"В настоящее время отрасль легкой промышленности России находится в трудном положении. Индекс физического объема производства в I квартале 2004 года составил 97,7%. Основные причины уменьшения объема производства и сокращения присутствия отечественных производителей на рынке товаров легкой промышленности - незаконные ввоз и производство товаров, возрастающая конкуренция со стороны импортных товаров и технологическая отсталость отечественных производств". Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в Центре общественных связей Минпромэнерго РФ.

В Министерстве отмечают, что в целях исправления ситуации в течение последних пяти лет был принят ряд мер по улучшению условий работы предприятий отрасли, в результате которых значительно сократился объем незаконного ввоза этих товаров в Россию. Кроме того, снижены до 0% ставки ввозных таможенных пошлин на большой перечень оборудования для легкой промышленности, в том числе ткацкие станки, трикотажные и вязальные машины, швейные промышленные машины и хлопковое волокно. Однако данные Минэкономразвития России, опубликованные в "Вестнике экономики" (№ 13) неутешительны: за январь-апрель 2004 года объем производства продукции легкой промышленности снизился по сравнению с соответствующим периодом 2003 года на 3,7%, что в основном обусловлено снижением конкурентоспособности и вытеснением отечественных товаров дешевым импортом.

Производство в текстильной промышленности сократилось в январе-апреле 2004 года на 1,1% по сравнению с январем-апрелем 2003 года. При этом общий выпуск тканей составил 968 млн.кв. м (99,9%), в том числе хлопчатобумажных тканей - 782 млн.кв.м (98,5%). Выпуск трикотажных изделий за январь-апрель 2004 года сократился по сравнению с соответствующим периодом 2003 года на 7,3% и составил 40 млн. шт. На рынке трикотажных изделий продолжает преобладать импортная продукция, доля которой составляет около 80 процентов.

Вместе с тем есть и положительные результаты. Выпуск шелковых тканей возрос на 1,5%, льняных тканей - на 14,1%. Улучшился ассортимент и качество льняной продукции, повысился спрос на отечественные льняные ткани на внутреннем и внешнем рынках. Производство продукции швейной промышленности возросло по сравнению с уровнем января-апреля 2003 года на 1,4 процента. Рост производства в кожевенно-обувной промышленности составил 101,2%. Видимо, такой показатель мог быть достигнут, в том числе, из-за снижения вдвое - до 10% - ставки ввозных таможенных пошлин на высококачественную тонкую мериносовую шерсть, не производимую в России, и повышены ставки вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье до 500 евро за тонну (вместо 125-200). Первые результаты были заметны в 2002 году. Тогда, по информации Минпромэнерго России, объем производства обуви вырос на 25% относительно 2000 года. Однако, несмотря на ограничения экспорта кожевенного сырья, выпуск обуви в целом сократился на 3,6% по сравнению с январем-апрелем 2003 года (и составил 14,1 млн. пар).

Производители чутко реагируют на изменение рыночной конъюнктуры. Национальный обувной Союз (НОБС) обратился в Правительство Российской Федерации с предложением еще снизить ставки ввозных таможенных пошлин на обувь. Члены этого Союза представляют в основном продавцов обуви и фирмы, производящие обувь за рубежом и ввозящие ее в страну. На обращение последовала реакция ОАО "Рослегпром", в состав акционеров которого входят более 400 предприятий отрасли. "Ситуация для отечественных производителей обуви, которые платят налоги в стране и работают в условиях колоссального нелегального импорта обувной продукции значительно ухудшится. При этом и бюджет потеряет существенные суммы", - убеждены в "Рослегпроме". Исходя из этого, ОАО "Рослегпром" одновременно с Союзом кожевников в целях недопущения принятия этого решения обратилось к министрам финансов, экономического развития, промышленности и энергетики и в Межведомственную Комиссию по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.

В Минэкономразвития России также отмечают, что во многом сокращение производства обусловлено ростом объемов нелегальной продукции, поступающей на рынок. Как сообщили ИА REGNUM в Центре общественных связей Минпромэнерго РФ, в настоящее время Департаментом промышленности министерства разрабатывается комплекс мер, направленных на пресечение незаконного ввоза и производства товаров легкой промышленности и дальнейшее снижение ввозных пошлин на сырье и оборудование, не производимые в России. В настоящее время рассматривается вопрос об организации прямых поставок хлопкового волокна из Республики Узбекистан. Это позволит снизить цену на хлопок, что весьма существенно для предприятий, закупающих ежегодно 300-350 тысяч тонн волокна. Отметим, что по официальной информации министерства сельского и водного хозяйства Узбекистана, в 2004 году в республике планируют собрать урожай хлопка-сырца в размере 3,6 млн. тонн, тогда как объем закупок хлопкового волокна для государственных нужд сохранен на уровне 50% от объема его фактического производства.

