краевой власти безразличны планы Быкова. "Захотел идти [в Думу] - пусть идет", - говорит Олейников. Чиновник категорически не согласен с тем, что выдвижение Быкова может повредить имиджу Хлопонина. Шансы Быкова на победу Олейников оценил как "высокие, но не абсолютные".

Комарицын также убежден, что у Быкова "достаточно большие" шансы выиграть думские выборы. Но они реализуются только в том случае, "если не вмешаются власти, не активизируются правоохранительные органы", полагает политолог. Того же мнения и другой красноярский политолог Владимир Княгинин, считающий, что "проблема Быкова уже давно приобрела федеральное значение".

"Анатолий Быков решил стать депутатом Госдумы".

(Время новостей 03.10.03. А.Климович)

И на всякий случай - Красноярского законодательного собрания

Вчера известный красноярский предприниматель Анатолий Быков уведомил местную избирательную комиссию о своем намерении баллотироваться в депутаты Государственной думы РФ от Ачинского одномандатного избирательного округа. Претендент пока отказывается от каких-либо комментариев. Корреспонденту газеты "Время новостей" удалось выяснить, что для регистрации в качестве кандидата в депутаты Анатолий Быков будет собирать подписи избирателей - он совершенно уверен, что обойдется без денежного залога.

Бывший председатель совета директоров Красноярского алюминиевого завода намерен одновременно баллотироваться и в депутаты законодательного собрания края от Октябрьского избирательного округа. Это не запрещено, но в избирательном законодательстве ничего не сказано о том, что нужно делать, если один и тот же претендент победит и на тех и на других выборах.

Большинство местных экспертов считают, что Анатолий Быков, которого неоднократно предупреждали о том, что на выборы в Госдуму идти не стоит, решил пойти на открытый конфликт с властями. Напомним, что в прошлом году Анатолий Быков был приговорен Мещанским судом г. Москвы за организацию покушения на убийство к шести с половиной годам лишения свободы условно. В июле 2003-го у авторитетного предпринимателя был шанс заработать еще одну судимость - "за заранее необещанное укрывательство улик" по делу об убийстве, совершенном еще в 1996 году. Но г-на Быкова приговорили к одному году лишения свободы и тут же амнистировали в связи с истечением срока давности. Впрочем, даже на основании одной судимости Быкова лишили статуса депутата регионального законодательного собрания, так как по уставу Красноярского края членом местного парламента не может быть человек, осужденный за уголовные преступления. Адвокат Быкова Генрих Падва обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать это положение устава частично неправомерным. Но высшие судебные инстанции России даже не стали рассматривать жалобу Генриха Падвы. И тогда 8 сентября Анатолий Быков подал в отставку.

"Быков пошел на "медведя".

(Газета. 03.10.03. А.Орешникова)

Анатолий Быков официально заявил, что намерен вновь занять кресло депутата Законодательного собрания Красноярского края, которое покинул по настоянию прокуратуры меньше месяца назад. 7 декабря бывший председатель совета директоров КрАЗа и бывший заключенный Быков попытает счастья и на других выборах - в Государственную думу.

Анатолий Быков почти семь лет заседал в законодательных органах различного уровня. В 1997 году он был избран депутатом Назаровского городского совета, в том же году - членом Законодательного собрания края. "Блок Анатолия Быкова" в 2000 году победил на выборах в городской Совет Красноярска.

Следующие выборы Быков выиграл, находясь на нарах. В 2001 году, во время кампании по выборам краевого Законодательного собрания третьего созыва, Анатолий Быков находился в "Лефортово" по подозрению в организации покушения на Вилора Струганова (иначе - криминальный авторитет Паша-Цветомузыка). Он был приговорен к шести с половиной годам лишения свободы условно как заказчик преступления. Краевая прокуратура подняла вопрос о лишении Быкова депутатских полномочий. А 1 июля этого года краевой суд Красноярска приговорил Анатолия Быкова к одному году лишения свободы по делу об организации заказного убийства предпринимателя Олега Губина. Быков был амнистирован в зале суда. Ранее он пообещал, что в случае проигрыша в суде по делу Губина сам сложит с себя полномочия депутата.

17 сентября депутаты краевого Законодательного собрания утвердили заявление Быкова о сложении с себя депутатских полномочий. Он не скрывал, что намерен принять участие в избирательной кампании. Но в какой именно - в Законодательное собрание края или Госдуму, - не уточнял. Вчера стало ясно, что в федеральных выборах Быков уж точно будет участвовать. Он подал об этом официальное уведомление в избирательную комиссию Ачинского избирательного округа. Его основным соперником будет "единоросс", депутат Госдумы Александр Клюкин. В 90-х годах он руководил местной телекомпанией ТВК, принадлежавшей Быкову. Клюкин для подстраховки выдвигается и как одномандатник, и дополнительно по списку "Единой России".

С выборами федерального значения у Быкова в 1999 году были проблемы. Он шел по списку ЛДПР в первой тройке. Однако тогда Центризбирком исключил Быкова из партийного списка вместе с лидером ЛДПР Владимиром Жириновским и другими "партийцами". У всех были найдены неточности в сведениях об имуществе. Источник Газеты в окружении Быкова сообщил, что "мы не исключаем проблем с регистрацией в Ачинске". Какой путь изберет Быков - сбор подписей или внесение залога, - его помощники сообщать пока отказываются.

* * *

Две судимости заводчика Быкова

Всего за один год ранее не судимый и не привлекавшийся Анатолий Быков обзавелся сразу двумя судимостями. В июле 2002 года Мещанский суд Москвы приговорил его к шести с половиной годам лишения свободы условно за организацию покушения на предпринимателя Вилора Струганова (по прозвищу Паша-Цветомузыка). Стоит напомнить, что этого убийства не было, поскольку нанятый Быковым киллер Александр Василенко, вместо того чтобы выполнить заказ, написал заявление в ФСБ. В сентябре 2000 года убийство было инсценировано правоохранительными органами, а Быкова арестовали. Сразу после того как Мещанский суд огласил условный приговор, Анатолий Быков улетел в Красноярск, где его уже ждало следующее уголовное разбирательство - по обвинению в организации убийства предпринимателя из города Назарово Олега Губина весной 1996 года. 1 июля 2003 года Красноярский краевой суд приговорил Быкова к одному году лишения свободы. Обвинение в соучастии в убийстве (вместе с Быковым по делу проходили его товарищи Сергей Васильев, Сергей Белолипецкий и Виктор Мельников; непосредственный исполнитель Сергей Скоробогатов был застрелен еще в 1998 году) заменили на "сокрытие убийства". Однако даже года Быков не отсидел - к нему применили амнистию, объявленную по случаю 55-летия Победы в Великой Отечественной войне.

