Михаил Демурин: К вопросу об ответственности за прошлое и настоящее в истории взаимоотношений народов

Рига, 14 Сентября 2004, 13:06 — REGNUM  Текст выступления заместителя директора Второго Европейского департамента МИД России М.В.Демурина на конференции памяти протоиерея А.Меня (Рига, 14-15 сентября 2004 года)

Уважаемые дамы и господа,

Устроители очередной международной конференции памяти протоиерея Александра Меня предложили нам поразмышлять над темой "Покаяние, примирение, ответственность" в контексте межнациональных и международных отношений. Категории, что и говорить, немаловажные для современного российского и латвийского обществ, преодоления имеющихся противоречий и установления между нашими странами и населяющими их народами истинного добрососедства. Возникло желание поделиться своими мыслями на этот счет; прояснить подходы не только в политическом, но и в мировоззренческом плане. В целях всестороннего рассмотрения проблемы коснусь православного понимания покаяния, того, как нравственные императивы взаимоотношений между людьми и народами видятся в творчестве самого о.Александра и высоко ценимых им русских религиозных философов, а также принципиальной противоположности национализма и патриотизма и вопроса о "принесении извинений" за произошедшее в прошлом и происходящее в настоящем.

Начну с небольшого, но важного "лирического" отступления. В 1997 году, в первый год после моего приезда в Ригу в качестве второго лица в посольстве России, у меня состоялся знаменательный разговор с одним из представителей латышского истеблишмента. Суть посылки собеседника была следующей: латыши должны реализовать свое право высказать все, что они думают о русских, заставить Россию принести извинения за прошлое, и только после такого "очищения" можно будет начать выстраивать между нашими странами новые отношения. Мой контр-тезис: если ставить вопрос таким образом, то надо быть честными и признать также право русских высказать все, что они думают о латышах. Нельзя же, в самом деле, забыть, что из Сибири после административных высылок многие жители Латвии вернулись домой, а вот после карательных акций латышских эсэсовцев против мирного населения на Псковщине, Новгородчине, в Белоруссии и других местах в годы Великой Отечественной войны живых, как правило, не оставалось. Есть что сказать моим соотечественникам и по поводу их поражения в правах и низведения на уровень людей второго сорта в современной Латвии. Но главное, надо быть готовым принять последствия этой "откровенности", а они, как мы знаем по опыту конфликтов на пространстве бывшего СССР конца 1980-х - начала 1990-х годов и в других регионах Европы, будут тяжелыми и разрушительными. Мы бы не хотели такого развития событий, продолжал я, тем более что "новыми" отношения между странами и народами никогда не бывают; все в истории имеет свои корни и свое продолжение, все диалектически перетекает из одной стадии в другую. К сожалению, тот призыв постараться остановить антироссийскую и русофобскую спираль, которую известные силы начали раскручивать в Латвии и других странах Балтии на этапе распада СССР, услышан не был.

Теперь несколько слов об отце Александре Мене. Для многих в Советском Союзе во второй половине 1980-х годов его лекции, телевизионные и радиопроповеди с призывом к восстановлению утраченной связи с Богом, жизни по совести и в любви к ближнему стали дополнительным импульсом к началу того, что он называл поиском Пути, Истины и Жизни. Священническое служение и творчество о.Александра, который всегда был и остается в нашей памяти священником Русской православной церкви, - это одна из ярких граней процесса возрождения православной веры в нашей стране. Процесса естественного и жизненно необходимого, тем более в условиях ее коренной общественно-политической трансформации.

К сожалению, это возрождение, не по вине Церкви, началось слишком поздно. Люди, между тем, в своем большинстве оказались неспособными противостоять той лжи, прибегая к которой одни добивались сохранения Союза Советских Социалистических Республик, а другие начали разрушать все подряд, отрывать от нашей общей страны кусок за куском. Посеянные в тот период обман и зло дали горькие и опасные плоды. Память об этом во многих сегодня справедливо будит мысль о покаянии.

В последнее время, однако, все чаще приходится встречаться с попытками политизировать это одно из главных христианских понятий и таинств, превратить высший призыв к покаянию в земное требование, адресовать его не себе, а другим, причем не конкретным людям, а целым народам и странам, сделав инструментом в достижении конъюнктурных внешне- и внутриполитических целей. Между тем, каждому христианину понятно, что покаяние - это не столько единичный акт, сколько постоянный процесс духовного обновления, подразумевающий осознание и исповеданье личных грехов. Вспомним, что говорили на этот счет великие отцы и учители церкви и известные христианские богословы. Так, Св.Иоанн Златоуст подчеркивал, что духовник - отец, а не судья, а исповедь - врачебница, а не судилище. "Ни один врач, - говорил он, - прежде чем дать лекарство больному, не подвергнет его взысканиям и наказаниям". Св.Григорий Нисский в своем каноническом послании к Литоию, епископу Мелитинскому, указывает, что смысл покаяния - врачевание душевных болезней конкретного согрешившего человека, причем каждую такую болезнь нужно врачевать покаянием, только соответствующим совершенному греху. В противном случае, отмечает он, болезнь можно не только не вылечить, но наоборот, - усилить. Примечательную фразу находим в номоканоне Иоанна Постника: "Многие по неразумению, вместо исцеления, принесли больше вреда и чрезмерной строгостью епитимий сделали более неизлечимыми язвы болящих душ".