В части финансового стимулирования легкой промышленности с 2001 года производится частичная компенсация платы за кредиты, получаемые предприятиями легкой промышленности на сезонную закупку сырья и материалов. Однако, согласно информации ОАО "Рослегпром", перераспределение функций между Министерствами и ведомствами, произошедшее в результате административной реформы в стране, привело к задержке финансирования части кредитной ставки, предусмотренной Федеральным бюджетом на 2004 год (на эти цели предусматривалось выделить 50 млн. рублей). К тому же, в ОАО "Рослегпром" отмечают, что в проекте бюджета на 2005 год не предусмотрено субсидирование части процентных ставок за кредиты, получаемые организациями текстильной и легкой промышленности в коммерческих банках на сезонную закупку сырья и материалов. Остается надеяться на Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, который поддержал выделение 250 млн. рублей предприятиям текстильной и легкой промышленности на 2005 год.

По всей видимости, именно битва за окончательные показатели бюджета - 2005 даст ответ на вопрос о будущем легкой промышленности России. Пока же одни чиновники в лице Минэкономразвития РФ предсказывает, что с учетом тенденций развития отрасли в январе-апреле 2004 года и оценок потребительского спроса объем производства продукции легкой промышленности в 2004 году оценивается на уровне 99% к 2003 году, выпуск хлопчатобумажных тканей составит 101,1%, трикотажных изделий - 99,6% и обуви - 100,2 процента.

Другие чиновники и, главным образом, производители, напротив, утверждают, что отрасль находится в глубочайшем кризисе. Темпы потери численности работающих: в 2000 г. - 1,6%; в 2001 г. - 4,1% в 2002 г. - 6%, в 2003 г. - 15%. Дальнейшее сворачивание объемов производства в легкой промышленности приведет к потере более 400 тысяч рабочих мест. Экономическая политика государства называется разрушительной. "Влияние государства не просто нулевое, оно отрицательное. Именно безграмотная экономическая политика могла привести к тому, что сегодня инвестора нелегко "заманить" в текстильную или швейную отрасль, в то время, как высокая оборачиваемость средств в легкой промышленности всегда делала ее привлекательной для вложения капитала. По официальным данным, лишь 13% ввезенных товаров легкой промышленности составляют официальный импорт. Остальное (более 550 млрд. рублей) - доля "серого" импорта. В настоящее время, в отношении товаров легкой промышленности, таможенные пошлины носят характер не фискальный, не регулирующий, а запретительный", - говорится в материалах, направленных в Правительство РФ.

Помимо вышеназванного, производители говорят о необходимости пересмотреть ставки ввозных таможенных пошлин и существующие правила ввоза импортных товаров физическими лицами в части снижения стоимостного предела, а также периодичности их ввоза на льготных условиях. Говорят об отмене ввозных таможенных пошлин и НДС, или предоставления отсрочки по уплате НДС на ввозимое импортное технологическое оборудование, аналоги которого не производятся в России, сроком на шесть месяцев после введения его в эксплуатацию. Обращают особое внимание законодателей на необходимость разработки программы реструктуризации, внесения поправок в Земельный кодекс РФ, предусматривающих безвозмездное передачу приватизированным предприятиям текстильной и легкой промышленности земельных участков, на которых они расположены, при условии сохранения ими основного профиля производства не менее пяти лет. А также в ФЗ "О банковской системе" с целью расширения возможностей банков по инвестированию промышленности. Заявляют, что России нужен закон "О потребительском рынке", предусматривающий равные условия уплаты налогов, сборов, пошлин для всех производителен и продавцов товаров текстильной и легкой промышленности, вне зависимости, откуда они поступили и где произведены, и прочее.

Материалы обеих сторон направляются одному человеку - главе Правительства РФ Михаилу Фрадкову. Видимо, именно он в скором времени расскажет, какое будущее ожидает легкую промышленность страны.