"На сходе только женщины".

(Правда-КПРФ. 03.10.03. А.Козырев)

Актив Красноярского регионального отделения "Всероссийского женского союза - "Надежда России" провел на главной площади Красноярска сход на тему "Спасем детей - спасем Россию!"

ЕГО УЧАСТНИЦЫ выразили серьезную озабоченность состоянием охраны материнства и детства в крае. В последнее время эти важные проблемы оказались вне поля зрения политиков и чиновников. Забывают о них и те, кто идет во власть: даже в предвыборных программах нет упоминания. Краевой закон "О бюджете на 2003 год" полностью или частично приостановил действие ряда социальных программ. В их числе - "О стабилизации и развитии образования", "Отдых и оздоровление детей", "Детская онкология", "АнтиСПИД", "Охрана здоровья матери и ребенка в Красноярском крае", "Информатизация образования: информационные технологии в общем образовании". По одной из программ, например, предусматривалось приобретение автобусов для доставки детей в школы, учебного оборудования и спортивного инвентаря, книг для библиотек и жилья для педагогов.

Забвение и невнимание дорого обходится обществу. В крае увеличиваются беспризорность, детская преступность. Все больше становится так называемых социальных сирот - детей, у которых формально есть родители, но воспитываются они в приютах и детских домах. В бюджете на 2003 год не нашлось места финансированию ряда социальных программ. Например, полностью остановлена программа "О стабилизации и развитии образования". "Отдых и оздоровление детей" усечен на 24 миллиона рублей, "Анти-СПИД" - на 113 миллионов рублей, "Охрана здоровья матери и ребенка в Красноярском крае" - на 61 миллион рублей. Усекновение сделали программам "Вакцинопрофилактика", "Информационные технологии". По одной из программ должны были приобретаться автобусы для подвоза детей в школы, учебное оборудование, спортивный инвентарь, книги в библиотеки, квартиры для учителей.

В адрес губернатора и депутатов Законодательного собрания Красноярского края женщины направили резолюцию с требованием в полном объеме профинансировать социальные программы. На сходе выступила депутат Государственной думы, председатель "Всероссийского женского союза - "Надежда России" Алевтина Викторовна Апарина.

"Вчера на сессии".

(Пресс-служба ЗС "Красноярская газета" 03.10.04)

На основании распоряжения председателя Законодательного Собрания края № 168 от 19 сентября 2003 г. в соответствии со статьей 15 Регламента Законодательного Собрания Красноярского края вчера, 2 октября, состоялось второе заседание восьмой сессии Законодательного Собрания края.

В повестке значились следующие вопросы:

- О проекте закона края "О внесении изменении и дополнений в Закон Красноярского края "О краевом бюджете на 2003 год".

- О внеочередном докладе первого заместителя губернатора Красноярского края Кузубова В.Ю.

- О ходе выполнения постановления Законодательного Собрания края №7-1175П от 30.06.03 "О результатах работы комиссии депутатского расследования".

- О проекте закона края "О внесении изменения в Закон Красноярского края "Об административных правонарушениях" (внесен губернатором края).

- Информация Совета администрации края о ходе завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

- О согласовании ликвидации краевого государственного учреждения "Правопорядок".

Председательствовал на сессии А.В. Усс. Присутствовало 37 депутатов из 41. Всего около 30 различных вопросов были рассмотрены на вчерашней сессии.

"Без сенсаций".

(Алексей Дмитриев "Городские новости" 03.10.03)

БЮДЖЕТНИКИ ПОЛУЧАТ ПРИБАВКУ К ЖАЛОВАНЬЮ, А ВЕТХОЕ ЖИЛЬЕ СНОВА ПОДОЖДЕТ

Вчера состоялось второе заседание восьмой сессии Законодательного собрания края. На рассмотрение депутатов было вынесено 28 вопросов, наиболее важным из которых было внесение изменений и дополнений в закон края о бюджете 2003 года.

С докладом по этому вопросу выступил начальник главного финансового управления края Александр Новак, который доложил, что бюджет исполняется с превышением плана. Основная часть дополнительных средств пойдет на повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Кроме того, этой категории служащих будут выплачены средства в размере двух окладов. Причем средства поступят на территории уже через 4-5 дней.

В ходе обсуждения корректировки бюджета депутаты коснулись ряда проблем. Юрий Абакумов заявил, что реконструкция красноярского железнодорожного вокзала идет с нарушением федерального законодательства. По его словам, вокзал является памятником архитектуры, внесен в государственный реестр, и на то, чтобы его перестраивать, нужно было получить специальное разрешение и вывести его из реестра памятников. "Таким образом, краевая администрация нарушает Федеральный закон", - заявил Абакумов. Заместитель губернатора Николай Глушков пояснил, что краевая администрация в курсе этой проблемы и в скором времени планирует обратиться с просьбой о выводе построенного в 1956 году здания вокзала из реестра. "Памятник развалился, и это все констатируют", - подчеркнул Глушков.

В краевом бюджете после внесенных корректировок расходы на ремонт и снос ветхого жилья сократились до 56 млн рублей. Ранее депутаты Законодательного собрания Красноярского края просили выделить на эти цели 100 млн. Как заявил заместитель губернатора Александр Новак, цифра 56 млн является результатом конкретных подсчетов по каждому ветхому объекту. Однако депутаты считают, что этой суммы недостаточно, и планируют при обсуждении бюджета на 2004 год просить не 100 млн, а в несколько раз больше.

Первый заместитель губернатора Красноярского фая Василий Кузубов рассказал о том, как в крае идет реформа ЖКХ и о ее первых результатах. Кузубов обратил внимание на три основных момента. Во-первых, краевая администрация добилась процентного финансирования всех объектов жилищно-коммунальной сферы, что позволит начать их модернизацию. Во-вторых, бюджетные средства теперь адресно тратятся на тех, кто по разным причинам не может оплачивать полную стоимость услуг ЖКХ. В-третьих, центр реформы переместился из Красноярска на места.

