Пивная вакханалия вызывает все большее беспокойство разумных людей. Во многом взращиванию этого монстра способствовала телевизионная реклама: "Пей пиво - и будешь удачливым, умным, красивым, успешным". В тисках острой конкуренции пивные производители вынуждены вбрасывать в рекламу своей продукции все новые сотни тысяч долларов. Объект их вожделения - молодой человек с бутылкой в руке. Это ему прежде всего втемяшивают, что пиво не просто полезный, а национально-философский продукт и чтобы понять это - одной бутылки мало.

Сейчас в стране уже несколько дней работает закон, ограничивающий телевизионную рекламу пива в дневное время. В обществе эти меры восприняты как долгожданные. Но пивной монстр чувствует себя вольготно. Он уже заполучил немало жертв и не собирается сдаваться.

В конце прошлого месяца нелидовские журналисты провели опрос среди молодежи и людей постарше. Вот что выяснилось: из всех опрошенных горожан всего лишь 9 процентов не употребляют пиво, 63 процента родителей относятся нейтрально к тому, что их дети пьют пиво. Причем никто особенно не интересуется, какой крепости.

Между тем подсчитано, что эффект от трех литров пива такой же, как от 400 граммов водки. Последствия пивного алкоголизма страшные: гибнут клетки головного мозга, сердце становится дряблым, нарушается обмен веществ, вполне вероятен цирроз печени. Молодежь не знает, что возникают проблемы в развитии репродуктивной системы. У парней под воздействием пива увеличивается выработка женских половых гормонов, что приводит к расширению таза, разрастанию грудных желез. У девушек возрастает риск рака груди.

Медики свидетельствуют, что именно пиво провоцирует тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма. Подростки "подсаживаются" на пиво гораздо быстрее, чем взрослые. Если у человека есть привычка к употреблению больше одного литра пива в день, то его уже можно назвать "пивным алкоголиком".

Этой весной у одного тверского патологоанатома, преподавателя медицинской академии, спросили, почему он не пьет пиво. "Потому что я видел "кобальтовое" сердце", - ответил он. - Реклама лжет, говоря о полностью натуральном продукте. Для приготовления пива, особенно чтобы придать ему прозрачность и цвет, используются различные химические "присадки".

Интересны исторические данные о том, как на Руси пытались бороться с алкоголизмом подданных. Кабацкая реформа царя Алексея Михайловича в 1652 году предусматривала запрет на продажу в кабаках крепких спиртных напитков более одной чарки на человека. Продажа вина (сюда же входило и пиво) запрещалась в посты и еженедельно по воскресеньям, средам и пятницам, а также в долг и под заклад. Питейные заведения открывались в три часа дня (после обеденной службы в церкви). Цены на вино увеличились в 2-3 раза. Царь наказывал кабацким людям смотреть, чтобы "никто через силу не пил и от безмерного пития до смерти не опился и душу не загубил".

А пиво на Руси всегда стоило недешево. В начале прошлого века, к примеру, в Тверской губернии выпускалось в основном два сорта пива: "Мартовское" и "Баварское". Средняя оптовая стоимость ведра пива составляла 2 рубля 20 копеек при том, что на копейку можно было купить булочку. Специально следили и за крепостью напитка. Если на заводе изготавливалось пиво крепостью свыше 3,7 процента, то оно конфисковывалось и уничтожалось в присутствии акцизного надзирателя.

В наше время эти меры кажутся слишком строгими, тем не менее на это шли. Ведь в той же Тверской губернии пили очень лихо. Шестьдесят пять лет назад в газете "Тверская Жизнь" был опубликован очерк Бориса Полевого "Экскурсия во вчера", где он описывал жизнь Твери в 1913 году. В ту пору здесь насчитывалось 112 питейных заведений. Вот небольшая выдержка из очерка: "Там, где теперь двумя рядами домов простирается проспект имени Калинина - едва виднелись при тусклом свете ущербной луны неровные ряды ветхих лачуг, уныло стоящих над лужами и канавами, полными стоячей тухлой воды. Это и есть знаменитое Птюшкино болото, на котором однажды посреди улицы утонул мастеровой малярного цеха Никитин Константин, возвращавшийся домой из кабака в сильном алкогольном опьянении".

История умалчивает, что пил мастеровой, скорее всего водку. В тверских кабаках она была доступнее пива. Забыть "мерзости" жизни с ней было гораздо проще. Во многом мы и сейчас не воспринимаем пиво как серьезный алкогольный продукт. И где те акцизные надзиратели, которые следили бы за крепостью пива? Самое страшное, что его потребление тесно связывается у молодежи с привлекательным образом жизни, когда без обоймы заветных бутылок с пенящимся содержимым нет успеха в жизни. Об одной бутылочке речи не идет, да и кто бы в таком случае поднимал проблему?