В Беслане погибла уроженка Бурятии, пишет еженедельник "Номер один в Бурятии". "Похороните по вашим обычаям, а мы здесь в дацане сделаем по нашим", - сказала мама Даримы. - "Она мне была как дочь. Двадцать лет замужем за моим сыном Александром", - рассказала корреспонденту газеты по телефону из Беслана свекровь Даримы Аликовой - Аза Шмеловна Мукагова. Познакомились Дарима и Александр в 1982 году в Москве, на четвертом курсе Высшей комсомольской школы. Через год у них родился Руслан. После него через 3 года - дочь Алана. Теперь они студенты Владикавказского университета. А их мама погибла от рук нелюдей. Дарима Батуевна Аликова (до замужества Базарова) работала учительницей истории в той самой школе №1, захваченной террористами в первый сентябрьский день. Родом она была из поселка Агинское.

"В заложниках она говорила детям: "Прислонитесь ко мне, вам будет легче". А дети с букетами, у кого-то они так и остались в руках", - со слезами в голосе говорит Аза Шмеловна. Выжившие дети рассказывали потом родственникам, что в том самом спортзале Дарима срывала лепестки роз и говорила: "Пожуйте, чтобы влага была во рту, только не проглатывайте". После освобождения школы мужчины семьи не пускали Азу Шмеловну в морг, боялись за ее здоровье, но она все-таки пошла 8 сентября. И опознала дочь. Тело сохранилось хорошо, только лицо обожжено и руки.

Изящная, маленького роста, всегда улыбчивая, ее очень любили друзья. Она всегда говорила, что у осетинского и бурятского народов очень много общего: уважение к старшим, воспитанность. Дарима очень хорошо вписалась в осетинскую семью, называла свекровь мамой, а она ее - дочерью. Она была прекрасной хозяйкой, шила, вязала. Соседям всегда помогала. Во время начала захвата школы едва не погибла дочь Даримы Батуевны Алана. "Она в тот день не поехала в университет во Владикавказе, в который поступила прошлым летом", - рассказала Аза Шмеловна. - "Собралась на линейку, чтобы поздравить всех с праздником. А их дом стоит в двух шагах от школы, в Школьном переулке. Она задержалась, чтобы переговорить по телефону с подругой. Когда они вдвоем прошли во двор школы, там начали стрелять. Тогда девчонки повернули назад, а в четырех шагах уже стоял бородатый бандит, стрелял в воздух. Но, слава Богу, Алана с подругой успели скрыться за гаражами.

С торцевой стороны дома горели балконы. В лоджию квартиры Даримы, из окон которой видна школа №1, попала пуля. Садик в тот день не работал. То ли воду не подали, то ли газ. Почему и пришли родители с маленькими детьми на руках. Ведь бандиты убивали даже полуторагодовалых детей. Одного грудного мальчика передавали в окно, а боевик его ножом... Мальчик теперь в московской больнице. Редакция районной газеты "Жизнь правобережья", в которой Аза Шмеловна работает корреспондентом, в дни трагедии размещала приезжих корреспондентов. В первые сентябрьские дни семья жила у старшего сына Азы Шмеловны - Владимира. У них тоже жили журналисты. Всех устраивали, кто где мог. Сейчас в Беслане не слышен смех, не увидишь улыбок".

"У нас открылось целое кладбище", - говорит Аза Шмеловна, - "91 человек еще не опознан. Фрагменты тел до сих пор разбирают врачи и спасатели. Там ведь крыша рухнула, а боевики пуль и гранат не жалели. В наших двух пятиэтажках погибло 33 человека, в соседнем корпусе - 23. У одной семьи теперь нет шести человек. Многих до сих пор разыскивают. Эти отморозки поколение целое уничтожили, генофонд нации. После случившегося в Беслан прилетели сестра Даримы Валентина и брат Арсалан. Мама - Бальжима Дамдиновна - не смогла приехать из-за болезни, позвонила в Осетию и сказала: "Спасибо вам. Наша дочь была с вами счастлива. Похороните по вашим обычаям, а мы здесь в дацане сделаем по нашим". Из Омска, Москвы и Абхазии прилетели однокурсники по комсомольской школе. Семье Аликовых продолжают поступать телеграммы соболезнований из Бурятии, Агинского округа.