Сказанное имеет прямое отношение к усиливающимся в последнее время требованиям к России и русским "покаяться" за "грехи" бывшего СССР, принести другим народам извинения и даже "выплатить компенсации" за содеянное в тóй стране тéм политическим режимом. Нет смысла в данном контексте доказывать правовую несостоятельность такого подхода - она очевидна. Если же говорить о нравственной и политической позиции, то здесь также нет никакой двусмысленности: все антигуманные и противоправные деяния бывшего советского строя были неоднократно подвергнуты осуждению и критическому осмыслению в нашей стране, причем начался этот процесс еще в период существования СССР. Да иначе и быть не могло, учитывая, что народы России - и в первую очередь русский народ - сами в наибольшей мере пострадали от террора и репрессий.

Но обращенные извне к России и русским призывы к "покаянию за прошлое" продолжают звучать, и это не просто духовное невежество. Они - обратная сторона неготовности политических элит соседних стран сказать полную правду о своей собственной истории и, самое главное, - установки на то, чтобы использовать удобную трактовку событий пятидесяти и более летней давности для оправдания политически и нравственно уязвимой политики, проводимой сегодня.

Действительно, если не напоминания о "сталинском режиме", "оккупации", "геноциде" и т.п., то как объяснить дискриминацию в гражданских, социально-экономических и других правах жителей своей же собственной страны? И ведь что удивительно: это объяснение работает, как будто тем, кто его принимает, не известен завет Господа, освободившего детей от ответственности за грехи отцов, а в современной политике никогда не формулировался общий принцип недискриминации. Так что жаждущим извинений за прошлое нелишне помнить об ответственности за настоящее - за то, что противу Божьих заповедей делается сегодня в отношении ближнего тобой лично, при твоем участии или с твоего попустительства. И с этой точки зрения дать себе отчет: имеешь ли ты моральное право требовать извинений и покаяния от других, тем более за то, что было совершено не ими.

О важности именного такого - личного - покаяния проникновенно говорил в своих проповедях, лекциях, книгах о.Александр, призывая нас честно осознать свое недостоинство и несостоятельность и начать настоящую жизнь - жизнь на основе принципа любви к ближнему.

В творчестве о.Александра присутствует прочная и многогранная связь с идеями русских религиозных философов конца XIX - первой трети ХХ вв., первым в ряду которых он всегда называл Владимира Сергеевича Соловьева. Многие идеи этого замечательного мыслителя, особенно принцип всеединства, стали плодотворной основой для собственных размышлений о.Александра. "Человек всегда не прав, когда он отрицает, и каждая доктрина, каждое учение наиболее слабы в том, что они отрицают," - подчеркивал он вслед за Вл.Соловьевым. А мы помним: на что бы ни обращал свое умственное внимание сам Вл.Соловьев, на метафизику или богословие, материализм или идеализм, на науку или мистику, на социализм, старообрядчество, западничество, славянофильство - он всегда брал оттуда нечто ценное, понимая, что ничего нет на свете бесплодного и бесполезного. Одним словом, мыслил не категориями отрицания, а категориями синтеза, воссоединения распадающегося мира и человечества.

Именно поэтому в сложный для нашей страны период размежевания и перехода в новое качество о.Александр настойчиво призывал обращаться к мудрости основателя русской религиозной философии. "Всякая ненависть, всякая сила, которая разделяет, разрушает мысль, чувство, тело, природу, - говорил о.Александр, - это противное Богу начало. Сегодня, в эпоху экологического кризиса, национальных конфликтов, геополитических конфликтов, этот призыв Вл.Соловьева, его мысль о том, что Божественное соединяет, а все что разъединяет - сатанинское, в высшей степени актуальны".

Перед лицом происходящего сегодня в межнациональных отношениях и в международной политике нельзя не вспомнить призыва о.Александра постоянно мерить свои дела мерилом христианской этики. Помнят ли те, кто принимает и поддерживает законы, ущемляющие права соседа, принадлежащего к другой национальности или говорящего на другом языке, слова Нагорной проповеди: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (Мф. 7, 12)? Этот нравственный императив, на наш взгляд, есть все основания адресовать и огульным критикам "советского тоталитаризма" и "русификации" (вспомним, в частности, гарантированное в советский период жителям Латвийской, Литовской и Эстонской ССР право получать не только среднее, но и высшее образование на латышском, литовском и эстонском языках), и тем, кто в современных международных отношениях поддерживает ставку на реальную, а не условную агрессию, на санкции и силовое общественное переустройство других стран.

И здесь уместно вернуться к Вл.Соловьеву. "Поступай так, - писал он, развивая категорический императив И.Канта, - чтобы правило твоей деятельности могло стать в твоей воле всеобщим и необходимым законом". Трудно оспорить продуктивность этой нормы, если действительно стремиться к преодолению практики двойных стандартов в современной европейской и мировой политике.

