Подал в отставку создатель и бессменный редактор воронежского еженедельника "Берег" Святослав Иванов. Как заявил корреспонденту ИА REGNUM сам Иванов, к уходу его вынудили действия городской администрации: "мы потеряли свободу действий, газете запретили писать на определенные темы - причем запрет был подан как условие дальнейшего финансирования издания".

Газета "Берег", созданная в 1990 году, является одним из крупнейших изданий Воронежской области - вторым по величине тиражей среди общественно-политических СМИ региона. На протяжении всей своей истории еженедельник, несколько раз менявший учредителя (в последние годы им выступала администрация г. Воронежа), подчеркнуто демонстрировал свою "особость" - в наибольшей степени она стала очевидна в последние годы, когда в результате взятого властями региона курса на подчинение местных СМИ "Берег" превратился, по мнению многих, в "единственное оппозиционное издание области" - хотя повышение градуса политической ангажированности, безусловно, коснулось и его. Славу "Берега" составляли прежде всего яркие полемические выступления самого Иванова, считающегося одним из самых заметных публицистов региона. Кроме того, "Берег" считался "кузницей кадров" для воронежской прессы - в разные годы здесь работали практически все "звезды" местной журналистики: Рауф Ахмедов ("Известия"), Евгений Шкрыкин ("Новая газета"), Александр Ткачев ("КП-Воронеж"), Татьяна Жерносекова ("Учительская газета"), Константин Чаплин ("Коммерсант-Черноземье").

В немалой степени популярности издания способствовала последовательная "традиционалистская" линия редакции, сделавшая "Берег" рупором наиболее консервативной части общества. Она же, судя по всему, и погубила Иванова: по данным корреспондента ИА REGNUM, непосредственным поводом к отставке редактора стал скандал с местными правозащитниками, обвинившими "Берег" в "национализме" и "антисемитизме". Во время визита в Воронеж уполномоченного по правам человека при президенте РФ Владимира Лукина ими (как полагают в самом "Береге", с подачи чиновников обладминистрации, недовольных "бесконтрольностью" газеты") была предпринята попытка организовать заочный "суд" над ивановым. Однако Лукин отказался принимать в нем участие и лично встретился с Ивановым, после этого заявив публично, что "редактор "Берега" производит впечатление умного человека и готов в работе аппарата уполномоченного и комитета по правам человека при президенте". Напоследок Лукин рекомендовал инициаторам несостоявшегося скандала "не нагнетать напряженность, а искать пути сотрудничества с газетой". Тем не менее, администрация города неожиданно выступила с резким заявлением, публично обвинив собственный официальный орган в том, что "некоторые публикации газеты "Берег" носят дискриминационный характер, способствуют разжиганию национальной розни, ненависти и вражды между народами". Представители администрации сообщили прессе, что "редактор газеты "Берег" Святослав Иванов был вызван к главе города и в строгой форме предупрежден недопустимости публикаций на страницах официального издания подобных материалов. Если публикации такого рода еще раз появятся на страницах газеты администрации города, редактор "Берега" будет уволен". Это вызвало резкую реакцию Иванова, уличившего своих учредителей во лжи: "Ни меня, ни моих заместителей глава города по вышеозначенному поводу не вызывал. Тем более, меня никто не предупреждал о недопустимости каких-либо публикаций и возможном увольнении. Информация, распространенная в пресс-релизе, является лживой". Любопытно, что окрик из мэрии появился уже после заявления правозащитников о том, что они "не ставят своей целью увольнение Иванова и готовы сотрудничать с газетой".

"Правозащитный" скандал наложился на затяжной кризис с финансированием газеты, имеющей в настоящее время многомиллионный долг перед типографией. В конце июля редакция была вынуждена перевести печать тиража в Липецкую область, поскольку воронежская типография отказала газете в сотрудничестве. Кризис удалось отчасти разрешить лишь после того как Иванов убедил мэрию, что, саботируя выпуск газеты, городские власти ставят подножку самим себе: без публикации в "Береге" не имеют законной силы постановления самой мэрии (еженедельник является публикатором официальных документов горадминистрации). Кроме того, по словам журналистов газеты, "в последнее время мы испытывали серьезный прессинг со стороны областных властей, в мэрии же никак не реагировали на попытки обладминистрации ущемить единственную лояльную городским властям газету". Все это в конечном счете привело Иванова к решению подать в отставку: "я не имею права распоряжаться судьбами коллектива журналистов. Возможно, мой уход поможет спасти газету от закрытия".

Большинство коллег Иванова, к которым корреспондент ИА REGNUM обратился за комментарием по поводу его отставки, под разными предлогами уклонились от разговора. Лишь один из них заявил: "Берег" оставался последней газетой из группы изданий, возникших в Воронеже на волне демократических преобразований конца 80-х. Более того, при всех многочисленных издержках газета в какой-то мере оставалась носителем духа тех времен. Возможно, "Берег" в последние годы был единственным изданием в области, позволявшим себе резкие политические выпады не на "платной основе", а в силу своих убеждений. Позиции издания часто были неверны - но при этом оставались позициями. С этой точки зрения уход Иванова - а все знают, что позиция газеты определялась позицией и личностью редактора - означает конец целой эпохи в воронежской журналистике - эпохи призрачной ее свободы".