"Российские железные дороги" рассчитывают, что правительство сделает компании подарок в 25 млрд. руб. Железнодорожники уже добились от чиновников списания пеней и штрафов по долгам перед федеральной казной. Теперь они хотят, чтобы кабинет рекомендовал забыть о штрафах регионам и внебюджетным фондам, пишут "Ведомости".

Издание сообщает о том, что РЖД за 4 года было должно регионам (по состоянию на декабрь 2001 года) 16,8 млрд. руб. Однако, по словам вице-президента РЖД Анны Беловой, РЖД хочет, "чтобы субъекты Федерации, муниципальные власти и внебюджетные фонды тоже пошли компании навстречу" - это "сэкономит" компании еще 14 млрд. руб.

По мнению директора департамента компании ФБК Игоря Николаева, если не все, то многие регионы могут отказаться от претензий на выплату железнодорожниками пеней и штрафов. В конце 1990-х гг., по его словам, МПС наработало практику сотрудничества с властями субъектов федерации и муниципалитетов: "Договаривались, например, что налоги платят своевременно, а потом эти деньги направляются на модернизацию вокзала".

Если правительство все же сделает РЖД такой "подарок", жители Таймыра и Большого Норильска, по сути, окажутся "списанными" РЖД, поскольку подарков от самой компании ждать не придется. Тем более, что компания весной уже преподнесла "сюрприз" северянам, практически заблокировав их на Крайнем Севере.

Как неоднократно сообщалось, весной нынешнего года истек 10-летний договор между РЖД и "Норильским никелем". В соответствии с ним, на льготных условиях осуществлялись контейнерные перевозки личных вещей северян на "материк" и обратно. В обмен на эти льготы "Норникель" обновлял "контейнерный парк" РЖД. В настоящее время железнодорожники возобновлять договор не спешат, и жители НПР и ТАО оказались перед выбором - либо ждать его подписания, либо платить втридорога.

Пока вопрос, уже вызывающий социальную напряженность в регионе, не решен, однако, проблема имеет и другой аспект. Ранее вице-президент компании Сергей Иванов заявил о возможности строительства железнодорожной ветки до Норильска на конференции в Челябинске. Сроки предполагаемого строительства, его завершения и, самое главное, примерной стоимости представителями РЖД не называются.