В Бурятии заложили политическую мину. Результаты плебисцита в Сотниково признали недействительными. Депутат ГД РФ Василий Кузнецов может проиграть прошлогодние выборы, пишет еженедельник "Номер один в Бурятии". 3 сентября решением Иволгинского суда выборы в поселке Сотниково по избирательному участку N223 были признаны недействительными. Основанием для такого решения стало подтверждение факта того, что комиссия данного избирательно участка не имела легитимной силы, так как была составлена не по закону, а также отсутствовал протокол голосования жителей поселка Сотникова.

Продолжается тяжба между претендентами на пост главы Иволгинского района. Напомним, пост главы района уже переходил из рук в руки, тогда были признаны недействительными несколько бюллетеней. Но на этот раз локальная борьба грозит повлечь общереспубликанские последствия. Признание выборов в Сотниково недействительными может сказаться не только на главе Иволгинской администрации, но и на депутате Государственной Думы. Дело в том, что в связи с решением суда ставятся под сомнение результаты федеральных выборов в Госдуму. При пересчете голосов в связи с новыми обстоятельствами вполне может быть и такое, что Иннокентий Белобородов, бывший кандидат в депутаты в Госдуму и главный оппонент на декабрьских выборах ныне действующего депутата Василия Кузнецова, получит перевес.

Итоги тех выборов были неутешительными для В.Кузнецова, перевес голосов в его пользу был невелик по масштабам республики - около 300 голосов. А поскольку число избирателей участка N223 поселка Сотниково составляет 1442 человека, то вполне может получиться, что В.Кузнецов не добирает свои голоса. Так как из конечных результатов голосования в избирательной комиссии должны будут вычесть голоса жителей поселка Сотниково. Это значительно изменит расстановку сил. Чтобы эта процедура была проведена, В.Кузнецов или его оппонент И.Белобородов должны будут подать заявления в суд о признании незаконными выборы по этому участку. Это будет прецедент в истории России, когда итоги федеральных выборов будут отменены. Более того, как говорят, юристы этот прецедент может стать политической миной замедленного действия для всей России. Если эту практику запустить, любые выборы на любой территории России можно признавать незаконными.

Как пишет еженедельник "ИнформПолис", в Музее истории Бурятии во время плановых обработок архивных документов нашли уникальные письма - личную переписку Далай-ламы XIII со своим представителем в советской России Агваном Доржиевым. Один из ведущих тибетологов Бурятии Николай Цыремпилов приступил к их расшифровке. В виде статьи они будут впервые опубликованы к конференции, посвященной 150-летию Агвана Доржиева, которая пройдет в ноябре в Санкт-Петербурге. Ученые собираются перевести эти рукописи и на английский язык. В том, что содержание найденных писем произведет сенсацию среди мировой научной общественности, специалисты не сомневаются. Хотя бы потому, что они заставляют по-другому взглянуть на историю не только Тибета, но и России, Китая и даже Великобритании.

Пять писем на уже пожелтевшей бумаге с личной печатью и гербом Тибетского правительства сразу обратили на себя внимание при плановой обработке документов из личного фонда музея. Обнаружила их хранитель фонда редких книг и рукописей Цырен-Ханда Очирова. Она сразу заметила, что все они написаны не обычным шрифтом, а тибетской скорописью "умэ". Так могли писать только высокообразованные религиозные деятели. "Я умею читать на старомонгольском и тибетском, но этот почти стенографический шрифт мог расшифровать только специалист-тибетолог. Поэтому я обратилась к одному из ведущих тибетологов Бурятии Николаю Цыремпилову. Я даже не подозревала, насколько сенсационными станут сведения, содержащиеся в письмах", - говорит Цырен-Ханда Очирова.

Как известно, император Николай II разрешил представителю Тибета Агвану Доржиеву строительство первого в Европе буддийского храма в Санкт-Петербурге. После революции Ленин, покоренный его умом, позволил открыть в этом храме представительство Тибета. Далай-лама XIII, уже дважды бежавший из своей страны, написал своему представителю, что собирается просить у большевистской России политического убежища. "Надеюсь, что "красные русские" помогут нам!" - звучит надежда в одном из писем.

