Правительство готовит закон о доступе к информации о деятельности госорганов

Москва, 13 сентября 2004, 19:02 — REGNUM  Минэкономразвития России (МЭРТ) внесло в правительство проект закона "Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Отметим, что до сих пор в России не существовало закона о механизме реализации права свободно искать и получать информацию о деятельности госорганов. Законопроект устанавливает единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности.

Согласно официальной информации МЭРТ РФ, разработка законопроекта осуществлялась в соответствии с пунктом 25 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2004 год, утвержденного распоряжением от 13 января 2004 г. Основными целями законопроекта разработчики называют "обеспечение открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, активное использование информационных технологий, объективное информирование граждан Российской Федерации и структур гражданского общества о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Законопроект устанавливает единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности.

Появится закон о служебной тайне

Принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления означает презумпцию открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации с ограниченным доступом, к которой относятся сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, и конфиденциальная информация. Категории сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, относимых к служебной тайне, а также порядок отнесения указанных сведений к служебной тайне, будут урегулированы федеральным законом о служебной тайне, проект которого разрабатывается Минэкономразвития России.

Определены способы доступа к информации

Законопроектом определены способы доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Так, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается путем: обнародования (опубликования) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности; размещения ими информации о своей деятельности в информационных системах общего пользования; ознакомления пользователей (потребителей) информации с документами государственных органов и органов местного самоуправления; обеспечения доступа пользователей (потребителей) информации на заседания государственных органов и органов местного самоуправления; получения пользователями (потребителями) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по запросу.

Процедура подачи запроса

Законопроект детально закрепляет процедуру подачи запроса о получении информации и ответа на него: требования к запросу о получении информации, сроки и порядок рассмотрения запроса, требования к ответу на запрос, основания для отказа в предоставлении информации. Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется в устной или письменной форме, включая электронную форму. "К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемой в устной форме, относится информация о режиме работы, об уполномоченных должностных лицах государственных органов и органов местного самоуправления, о телефонах справочных служб государственных органов и органов местного самоуправления и о порядке обращения пользователя (потребителя) информации с запросом в государственный орган или орган местного самоуправления".

"Ответ на запрос о получении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления должен быть направлен государственным органом или органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать дней после дня получения запроса, если иное не предусмотрено федеральными законами. Если запрашиваемая информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не может быть предоставлена пользователю (потребителю) информации в указанный срок, в течение семи дней после получения запроса пользователь (потребитель) информации уведомляется об отсрочке ответа с указанием причины отсрочки и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцати дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа", - говорится в тексте законопроекта.

Интернет

Особенность законопроекта заключается в том, что он впервые законодательно устанавливает доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме. В целях реализации права граждан и организаций на информацию в электронной форме государственные органы и органы местного самоуправления подключают свои информационные системы к сети Интернет, открывают для неограниченного доступа свои официальные сайты, выделяют адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации.

Законопроектом определен Перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обязательной для размещения в информационных системах общего пользования, в соответствии с которым разрабатываются и утверждаются в установленном порядке перечни информации о деятельности отдельных государственных органов, а также органов местного самоуправления, обязательной для размещения в информационных системах общего пользования. Сроки, а также формы размещения указанной информации будут устанавливаться непосредственно в нормативных правовых актах государственных органов и органов местного самоуправления, утверждающих перечни. При этом законопроект устанавливает, что сроки размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать своевременность реализации и защиты пользователями (потребителями) информации своих прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с законопроектом функции по обеспечению пользователей (потребителей) информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляются уполномоченными подразделениями и должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления.

Информация за плату

В законопроекте устанавливается, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть предоставлена бесплатно или за плату. Бесплатно предоставляется: информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предоставляемая в устной форме; информация, обязательная для размещения в информационных системах общего пользования; иная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, определенная законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пользователями (потребителями) информации оплачиваются информационные услуги, предоставляемые государственными органами и органами местного самоуправления. В оплату информационных услуг, предоставляемых государственными органами и органами местного самоуправления, входят расходы на тиражирование и доставку информации, а также затраты на поиск и создание информации по запросу пользователя (потребителя) информации. Методика определения стоимости информационных услуг, предоставляемых государственными органами, оказываемых за плату, утверждается Правительством Российской Федерации.