По словам Кузубова, в настоящий момент из краевого бюджета на всевозможные субсидии уже выделен 1 млрд рублей. А вся сфера краевого ЖКХ в целом получила на 1 млрд рублей больше, чем в прошлом году. Тем не менее краевая администрация сознает, что проблем еще много. Так, например, 22 млн рублей требуется на снос ветхого жилья, 57 млн - на капитальный ремонт жилого фонда.

"Гвоздем программы" должен был стать вопрос о результатах работы комиссии депутатского расследования деятельности учреждения "Правопорядок". Сенсации опять не получилось; основные докладчики - начальник краевого ГУВД Юрий Астахов и прокурор края Виктор Гринь - по разным причинам на сессию не явились.

На сессии было принято решение о ликвидации краевого государственного учреждения "Правопорядок" (не путать с одноименным фондом!). Под фондом теперь нужно будет понимать не учреждение, а строчку в бюджете края, предусматривающую расходы на функционирование правоохранительных органов. С инициативой ликвидировать "Правопорядок" выступил Александр Хлопонин. С докладом об итогах проверки деятельности "Правопорядка" выступил секретарь Совета безопасности края Анатолий Ковригин. По его словам, никаких нарушений не выявлено. Однако Александр Симановский, глава депутатской комиссии, занимавшейся расследованием деятельности учреждения, заявил, что к парламентариям поступил ответ из прокуратуры, согласно которому выявленные комиссией факты нецелевого расходования средств имели место. Депутаты решили вернуться к детальному рассмотрению этого вопроса на следующей сессии. К тому времени, как предполагается, придут заключения из МВД и Генеральной прокуратуры.

На сессии депутаты заслушали еще один важный вопрос - о состоянии дел с переселением жителей деревни Коркино, которая находится в санитарной зоне Красноярского алюминиевого завода. Проблема переселения" как было сказано на сессии, сшит уже около 20 лет. Три года назад было принято решение о сносе этого поселка, однако выполнялось оно неэффективно. Нынешняя администрация края решила поставить окончательную точку в этом вопросе уже в 2004 году. В Зеленой Роще достраиваются три дома, куда будут переселены жители деревни.

"Таймырская хроника".

("Новый Енисей" 03.10.03)

ПОДПИСАНО СОГЛАШЕНИЕ О РОЖДЕНИИ УНИКАЛЬНОГО СОЮЗА

Соглашение о создании Совета губернаторов Таймыра, Красноярского края и Эвенкии было подписано накануне в Эвенкийском АО. Церемония подписания состоялась на берегу озера Виви, являющегося официальным географическим центром России. Губернаторы Таймырского автономного округа Олег Бударгин, Красноярского края Александр Хлопонин, Эвенкийского автономного округа Борис Золотарев поставили свои подписи под этим документом.

Целью создания Совета губернаторов является координация деятельности органов исполнительной власти края и автономных округов, а также совместное принятие решений по наиболее значимым для сторон договора вопросам. В рамках деятельности Совета его участники будут решать вопросы экономического развития, природопользования и недропользования, а также проведения общей политики в сфере социальной защиты населения, включая координацию деятельности в области образования, здравоохранения, культуры, спорта, социального обеспечения и поддержки населения.

На сегодняшний день Совет губернаторов является единственным подобным совещательным органом в Российской Федерации.

По словам губернаторов, участвующих в подписании Соглашения, на сегодняшний день уже имеются проекты программ, которые в ближайшее время будут вынесены на рассмотрение Совета. Данные программы, в первую очередь, охватывают социальную сферу и направлены на повышение уровня жизни населения.

Согласно правовому оформлению, в ходе своей работы по всем рассмотренным вопросам Совет губернаторов будет выносить постановления, которые войдут в систему правовых актов Красноярского края и Эвенкийского и Таймырского автономных округов.

Стороны выразили уверенность, что созданный губернаторский Совет позволит более эффективно использовать и общую для трех соседствующих регионов социальную инфраструктуру, и общую транспортную сеть, а также существенно оздоровит межбюджетные отношения.

ЕЩЕ ОДИН ПРЕТЕНДЕНТ

Второй кандидат-самовыдвиженец уведомил окружную избирательную комиссию о намерении баллотироваться в депутаты Государственной Думы по Таймырскому одномандатному округу.

Это Сергей Анатольевич Симутин, 1963 года рождения. Образование высшее, проживает в Дудинке. Место работы - главный специалист управления общественных связей администрации округа. Для регистрации кандидату осталось собрать подписи или внести избирательный залог.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ - СТЕПЕНЬ ДОКТОРА НАУК

Как сообщила пресс-служба Думы ТАО, председателю окружной Думы Виктору Ситнову - первому на Таймыре - присвоена ученая степень доктора наук в области права.

По его словам, работа над темой "Государственное и муниципальное управление" продолжалась восемь лет. Диссертация написана на основе анализа форм и опыта местного самоуправления в Швейцарии и Германии с учетом федеральных и региональных особенностей нашей страны. Тема исследования, по заключению экспертов-правоведов, является актуальной в свете проводимой в России реформы органов местного самоуправления.

ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОЛЛЕДЖУ - ПЯТЬ!

На протяжении уже пяти лет Таймырский педагогический колледж "взращивает" новое поколение учителей. 1 октября в молодежном центре "Арктика" колледж отпраздновал свой первый маленький юбилей.

На торжество были приглашены коллеги из школ Дудинки, старшеклассники, студенты других учебных заведений, представители администраций округа и города. Напомним, что Таймырский колледж "вырос" из Игарского педучилища, которому было 65 лет. Таким образом, получается, что у молодого колледжа древние корни.

ЗАБРОСИЛ РЫБАК НЕВОД

Недавно начали неводной лов промысловики сельскохозяйственных артелей, частных, фермерских предприятий на реке Енисей. До этого они вылавливали мало рыбы - по полтора-одному ящику.

Свою продукцию рыбаки низовьев Енисея в основном сдают на речное судно "Белые ночи" и баржу, на которой установлены рефрижераторные контейнеры. Катер принадлежит муниципальному торгово-закупочному предприятию "Енисей", которым руководит Насреддин Алиев. Усть-портовские промысловики хранят свою продукцию в леднике бывшего рыбозавода, который теперь принадлежит сельхозартели "Октябрьский". Реализуют рыбу самостоятельно.

"Я вчерась лечила зубы - депутатом будет Зубов!".

