По данным справки о работе муниципального управления трамвайно-троллейбусного парка г. Смоленска за I полугодие 2004 года, за предприятием числится 84 пассажирских трамвайных вагона, 33 пассажирских троллейбуса и одна учебная троллейбусная машина. Средний процент износа на 1 июля 2004 года по трамваям составил 79,5%, по троллейбусам - 100%. Прошли нормативный срок службы и должны быть списаны 29 троллейбусов (88%) и 26% трамваев (31%).

За I полугодие 2004 года перевозка платных пассажиров уменьшилась на 11,8% за счет работы частных перевозчиков на трамвайных и троллейбусных маршрутах в неравных условиях (частный перевозчик не перевозит льготных пассажиров).

За 2003 год непокрытые убытки предприятия от перевозки пассажиров трамваями и троллейбусами составили 5,6 млн. рублей.

Сметой доходов и расходов МУ ТПП на 2004 год предусмотрены эксплуатационные муниципальные расходы в сумме 135,7 млн. рублей. Доходы, получаемые в виде платы за проезд, составят 58,5 млн. рублей. Собственными доходами предприятие обеспечивает покрытие 43,1% от эксплуатационных затрат. На покрытие расходов по оплате электроэнергии в сумме 30,4 млн. руб. предусмотрена целевая дотация из городского бюджета в сумме 21,6 млн. руб. Недофинансировано 8,8 млн. руб.

Стоимость оказанных услуг 103077 пассажирам-льготникам в соответствии с расчетами по постановлению главы администрации г. Смоленска от 30 января 2002 года №228 и №227 составляет 26,6 млн. рублей.

Сметой предусмотрена компенсация за льготы в сумме 15,3 млн. руб., или 3 поездки в месяц, т.е. недофинансирование по льготникам - 11,3 млн. рублей.

Непокрытый убыток при действующих условиях хозяйствования за 2004 год составит 38,7 млн. рублей.

По сравнению с I полугодием 2003 года дотация по предприятию уменьшилась на 3 млн. 164 тыс. рублей. Полученной дотации из бюджета недостаточно даже на покрытие расходов на электроэнергию, которые за I полугодие 2004 года составили 13 млн. 538 тыс. рублей.

Всего за I полугодие 2004 года минимальные затраты по перевозке пассажиров покрыты доходами предприятия от сбора выручки на 50,3% и выделенной дотацией - на 15% и компенсацией - на 12,5% - всего на 77,8%. Непокрытые затраты - 22%.

Неукомплектованность предприятиями кадрами составляет 307 человек: по водителям троллейбусов - 7 человек, по водителям трамвая - 17 человек, по кондукторам - 80 человек. Среднесписочная численность за I полугодие 2004 года составила 1002 человека, что на 136 человек меньше соответствующего периода 2003 года.

Средняя заработная плата за I полугодие 2004 года составила 3494 руб., что значительно ниже средней заработной платы по городу.

Исходя из вышеизложенного, руководство предприятия вносит следующие предложения по стабилизации работы городского электрического транспорта г. Смоленска на 2005 год.

1. Предусмотреть выделение бюджетных ассигнований в сумме 25 млн. 352 тыс. руб. для частичного обновления полностью изношенных объектов городского электрического транспорта, в том числе:

приобретение 2 трамваев 11 млн. 40 тыс. руб.;

приобретение 2 троллейбусов - 3 млн. 600 тыс. руб.;

капитальный ремонт 2 км трамвайного пути - 10 млн. 712 тыс. рублей.

2. Изыскать бюджетные средства в IV квартале 2004 года в сумме 650 тыс. руб. для проведения натурного обследования пассажиропотока в г. Смоленске в октябре с целью определения степени использования общественного транспорта различными категориями граждан.

3. Повторно ходатайствовать перед администрацией области об установлении льготного тарифа на электроэнергию, потребляемую электрифицированным городским муниципальным транспортом.

4. Рассмотреть вопрос о введении дополнительного местного сбора на содержание и обновление муниципального транспорта г. Смоленска.

5. Пересмотреть тарифную политику по проезду в муниципальном транспорте с 1 января 2005 года, установив стоимость единого проездного билета на каждый вид транспорта 200 руб. при сохранении стоимости разовой поездки 4 руб. льготникам на региональном уровне предоставлять услуги по бесплатному проезду в муниципальном транспорте путем приобретения им проездных билетов.