21 сентября пройдет репетиция выборов президента Бурятии, пишет еженедельник "Номер один в Бурятии". Интрига вокруг назначения представителя Народного Хурала в Совет Федерации 13 сентября стала еще более закрученной. Владимир Путин на расширенном совещании Правительства России, где присутствовали также и главы субъектов Федерации, неожиданно провозгласил курс на дальнейшую централизацию власти. Напомним, что 21 сентября на очередной сессии Народного Хурала депутаты должны будут определиться со своим представителем в верхней палате парламента России. Сенатор от Бурятии Владимир Бавлов, избранный в июле 2002 года на сессии Народного Хурала, досрочно прекратил свои полномочия в связи с назначением его заместителем руководителя Федерального агентства по недропользованию. "В целях обеспечения единства государственной власти и последовательного развития федерализма необходимо совместное участие Федерации и ее субъектов в формировании исполнительных органов власти в территориях России. И в этой связи полагаю, что высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства, - заявил президент России.

Инициатива эта, надо сказать, очень серьезно бьет по планам многих региональных политиков. Если раньше за Кремлем было заключительное и решающее слово только в выборах глав субъектов, то с реализацией централизаторских планов за ним будут вообще все слова, включая первое. В этой связи возрастает значение всех официальных представителей местных элит в Москве. В закулисной московской борьбе человек, обладающий федеральным статусом, повлиять на выбор Кремля сможет больше, нежели просто группа поддержки. Хотя пока неизвестно, обретет ли заявление В. Путина реальные формы, местные политики уже действуют с учетом возможности отмены прямых выборов президента республики. Поэтому выборы сенатора можно расценивать и как репетицию возможных уже в обозримом будущем выборов главы республики. Если один из кандидатов в сенаторы и его группа поддержки получат сенаторский мандат с видимым перевесом сегодня, можно будет повторить успех и на грядущих парламентских выборах президента.

На сегодня четыре человека собрали необходимые документы для выдвижения своей кандидатуры на пост сенатора. Каждый кандидат заручился поддержкой своего выдвижения от 22 депутатов Народного Хурала. Эти необходимые голоса получили Иннокентий Егоров, бывший зампредседателя Правительства Бурятии, а ныне московский банкир, Михаил Семенов, бывший председатель Народного Хурала Бурятии и ныне действующий депутат Народного Хурала, Валерий Ринчино, бывший помощник нескольких сенаторов Федерального собрания от Бурятии, ныне житель Москвы, и Бато Очиров - предприниматель.

Однако простым людям их далеко идущие политические планы пока малоинтересны. Мы не должны забывать, что Совет Федерации - законодательный орган, от которого зависит принятие или непринятие решений, серьезно влияющих на нашу жизнь. Потому в оценках кандидатов на высокий парламентский пост исходить нужно из их личных вкладов в развитие Бурятии. Для работы в Совете Федерации нужен человек с большим жизненным опытом, работавший на разных должностях, хорошо знающий работу законодательного органа. Для Бурятии очень важно объединение лоббистских усилий всех региональных представителей на федеральном уровне, начиная от депутатов Думы и заканчивая частным бизнесом. Цель может быть только одна - увеличение помощи Бурятии и привлечению инвестиций. Цель - собственные стратегические виды кандидатов на президентство или любые другие политические выгоды - абсолютно неприемлема. Человек, способный объединить в решении важных для республики вопросов все силы Бурятии, представленные в Москве, и есть единственно достойный кандидат на должность сенатора, пишет еженедельник "Номер один в Бурятии".