("Комсомольская правда" 03.10.03)

КРАСНОЯРЦЫ, ВАМ ИЗВЕСТНО, ЧТО В СВЕТЕ НОВОГО ЗАКОНА О ВЫБОРАХ КАЖДЫЙ ВАШ ШАГ МОЖЕТ СТАТЬ АГИТАЦИЕЙ?

БАБУШКИ, МЕНЯЙТЕ КЛЮКУ НА КОСТЫЛИ!

Куда смотрит избирком? Только за один вояж по центру Красноярска мы насчитали не менее 20 лиц преклонного возраста, агитирующих за Александра Клюкина! Эти якобы немощные символы черного пиара на самом деле - грозное орудие, потому как выжимают слезу из электората похлеще газетных текстов. Глядишь на бабульку с клюкой и думаешь о Клюкине, и так жалко почему-то 3-го номера в списке красноярских "единороссов"...

А КТО НА РОГАХ?I

Самый крутой агитационный прием, похоже, использовал Анатолий Петрович Быков. Его символом, да еще с барышней на холке, любуются все транзитные пассажиры с правого берега на левый. Зевс, хоть и рогатый, - фигура значительная.

Кстати, желания баллотироваться в Госдуму Быков пока не высказывал. Ну, да время еще есть.

А НАПРАВО - МАРИНКА АНФАС...

Вот увидите - еще пару недель, и рядом с названием улицы 78-й Добровольческой бригады на каждом доме появится задорная физиономия Марины Добровольской. Потому как Марина нынче изъявила желание пойти на Москву и навести там шороху похлеще, чем сибиряки в 41-м.

А ЯБЛОЧКИ - С ГНИЛЬЦОЙ!

И Явлинский со своими фруктами в Красноярске отметился. Причем бесцеремонно - на каждом углу. Правда, народ наш избалован - ему экзотический овощ подавай, типа бананов, киви, винограду в крайнем случае. Опять же груши предпочитает. Кстати, Явлинского давно пора грушей обозначить, как мальчика для битья.

ЗДРАВСТВУЙ, БЕНЗИНОВЫЙ МИША!

Интересно, заправляют ли свои машины члены избиркома на АЭС "Фортуна плюс"? А надо бы. Такой знакомый медведь там вздыбил шерсть на красном фоне. Не призыв ли это к коммунистам - присоединиться к "Единой России"?

НАПОСЛЕДОК

Мы смогли проиллюстрировать толику выборных нарушений, которые игнорируют карающие инстанции.

Оглашаем полный список.

"КЛОП" обращает внимание избиркома:

- на книжные развалы, из которых стоит убрать РОМАНЫ. Повести, рассказы, детективы - оставить;

- на указатели "ПРАВЫЙ поворот не регулируется";

- на медведей в "Роевом ручье";

- на КРАСНУЮ площадь, улицы "КРАСНОмосковская", "КРАСНОгвардейская". Заодно просьба сменить этикетку у "Кока-колы";

- на стоматологические клиники. (Эти агитационные вертепы лучше просто прикрыть на время выборов!);

- на газету "ЖИЗНЬ" - ясно, откуда ветер дует;

да и за НАРОДОМ стоит приглядеть. Может, ему вообще на выборы не ходить?..

"Одномандатные намерения".

(Андрей Хохлов "Известия - Красноярск" 03.10.03)

СРЕДИ ДУМСКИХ ПРЕТЕНДЕНТОВ ПРЕОБЛАДАЮТ ГОРОЖАНЕ

За сутки до промежуточного финиша предвыборной кампании федерального уровня список красноярских одномандатных претендентов на места в нижней палате российского парламента достиг семнадцати человек. И даже при беглом знакомстве с фамилиями кандидатов можно сделать выводы о трех усиливающихся тенденциях провинциальной демократической жизни: во-первых. Красноярский край стремится делегировать в высшую законодательную власть страны все более знаковых политических персон; во-вторых, увеличивается представительство различных социальных групп и профессий; и, в-третьих, сужается круг населенных пунктов, откуда выдвигаются желающие. Причем в сторону крупных городов. И если первые две позиции могут свидетельствовать о некотором возврате к советским электоральным порядкам, то третья, скорее всего, говорит о дальнейшей капитализации общества. Новые выборы и как следствие - новая Россия будут базироваться на парадоксах.

Аналитики, подводя итоги "документального" этапа любых выборов, обычно делят реестр на две части - в одну категорию попадают широко известные претенденты, а в другую - новички кампании. Такое разделение существует и сейчас. Однако фиксация персон по разные стороны социологических баррикад вряд ли имеет решающее значение для того, чтобы постараться понять стратегию текущих выборов. На наш взгляд, важнее выяснить, насколько представительным и работоспособным станет новый депутатский корпус в Москве.

Если выборы конца 80-х годов носили романтический характер - результат деятельности народных избранников Верховных Советов СССР и РСФСР был абсолютно таким же. Рядовые депутаты практически ничего не решали, а служили, скорее, пропагандистской опорой для политической элиты государства. В свою очередь, криминальный окрас девяностых породил подобный же статус высших властных органов: россиян захлестнула информация о долларовых взятках, лоббировании проектов, скандальных помощниках и прочих неблаговидных делах в Государственной думе. Сегодня идут первые парламентские выборы XXI века, в связи с чем агитаторы президента неустанно внушают населению мысль о светлых и стройных рядах будущих рулевых. Но только ли экономическими и социальными особенностями выдвижения претендентов определяется состав и возможности Думы? Ответить на этот вопрос можно, пристально взглянув на список тех, кто уведомил нашу избирательную комиссию.

Личные качества, конечно, играют роль - и на сей раз количество обладателей вузовских дипломов растет в процентном отношении. Сегодня из 17 кандидатов 15 имеют высшее образование; в 1989 году, когда выбирали ВС Советского Союза, все было наоборот.

Местожительства также характерно: пятнадцать претендентов живут в Красноярске, один в Ачинске и один в небольшом поселке Канского района. Между тем реальная обстановка, проблемная ситуация в крае требуют квалифицированного подхода именно к бедам периферии, маленьких городов и сел. Интересы краевого центра и без думского участия неплохо отстаивают администрации региона и муниципального образования, чьи чиновники обладают широкими связями в Минфине, Минэкономики и вообще в правительстве. Судя по одномандатным намерениям и партийным спискам, в Госдуму смогут попасть немало лоббистов от индустриальных центров - Красноярска, Ачинска, Норильска. Но это только половина рычагов изменения ситуации: в стороне остается категория маленьких городов, ориентированных на аграрное производство, и, конечно, сама деревня. У них нет финансовых возможностей для рекламы, и, таким образом, российская предвыборная избушка более десяти лет не может вырваться из замкнутого круга.