Но если высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, а люди не существуют вне наций и народностей (как, впрочем, и народности не существуют вне отдельных людей), то отсюда следует прямой логический вывод: христианин должен любить все народы, как свой собственный (и уж по крайней мере не пытаться сводить с ними "исторические счеты"). Эту простую мáксиму и следует, видимо, признать первейшей нравственной установкой на пути к действительному примирению.

Обращаясь к национальному вопросу, русские религиозные философы неизменно показывали, с одной стороны, зло, которое несет в себе народный эгоизм, или национализм, той или иной нации как окружающему миру, так и ей самой, и с другой, - благо патриотизма, понимаемого как любовь отдельного человека к своему народу как собирательному целому и солидарность всех народностей, населяющих ту или иную страну, и их как целого - со всем прочим человечеством во имя общих высших принципов и интересов. Действительно, история всех народов свидетельствует: все они в эпохи своего расцвета утверждали свою народность не в ней самой, отвлеченно взятой, а в чем-то всеобщем, сверхнародном, во что они верили, чему служили и что осуществляли в своем творчестве - национальном по источнику и способам выражения, но вполне универсальном по содержанию и результатам. Страшные примеры противоположного подхода - жизни нации только для себя и своих предполагаемых интересов, когда все оказывалось позволенным, цель оправдывала средства и насилие превозносилось как доблесть, - принес нам ХХ век.

К сожалению, его отголоски дают о себе знать и сегодня, хотя, кажется, совершенно очевидно, что те, кто ограничивает интересы своего народа узкими эгоистическими благами, которые могут быть добыты только неправедным по отношению к другим народам путем, ставят тот народ, которому они претендуют служить, в ситуацию нравственного одиночества, наносят ему очевидный вред и оскорбление.

Не берусь утверждать, что в этом плане все благополучно на моей Родине - в России. На пути становления российского патриотизма нам предстоит пройти еще немалую дистанцию. Но главное направление движения задано правильно, и истинное православное христианское неприятие национализма - порука в том, что оно будет выдержано.

Думаю также, что любой непредвзятый наблюдатель признает, что в Латвии у русских и всех, кто считает русский своим родным языком, доминирует идея патриотизма, стремление на основе сохранения и развития своей самобытности способствовать межнациональной гармонии, которая открыла бы их фактической Родине возможности более динамичного развития, обеспечила бы условия для истинного добрососедства с Россией и полноценного конструктивного участия в построении новой, единой, демократической Европы.

О.Александр часто повторял в своих проповедях: "Свет пришел в мир, и люди его не приняли. В этом, - напоминал он, - и есть постоянно продолжающийся суд Божий". Перед лицом Творца мы ежедневно и ежечасно делаем выбор: жить по заповедям Христовым сегодня или искать оправдания для отступления от этих заповедей, в том числе и за счет ссылок на то, что произошло в прошлом. В постоянном возвращении к этой мысли и видится истинный ключ к покаянию, ответственности и миру в душах людей и обществе.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
03.12.16
Реставрация: вот как надо работать!
NB!
03.12.16
Чудесное спасение в чемпионате Испании. «Барселона»—«Реал» 1:1
NB!
03.12.16
Новый президент Австрии может признать Крым российским
NB!
03.12.16
Власти Крыма: Решение Украины об аресте «скифского золота» ничего не значит
NB!
03.12.16
Как в России победить антироссийскую элиту? Есть верный способ!
NB!
03.12.16
Прорвется ли «Турецкий поток» в Европу
NB!
03.12.16
ЦСКА неожиданно разгромил «Урал»
NB!
03.12.16
Российские саперы прибыли в Сирию для разминирования Восточного Алеппо
NB!
03.12.16
Лавров назвал условие для решения территориального спора вокруг Курил
NB!
03.12.16
Стали известны подробности гибели космического грузовика «Прогресс»
NB!
03.12.16
Польша очень встревожена ситуацией на Украине
NB!
03.12.16
«Большой брат» уже здесь: в Британии отменили право на личную жизнь
NB!
03.12.16
Щось у лісі здохло: Порошенко озаботился национальным единством
NB!
03.12.16
Минобороны: Великобритании лучше не мешать России помогать жителям Алеппо
NB!
03.12.16
Почему президент Путин цитировал Евангелие от Матфея
NB!
03.12.16
СМИ: хакеры похитили со счетов Банка России 2 млрд рублей
NB!
03.12.16
СМИ: после президентства Обама хочет уйти в медиабизнес
NB!
03.12.16
Греф притворился инвалидом и попытался взять кредит в Сбербанке
NB!
03.12.16
Пушков: Воюя со своим народом, Порошенко рискует похоронить Украину
NB!
03.12.16
В столице Ливии идут уличные бои
NB!
03.12.16
Судьба Севастополя – цель Крымской войны
NB!
03.12.16
Петербургские водители не смогли опробовать ЗСД – трасса закрыта