"Перечень информационных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, оказываемых за плату пользователям (потребителям) информации, утверждается постановлением Правительства Российской Федерации. Перечень информационных услуг, предоставляемых государственными органами, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации, оказываемых за плату пользователям (потребителям) информации, утверждается нормативными правовыми актами указанных государственных органов. Перечень информационных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, оказываемых за плату пользователям (потребителям) информации, утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Методика определения стоимости информационных услуг, предоставляемых государственными органами, оказываемых за плату, утверждается Правительством Российской Федерации. Методика определения стоимости информационных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления, оказываемых за плату, утверждается органами местного самоуправления с учетом Методики определения стоимости информационных услуг, предоставляемых государственными органами, оказываемых за плату, утвержденной Правительством Российской Федерации. Пользователь (потребитель) информации вправе обжаловать размер платы за информационные услуги, предоставляемые государственными органами и органами местного самоуправления, в судебном или ином порядке".

Согласно законопроекту, "при получении запроса государственный орган или орган местного самоуправления, располагающий информацией, за предоставление которой взимается плата, направляет в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, пользователю (потребителю) информации ответ о наличии запрашиваемой информации с приложением калькуляции ее стоимости и бланка платежного документа. Пользователь (потребитель) информации, получив ответ государственного органа или органа местного самоуправления, оплачивает или не оплачивает информационные услуги. В случае оплаты информационных услуг пользователь (потребитель) информации возвращает государственному органу или органу местного самоуправления его ответ с приложением копии платежного документа, подтверждающего оплату".

Надзор за исполнением закона

Законопроект устанавливает контроль и надзор за соблюдением права граждан и организаций на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Функции контроля за соблюдением права на доступ к информации из государственных и муниципальных информационных ресурсов возлагаются на уполномоченных должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления. Надзор за исполнением государственными органами и органами местного самоуправления, их должностными лицами законопроекта, надзор за соблюдением государственными органами и органами местного самоуправления прав граждан на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляет прокуратура Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

Изменения в нормативную базу

Одновременно с принятием законопроекта вносятся изменения и дополнения в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" в части установления понятий государственных и муниципальных информационных ресурсов, уточнения понятия "конфиденциальная информация". Кроме того, вносятся изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие усиление ответственности должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за нарушение прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Отзывы на законопроект

Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM Директор Института информационного права Андрей Рихтер, в 2003 году под руководством его института в рамках проекта ТАСИС была осуществлена всесторонняя международная правовая экспертиза этого законопроекта. В частности, разработчикам высказывались рекомендации, что в законе следует в явной и ясной форме прописать право личности на доступ к информации, находящейся в распоряжении государственных органов. Все государственные органы должны регулироваться одной, единообразной системой предоставления информации. В ТАСИС отмечали, что необходимо распространить действие закона на законодательную власть, судебные органы, на президентские структуры, государственные агентства, федеральные органы исполнительной власти. К тому же распространить действие закона на частные организации, которые выполняют государственные функции. Эксперты предлагали также рассмотреть возможность поименного перечисления органов, на которые распространяется действие закона.

"Подраздел, в котором язык подачи запроса ограничивается государственным языком Российской Федерации, носит чересчур ограничительный характер", - говорилось в отзывах экспертов, - "следует переформулировать его, введя критерий целесообразности для использования других языков". Кроме того, по мнению эксперта ТАСИС Дэвида Голдберга, из текста законопроекта нужно исключить подраздел о создании информации "по запросу за плату". "Взимание платы за "поиск" кажется нам неверным, так как увеличение сроков поиска может быть следствием беспорядка в управлении записями", - отмечается в отзыве эксперта.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.