А специфика Красноярского края такова, что добавляет к названной проблеме еще и лесную отрасль, куда ради ежегодного дохода в миллиард долларов срочно требуются инвестиции. Без депутатов это не сделать, но как новый корпус избранников от нашей территории сможет поддержать падающую сосну, в то время как им нужно спасать металлургические, машиностроительные заводы и еще десятки крупных аварийных предприятий региона?!

Легко предвидеть возражения - мол, номинальное, количественное представительство еще ничего не означает, в парламенте необходимы специалисты по макроэкономике, налогам, финансам и взаимодействию с олигархическими группами. Но это верно только с одной стороны: к сожалению, Дума с каждым годом принимает все более сиюминутные законы на каждый случай жизни. Почему - понятно. Оформляет узкие интересы задним числом. Но, для того чтобы вписаться в такой стиль парламентской работы, требуются действительно заинтересованные депутаты из самых глухих уголков России: на местах без средств к существованию остаются десятки тысяч человек, рушатся социальные фонды, страдает жилищно-коммунальное хозяйство. Для оперативной законодательной переброски средств не обойтись без настоящих, а не тусовочных, народных избранников - советский подбор властных кадров был хорош именно этим обстоятельством. Как будет действовать четвертая Дума в складывающихся парадоксальных условиях?

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Еще два жителя Красноярска объявили о том, что будут участвовать в думской предвыборной кампании: судя по всему, тревожная тенденция вытеснения селян горожанами в нынешнем году не изменится.

"Прокуратура займется депутатами".

(Никита Медведев "Известия" 03.10.03)

ЕСЛИ ОНИ ДАДУТ ДЕНЕГ "НЕ ТЕМ" БЮДЖЕТНИКАМ

Депутаты краевого парламента "приняли к сведению" информацию администрации края об исполнении бюджета и ходе реформы ЖКХ. Однако стороны так и не смогли дать выступлениям Василия Кузубова и Александра Новака однозначную оценку. По словам депутатов, то, насколько продуктивно работает исполнительная власть, скоро выяснится не из выступлений ответственных лиц, а по реакции населения.

Первым с отчетом перед депутатами выступил "главбух" краевой администрации Александр Новак, доложивший ситуацию с исполнением бюджета. Теперь доходы краевой казны составляют 21 миллиард 721 миллион рублей. Расходы увеличились до 23 миллиардов 282 миллионов рублей, а дефицит, соответственно, до 512 миллионов рублей. Основные изменения, по словам начальника ГФУ, коснулись расходов, направленных на повышение с 1 октября заработной платы работникам бюджетной сферы.

По словам Новака, средства на повышение зарплат уже заложены в бюджете совсем скоро выплаты начнут осуществляться. Это предложение, полностью отвечающее федеральным стандартам, не вызвало у депутатов каких-либо особых комментариев. Однако уже следующее - повысить содержание федеральным служащим, не "прописанным" в нормативах, утвержденных Москвой, - заставили некоторых народных избранников напомнить исполнительной власти, что подобные вещи - роскошь для дефицитного краевого бюджета. И в случае, если средства из него начнут уходить на подобные, хоть и благородные, но незаконные на данный момент времени цели, к расследованию этих действий непременно будет подключена прокуратура.

На этом фоне не намного более оптимистично смотрелся доклад Василия Кузубова, выступившего с внеочередным докладом о ходе реформы краевого жилищно-коммунального комплекса. Вообще, по итогам доклада и прений сложилось четкое впечатление, что заместитель Хлопонина и депутаты обсуждали совершенно разные документы. Первый рассказывал о том, что с реформой все, в принципе, хорошо. Недофинансирование подготовки к зиме - около 4-5%, "что кратно меньше, чем в прошлые годы". Бюджетные субсидии теперь выделяются адресно и попадают к тем, кто в них действительно нуждается. В сферу ЖКХ удалось привлечь на миллиард больше средств, чем в прошлом году. Центр реформы перемещается на уровень местного самоуправления. Замгубернатора нашел лишь несколько вещей, которые нельзя признать успешными: низкая правовая грамотность населения, отсутствие развитой ипотеки и... почти все. Зато депутаты с радостью продолжили этот список, перечислив и отсутствие тепла в отдельных районах, и судебные споры вокруг новых тарифов, и многое другое. Вообще же, по словам Александра Усса, оценка работы администрации края очевидна: "ее давал и губернатор, и депутатский корпус. Дало бы и население, если референдум бы состоялся. А вот вопрос, кто виноват в случившемся, остается открытым". Кто именно, по словам депутатов, станет ясно после того, как подготовку к зиме "проинспектирует" сама зима. Таким образом, очередной "парламентский час" в стенах Законодательного собрания показал, что трения между двумя ветвями власти Красноярского края продолжают усиливаться. Пока они выражаются в виде не совсем откровенных претензий и робких, ненавязчивых рекомендаций. Однако что могут предпринять депутаты уже в ближайшее время, спрогнозировать несложно, зная опыт именно этого состава ЗС в "налаживании сотрудничества" с предыдущей исполнительной властью. Причем, судя по всему, от самой этой власти теперь мало что зависит.

"Губернатор разрубил гордиев узел".

(Антон Видишев "Вечерний Красноярск" 03.10.03)

Вчера прошла очередная сессия Законодательного собрания Красноярского края. Если не считать разгоревшуюся дискуссию вокруг выступления заместителя губернатора Кузубова (который подробно отчитался о ходе реформы ЖКХ), то можно сказать, что депутаты и краевые чиновники в очередной раз проявили редкостное во времена работы прежней администрации единодушие. Без каких-либо проблем была принята корректировка бюджета нынешнего года, а также ликвидировано КГУ "Правопорядок".

Три основных вопроса сессии шли друг за другом. Корректировка бюджета, включавшая в себя увеличение как расходной, так и доходной части (дыра в 2 с лишним млрд рублей в краевом бюджете образовалась за счет недополучения акцизных сборов с компании ЮКОС и увеличения расходов на зарплату бюджетников, повышение на 33%, и выплату двойного оклада тем же бюджетникам, пострадавшим от реформы ЖКХ; увеличение доходов, по прогнозам спикера ЗС Александра Усса, ожидается после увеличения налоговых поступлений "Норникеля"), была принята без проблем. На своей традиционной пресс-конференции (проходящей в то время, когда все депутаты уходят на обед) Александр Усс подчеркнул высокий профессионализм как Александра Новака лично, так и сотрудников возглавляемого Новаком главного финансового управления в общем.

