Украинские и российские эксперты о реформах Путина и евроинтеграции

Киев, 15 сентября 2004, 14:11 — REGNUM  Как уже сообщало ИА REGNUM, 14 сентября 2004 в Киеве, в Украинском доме, в рамках работы Российского клуба, созданного под патронатом руководителей Администрации Президента России и Администрации Президента Украины, состоялось заседание круглого стола "Интеграционные процессы на Евровостоке". Его ключевые проблемы корреспонденту ИА REGNUM прокомментировали участники собрания.

Директор Института политических исследований Сергей Марков:

"Прежде всего есть смысл договориться о терминологии. Мы привыкли говорить о т.н. "постсоветском пространстве", это неадекватно, затемняет смысл проблемы и несет в себе ненужные коннотации (возникает некая угроза "реставрации Советского Союза"). Я предлагаю отказаться от термина "постсоветское пространство" как от политически вредного и интеллектуально неадекватного. Мы должны говорить об интеграционных процессах в рамках ЕС и ЕЭП. При этом евроинтеграция предполагает известный принцип гомогенности: все, что не соответствует этому принципу, воспринимается в Европе как проблема. В этом смысле Украина представляет для Европы проблему, тогда как внутри самой Украины проблематично осознается другого порядка интеграция - интеграция с Россией. Здесь как раз возникают те самые негативные "реставрационные" советские коннотации.

Кроме того, принято считать, что интеграционные институции внутри этой парадигмы, а именно - СНГ - провалились. Я не уверен, что это так. СНГ безусловно привнесло с собою несколько продуктивных функций, а именно: осуществило "мирный развал" СССР; в рамках СНГ начали работать интеграционные механизмы нижнего уровня (речь о упрощении железнодорожных перевозок, о признании дипломов, о филиалах университетов и т. д.); наконец, в рамках СНГ работает т.н. "неформальный клуб президентов". В современных условиях, когда не оправдывают себя и фактически перестают работать такие традиционные "формальные" структуры как Совет Безопасности или ООН, структуры неформальные, подобные "клубам" приобретают совсем другого порядка значение.

Другой вопрос: почему не удался ЕвроАзЭС? Главным образом, потому что в основе его лежала идеология евразийства (иначе говоря, девиз "Мы не Европа"). Между тем, мы - Европа, просто мы другая Европа, православная, а не католическая и не протестантская. И мы, и брюссельские чиновники должны в равной степени осознать, что Единая Европа может состояться только с участием восточной - православной составляющей".

Директор Киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский:

"На мой взгляд, одна из серьезных сторон нашего сотрудничества (речь об экспертном сообществе в рамках "Российского клуба") - реформа политической системы. Это становится более чем актуально в свете последнего выступления президента России Владимира Путина о реформировании российской политической вертикали. Я не вижу в России серьезной дискуссии: к чему может привести введение пропорциональной избирательной системы и прямое назначение губернаторов. Между тем украинский опыт такой дискуссии существует. Тот факт, что политическая система не соответствует нынешнему состоянию общества, украинская элита осознала несколько лет назад, и административная реформа на Украине уже несколько лет проводится "сверху". Правда, у нас все тормозится на законодательном уровне. В России, похоже, проблем с прохождением административной реформы через парламент не будет. Однако украинский политический опыт и наработки наших "реформаторов", думаю, окажутся небесполезны".

Директор Украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Малинкович:

"Я полагаю, что на предстоящем саммите Украина займет независимую позицию, и прежде всего в целях собственной безопасности: чтобы избежать экспорта международного терроризма на территорию Украины, необходимо максимально изолироваться от "империалистических" государств - и от США, и от России. Необходимо как можно быстрее выводить войска из Ирака. И коль скоро мы осознаем наш европейский выбор, однако двери ЕС для нас в ближайшее время закрыты, мы должны ориентироваться на т.н. "узел спагетти", т.е. на разного рода двусторонние связи и договоренности. И что принципиально, в рамках "европейского выбора" мы предполагаем секуляризацию (не православие, и не католицизм, но светские, гуманитарные ценности).

В рамках интеграции в ЕЭП в первую очередь мы должны говорить о двусторонних торговых отношениях, о зоне свободной торговли. Идея политического союза как такового не должна доминировать. При том, что политические процессы в России и на Украине так или иначе связаны, и план политической реформы в России и самый ход политической реформы на Украине - тому свидетельство. В нынешнем "укреплении властной вертикали" в России я вижу восстановление традиционных российских принципов, однако под "властную вертикаль" заложена "мина замедленного действия" - пропорциональные выборы и многопартийная система: в конечном счете, наряду с парламентским устройством, партийная система приведет таки к созданию сильной оппозиции. На Украине, где реформа уже идет, мы видим характерные процессы: фронда со стороны пропрезидентских партий (последние события в Верховной Раде, т.н. "развал большинства"). Все это не что иное как наращивание мускулов в преддверии парламентских выборов, которые отныне будут проводиться по пропорциональной системе".

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский:

"Я точно также полагаю, что конечная цель наших интеграционных процессов - Большая Европа, восстановление единого европейского пространства, расколотого после 1914 года. Интеграция не должна быть навязана политически и не должна пониматься как унификация. Базовое свойство Украины, наиболее ценный ее вклад и в СНГ и в европейское пространство (хотя ЕС это ее свойство недооценивает) - это стабильность. Украина может играть роль спонсора стабильности (мир - такая вещь, которую слабо воспринимают, когда он есть, он не ощущается как достижение. И тем не менее это так). На протяжении новой украинской истории при крайне жесткой полемике политические элиты никогда не доходили до применения силы.

Что до собственно интеграционных процессов, тут возможны два сценария. Один - европейский, фактически унификационный - в категориях ЕС. При этом ЕС не делает ставку на вхождение Украины в союз, и это "политическая жизнь в рассрочку", втягивание в некие геополитические игры с Россией. Вряд ли это способствует наращиванию суверенных мускулов. Другой сценарий: взаимное использование мировой экономической коньюнктуры, обоюдная игра на повышение конкурентоспособности друг друга на мировых рынках. В этих правилах предполагается заключение двусторонних соглашений, способствующих ускорению экономического роста".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.