С внеочередным докладом на сессии выступил заместитель губернатора Валерий Кузубов (также не оставшийся без похвалы со стороны спикера краевого парламента). Прежде всего, Кузубов рассказал депутатам о тех плюсах, которых сумела добиться администрация в ходе проведения реформы ЖКХ.

"Мы сумели обеспечить 100% финансирование сферы...

Бюджет тратиться адресно...

Реформирование сферы с уровня субъектов переходит на муниципальный уровень, люди элементарно учатся считать деньги в собственных карманах...

Мы выстроили систему социальной защиты населения. Работа не закончена, но заложенные нами основные принципы уже работают...

У нас появилась ясность в вопросе модернизации объектов ЖКХ..."

Присутствовавший на сессии и.о. мэра Норильска Лев Кузнецов (Александр Усс в шутку, в которой наверняка есть только доля шутки, заявил, что появление на сессии Кузнецова - верный признак его, Кузнецова, возвращения на место заместителя губернатора) высказал свое отношение к ходу реформы ЖКХ. И эта позиция существенно отличалась от общего депутатского хора, обвинявшего администрацию в недоработках. Так вот, Кузнецов заявил, что успешность реформы ЖКХ зависит от эффективности муниципальных властей. Кроме бюджетного финансирования у краевой власти нет рычагов давления на муниципалов. Край может задать направление работы, а результат напрямую зависит от расторопности муниципальных глав. Таков общий смысл сказанного Кузнецовым.

Самым скандальным вопросом сессии мог стать "пресловутый "Правопорядок" (выражение Александра Усса), однако главные фигуранты на сессию не явились. Прокурор края Виктор Гринь находится на больничном, который никто не подверг сомнению. А руководитель ГУВД края Юрий Астахов неожиданно для многих именно в день проведения сессии отбыл в Новосибирск.

Депутаты заслушали доклад советника губернатора и руководителя фонда "Правопорядок" (не путать с КГУ "Правопорядок", начальником которого является Евгений Кротов) Анатолия Ковригина. Ковригин в очередной раз заявил, что в деятельности КГУ "Правопорядок" ни прокуратура, ни УВД нарушений не обнаружили. Однако, несмотря на это, губернатор предложил КГУ "Правопорядок" ликвидировать, с чем депутаты незамедлительно согласились, рекомендовав губернатору Александру Хлопонину включить в состав комиссии по ликвидации "Правопорядка" краевого парламентария, бывшего следователя УВД края по особо важным делам Александра Симановского.

Чтобы хоть что-то понимать во всей этой круговерти, необходимо, как в свое время говорил Владимир Путин, разделить мух и котлеты. Депутатов возмущает не работа "Правопорядка" как такового, а деятельность Евгения Кротова лично, который, по их мнению, привнес в работу правоохранительных органов изрядную долю коммерции (запрещенной законом, подробнее об этом читайте в материале, который выйдет в "Вечерке" во вторник). Не менее интересен депутатам вопрос, кто из руководителей УВД края позволил Кротову развернуться и, как говорил еще на прошедшей сессии Александр Усс, "приватизировать правоохранительные органы края"?

Учитывая большое желание парламентариев доискаться правды в этих вопросах, вполне возможно, что ответы на них мы все-таки получим. Очередное слушание по вопросу о ситуации в правоохранительных органах и участии в ней Кротова и высокопоставленных чинов УВД края назначено на следующую сессию.

"Сигнал провала - 33 протеста".

(Эрих Пырх "Красноярский рабочий" 03.10.03)

Вчера на втором заседании VIII сессии Законодательного Собрания края депутаты вновь откорректировали краевой бюджет на 2003 год, обсудили внеочередной доклад первого заместителя губернатора Василия Кузубова и согласовали ликвидацию краевого госучреждения "Правопорядок".

Впервые за долгое время "шлифовка" повестки заседания, включавшей около трех десятков вопросов, прошла в рекордно короткие сроки, заняв всего десять минут. Темп работы был задан, и председатель ЗС Александр Усс едва ли не каждому докладчику напоминал о рамках регламента, попутно пытаясь с помощью колокольчика утихомирить волны оживления, то и дело захлестывавшие зал. Разговорчивые парламентарии были настроены на редкость миролюбиво, и в первой половине дня при всей важности обсуждавшихся вопросов стрелка уровня эмоций ни разу не приблизилась к красной черте.

Замгубернатора и начальник главного финуправления Александр Новак в очередной раз поведал об изменяющихся параметрах краевого бюджета. Доходы вырастают почти на 1,9 миллиарда, расходы - на 2,4 миллиарда, дефицит увеличивается на 512 миллионов, а значит, зашкалит за два миллиарда рублей. Основные статьи дополнительных расходов - это повышение с 1 октября на треть зарплаты работников бюджетной сферы (плюс 753 миллиона) и выдача единовременной матпомощи в размере двух окладов тем же бюджетникам и некоторым другим категориям (плюс 566 миллионов). С этими-то категориями и вышла небольшая заминка. В соответствующем законе края о них нет ни слова. Поэтому Алексей Клешко упрекнул краевую администрацию в том, что она вторглась в компетенцию ЗС, расширив перечень получателей матпомощи. В него попали и те, кто замещает государственные должности, и работники правоохранительных органов, и сотрудники пожарной безопасности. То есть, по мнению Клешко, получается, что край, с трудом протягивающий ножки по одежке, вдруг щедро "спонсирует" федеральных служащих. С какой стати?

Четкого ответа на этот вопрос так и не прозвучало. Со слов Новака можно было понять, что краевая администрация посчитала достаточным расширить этот перечень при корректировке бюджета, не внося изменения в закон. Тем более что дополнительные траты не так уж велики, скажем, для работников военкоматов края потребуется 2,8 миллиона рублей. Недовольный Клешко занял любопытную позицию: за корректировку в целом он проголосует, но, если федеральным служащим из краевого бюджета перечислят хотя бы копейку в виде той самой матпомощи, обратится в прокуратуру.

Виктор Зубарев и другие депутаты озаботились постройкой нового жилья взамен ветхого и аварийного. На эти цели в бюджете предусмотрено лишь 56,5 миллиона рублей, а не 100 миллионов, как было запланировано. Однако Новак пояснил, что, как заверил УКС, до конца года удастся освоить только такую сумму, не больше. Подобный ответ прозвучал на вопрос Юрия Абакумова, заметившего, что на реконструкцию железнодорожного вокзала в Красноярске выделяется всего 30 миллионов рублей вместо ста миллионов. Впрочем, здесь ситуация гораздо сложнее. Во-первых, не совсем понятно, какую роль играет выигравшая конкурс Балтийская строительная компания, ведь работы ведут фирмы края, используя местные конструкции. Как выразился Усс, "горбатятся наши, а деньги оседают в кармане у дяди". Во-вторых, неясно, куда вкладываются деньги из краевого бюджета, если учесть, что вместо МПС теперь создано ОАО "Российские железные дороги". Как теперь распределять доли собственности? Замгубернатора Николай Глушков считает, что затраченные средства можно вернуть в виде зданий и сооружений обновленного вокзала.

Но, в конце концов, все это частности (хотя и немаловажные), а в общем депутаты согласились с предложенной корректировкой бюджета, продемонстрировав трогательное единодушие при принятии законопроекта во втором чтении. Затем Александр Новак отчитался об исполнении постановления ЗС, которое сопровождало утверждение нынешнего бюджета в декабре прошлого года. Некоторые пункты, особенно в части финансирования социальной сферы, краевая администрация исполнила, кое-что сделано не в полном объеме. Пока не удалось усовершенствовать договор о межбюджетных отношениях края и Таймыра, но конкретная работа, как рассказал Новак, в этом направлении ведется.

Неоднозначную реакцию депутатов вызвал внеочередной доклад первого замгубернатора Василия Кузубова, посвященный жилищно-коммунальной тематике. Чиновник сообщил, что реформирование отрасли идет, население в крае понятливое и под гнетом новых тарифов особо не ропщет (уровень собираемости платежей давно перевалил за 80 процентов). Удалось добиться почти стопроцентного финансирования затрат на ЖКХ края и адресности бюджетной помощи малоимущим, на субсидии которым уже потрачено около миллиарда рублей. Есть, понятное дело, и недостатки - не расставлены приоритеты реформы, слаба нормативная база, низок профессионализм работников отрасли, под стать их зарплате.

В том же духе был выдержан и предложенный профильной комиссией проект постановления. Не случайно спикер ЗС вспомнил популярную в былые времена формулу: "Все у нас хорошо, но вместе с тем..." Усс подчеркнул, что даже губернатор края дал отрицательную оценку реформе ЖКХ. Светлана Андронова указала на то, что по поводу тарифов и нормативов, установленных на местах, подано 33 протеста прокурора. Есть такой "бородатый" анекдот про Штирлица: "Сигнал провала - 33 утюга на подоконнике". Не являются ли 33 прокурорских протеста сигналом провала пресловутой коммунальной реформы? Как знать... Во всяком случае, депутаты даже не стали голосовать за благостное постановление комиссии Зубарева, и это вполне объяснимо: понятливость населения все же не безгранична.

А вот ситуацию вокруг "империи" под названием "Правопорядок" вряд ли поймет не то что простой обыватель, но и специалист. Вчера секретарь совета безопасности края Анатолий Ковригин "утешил" с трибуны депутатов: на сегодня данных о нарушениях в КГУ "Правопорядок" не выявлено; по оценке главного финуправления, деньги транзитом из одноименного целевого бюджетного фонда идут без задержек; в принципе, система может работать и без КГУ, потому губернатор предлагает ликвидировать это учреждение. Последнее предложение сессия поддержала голосованием, выразив пожелание включить в ликвидационную комиссию руководившего нашумевшим депутатским расследованием Александра Симановского. Что же касается "невыявленных" нарушений, то народные избранники цитировали свежий документ прокуратуры края, которая "нарыла" много чего интересного, к примеру, исследуя деятельность ООО "Движение". Выяснилось также, что материалы о предполагаемых злоупотреблениях переданы в Генпрокуратуру. А значит, есть вероятность того, что у истории с "Правопорядком" будет продолжение.

"Октябрьские тезисы".

(Огни Талнаха. 03.10.03)

ДЖОНСОН ХАГАЖЕЕВ: "Меня вырастил Норильск. И я в долгу перед норильчанами".

...Первое впечатление: Хагажеев как всегда бодр, улыбчив, спокоен. Рад встрече с норильчанами, охотно отвечает на любые вопросы, а в лексиконе появились новые слова...

Джонсон Талович, как близкие отнеслись к вашему решению баллотироваться на пост главы Норильска?

- Хреново... Сказали, чего ты, куда лезешь? Тебе что, плохо живется? По человечески их можно понять, но меня совесть заедает, не хочу есть свой кусок хлеба "под одеялом", когда в Норильске не все гладко. Пусть это звучит высокопарно: я хочу отдать долг норильчанам. Этот город меня вырастил. Я приехал в Норильск молодым специалистом, ничего не имея за душой. И если я стал человеком, профессионалом, если во мне есть что-то доброе, если я смог обеспечить достойную жизнь себе и своим детям, то сделал это только благодаря Норильску. Тридцать лет я проработал здесь, если проработаю еще тридцать, все равно буду считать, что недодал городу, что я должник норильчан.

- Как отреагировали руководители Норильского никеля, когда вы сообщили, что видите себя в новом качестве?

- Не могу сказать, что генеральный директор обрадовался. Руководство компании не готовилось к тому, что я выдвину свою кандидатуру, да и сам я заранее не готовился. Если бы видел, что в круг претендентов на пост главы города входят люди подготовленные, что они действительно принесут пользу на этом поприще, честное слово, я бы в эти выборы не влез. Понимаете, одно дело заявлять, что хочешь сделать жизнь в Норильске лучше, и совсем другое уметь и понимать, как это сделать...

- Джонсон Талович, как вы будете агитировать норильчан за себя?

- Никак. Если вы имеете в виду навязчивую и агрессивную агитацию, которой обычно занимаются на выборах. Пусть это делают другие. Те, кого люди плохо знают, кто не прошел проверку делом. Я такой экзамен норильчанам сдал дважды. Люди помнят 97-й год. Комбинат был банкротом, норильчане сидели без зарплаты, недовольные всем: своей жизнью, обстановкой в городе, руководителями. Все искали крайнего. Я тогда приходил в коллективы и говорил: "Не прошу у вас доверия авансом. Предлагаю программу на месяц. Проверьте меня, а через месяц готов перед вами отчитаться. Если эту программу мы с вами не выполним, - значит, я трепач. Гоните взашей и испытывайте другого. Но если я отчитался, и вы увидели, что с малой программой я справился, - есть смысл дать мне еще одно испытание. Я и его прошел. Думаю, норильчане проверили меня делом. И если сейчас они посчитают, что мой опыт пригодится на посту главы города, я готов работать.

- Здоровье не подведет?

- Поверьте, если бы я не был уверен в своих физических силах, уме, в своем профессиональном опыте, не стал бы предлагать себя норильчанам. Иду всерьез и надолго.

- Джонсон Талович, вы думали над тем, с чего начать работу в городской администрации, по какому принципу подбирать команду?

- Структуру я строю не совсем стандартно: определяю функции, необходимые виды работ, а потом ищу человека. Из предложенного набора задач он выберет свое направление. Иди, говорю, думай, анализируй теперешнее состояние дел, а через неделю скажи мне, если вы меня назначите, гарантирую такие-то показатели через такое-то время. По этому принципу я намерен строить структуру управления городом: сначала нужно понять, что сделать, чтобы все жестко держать в руках, а потом подбирать команду и распределять обязанности.

- Значит, кадровых перестановок не избежать?

- Я этого не сказал. Я не утверждаю, что сегодня плохая команда управляет городом. Команда подстраивается под своего лидера... Я не собираюсь ее разгонять - буду присматриваться к людям. Вспомните по моей работе директором комбината, много ли я зла сделал людям? Что бы про меня ни говорили: жесткий, но скажите, много ли "крови пролил" Хагажеев?

Я специально все время ссылаюсь на опыт работы на Норильском комбинате, потому что мои слова легко проверить. Куда бы я ни пришел, всегда опираюсь на людей, которые есть. Если человек с какой-то работой не справляется, дам такую, что будет ему по силам. При всей своей строгости никогда не режу по живому. Это мой принцип.

- Что может вас вывести из себя?

- Если человек не умеет и не делает, его надо воспринимать таким, каков он есть. Но если человек умеет, а не делает - вот это меня достает. Отталкивает человеческая непорядочность.

Пусть он великолепный профессионал, но по-человечески гнилой - ничего не могу с собой поделать! - приходится от таких освобождаться.

- У вас есть враги?

- Наверняка. Хотя в лицо я их не знаю. Все, с кем встречаюсь, улыбаются... Я вообще стараюсь свои отношения строить исходя из того, что передо мной порядочный человек, у меня нет оснований подходить к нему предвзято. А потом начинается проверка жизнью. Если человек мне нравится, так ему и скажу. Если нет - объясню, почему. Например, не люблю шептунов. Если Иванов пришел, чтобы заложить Петрова, я вызываю этого человека и говорю, вот Иванов пришел ко мне поговорить о вас. Послушаем. Почему-то, как правило, Иванов говорить уже не хочет. Пару-тройку таких шептунов отучил от их "ремесла".

- Как вы относитесь к лести?

- Лесть штука приятная, но ты должен знать себе цену и по земле ходить ногами. Понимаю, что иной раз люди вынуждены говорить то, о чем и не думают вовсе. Я на это так и смотрю: себе цену знаю и никогда себя не переоцениваю.

- Хагажеев для Норильска - что Лужков для Москвы. Вы согласны с этим утверждением?

- Не согласен: я буду лучше Лужкова. Нам бы столичные возможности - я бы сработал не хуже.

- Как вы полагаете, Джонсон Талович, власти нужна оппозиция?

- Если она умная, готова идти на конструктивный диалог, а не создается только для того, чтобы стоять в оппозиции к власти и •бравировать своей "смелостью" перед народом, я такую оппозицию воспринимаю. Рассматриваю как некий контроль правильности идей у власти. Это обостряет чувства. Вообще, оппозиция по-хорошему должна быть зеркалом власти, в котором последняя видит недостатки своей деятельности.

- В Норильске много общественных организаций, профсоюзных объединений. Как городская власть должна строить с ними отношения?

- Активно с ними сотрудничать. Обязанность главы города, депутатов горсовета добиться мира на территории региона. Тут, как говорится, ничего нельзя пропускать мимо ушей, надо реагировать на всякое "волнение в массах", но реагировать правильно. Чтобы не возникало бури в стакане воды. Поясню свою позицию.

Комбинат работает хорошо, эффективность его из года в год растет, финансовые возможности нормальные, заработную плату люди получают вовремя. Ее индексация происходит. И тут же растут цены. Надо разумно на них влиять. А то получается, что, повышая зарплату, деньги мы отдаем не в карман работников, а в карман коммерсантов. Механизм решения этой проблемы не такой уж сложный. Надо организовать крупные оптовые поставки в город, пусть коммерсанты берут товар, торгуют им. Только цены уже не будут избыточно раздутыми: оптовая цена закупа плюс транспортная составляющая и разумная рентабельность торгующим. Цена товара получится примерно в полтора раза ниже сегодняшней.

- На стоимость авиабилетов как вы намерены влиять?

- Так же как влиял четыре года... Поднимите документы, там четко сказано, по каким ценам летали норильчане.

- Это ж "комбинатские"! Они "по безналу" могут купить билеты.

- Теперь сделаем так, чтобы "городским" проще было летать (смеется). С авиакомпаниями надо вести разумный диалог, и начинать нужно уже сейчас, а не когда лето придет, и люди начнут ахать, узнав стоимость билетов. Думаю, мы решим и эту проблему.

- При необходимости вы готовы вести жесткий диалог с губернатором Хлопониным и директором Бобровым, отстаивая интересы Норильска?

- Думаю, в тех ситуациях, когда город прав, они сами согласятся. Я уже сказал, что в отношениях с комбинатом никаких проблем не вижу: все должны быть законопослушны. Александр Геннадьевич тоже понимает, что, если хорошо будет в городе Норильске, то и всему Красноярскому краю будет хорошо. Но если надо защищать интересы города перед комбинатом и краем, буду. У меня есть четкое понимание, КАК это делать. Претендовать на льготные условия мы не имеем права. Но свое взять обязаны. И возьмем.

Л. ФЕДИШИНА.

Публикуется на бесплатной основе.