Документальных свидетельств о том, что Агвану Доржиеву было невероятно тяжело бороться за влияние при дворе Далай-ламы XIII, не осталось. Такие сугубо закрытые сведения он мог рассказывать только близким людям. В знаменитой трилогии Батожабая "Похищенное счастье" художественный вымысел автора тесно сплелся с исторической достоверностью. Но даже писатель советского периода не мог сдержать восхищения перед мужеством своего земляка. Он ярко живописал все интриги тибетского двора того времени. Даширабдан Батожабай под критическим описанием религии дал объективную картину одиночества Агвана Доржиева, которого завистники постоянно называли "потомком шаманистов", намекая на то, что он не просто иностранец, но и непотомственный буддист. Впоследствии, уже став известным во всем мире дипломатом и религиозным деятелем, Агван Доржиев построит на родине отца - в Качуге - дуган. Здесь он выступит как миссионер среди соплеменников-шаманистов. Под влиянием его проповедей около 400 шаманистов Верхоленского уезда (ныне Качугский район) приняли буддийскую веру.

Но именно "иностранное происхождение" Агвана Доржиева позволило ему первым установить дипломатические связи между Тибетом и Россией. "Это был один из самых прогрессивных людей своего времени. Он не мог не выдвинуться в изолированном от внешнего мира Тибете. Агван Доржиев одинаково свободно владел несколькими языками. Тибетской и буддийской философией он, иностранец, овладел настолько глубоко, что легко побеждал в философских диспутах тибетских лам высшего ранга. Позже Луначарский после бесед с Доржиевым признавался, что им приходится собирать весь свой интеллектуальный запас, чтобы быть достойным собеседником этого буддийского монаха", - рассказывает Николай Цыремпилов.

В конце XIX века Тибет стал центром столкновения интересов крупнейших стран - Китая, России и Великобритании. Маньчжурский Китай уже не мог защитить тибетцев от вторжения англичан, захвативших Индию и все сопредельные с Тибетом страны. Правительство Тибета вынуждено искать нового союзника в борьбе за сохранение страны. На одном из совещаний у Далай-ламы Агван Доржиев выступил с предложением выйти на Россию. С этого момента он получил признание не только как крупный религиозный деятель, но и как политик и дипломат. После первой неофициальной встречи с русским царем Агван Доржиев посетил ряд европейских стран. Во Франции он даже провел молебен, который позже опишет русский поэт Анненский. Посетил он и Лондон, Неаполь, Вену. Обладая высокой эрудицией, знанием многих языков, Агван Доржиев сумел изменить ранее существовавшее мнение о Тибете как о дикой и варварской стране.

"Агван Доржиев за десятилетия проживания в Тибете прекрасно сохранил родной язык и грамотную русскую речь. По свидетельству современников, по-русски он говорил с легким акцентом. У нас нашлось и его письмо на русском языке, где выказывалось беспокойство за земляков. В годы волостной реформы скотоводам-бурятам стали нарезать земли столько же, сколько земледельцам. Это означало для них голодную смерть и делало бессмысленным любое разведение домашних животных. Агван Доржиев грамотно и аргументировано доказывал это российскому правительству. Какой бы высокой политикой он ни занимался, всегда болел душой за свой народ", - рассказывает Цырен-Ханда Очирова.

Перед второй поездкой Агвана Доржиева в Россию англичане устроили за ним настоящую охоту, как за "врагом номер один" Британской империи. Было объявлено крупное вознаграждение за голову человека, перепутавшего все захватнические планы крупнейшей колониальной державы мира. Посланнику Далай-ламы пришлось порой переодеваться в одежду нищего и добираться до Санкт-Петербурга через Калькутту - Нагасаки - Владивосток. Но российский император только с третьего приезда Агвана Доржиева официально принял тибетскую делегацию и пообещал помощь на словах. Зная, что за ним охотятся англичане, перед их вторжением в 1904 году в Тибет Доржиев эмигрировал вместе с Далай-ламой в Монголию. Обращения о помощи оттуда к российскому правительству ни к чему не привели. Царь сослался на занятость в войне с Японией. Когда в 1911 году в Китае свергли маньчжурскую династию Цин, именно Агван Доржиев стал автором первого международного договора между ставшими независимыми Тибетом и Монголией. В 1909 году Агван Доржиев приступил к строительству буддийского храма в Санкт-Петербурге, которому придавал большое не только религиозное, но и политическое значение. Часть денег пожертвовал на строительство и Далай-лама. Ведь это был первый буддийский храм в Европе.

Октябрьский переворот вызвал поначалу эйфорию у верующих. Особенно у буддистов, которые восприняли декрет Советской власти об отделении церкви от государства и школы как шаг вперед по сравнению с царским ограничительным законодательством. Агван Доржиев становится идеологом "обновленческого" движения буддистов Советского Союза. Это были сторонники реформ, пытавшиеся примирить вероучение с советской действительностью и приблизить его к первоначальному "чистому" учению Будды. Одним из главных центров обновленчества в России в двадцатые годы и был Санкт-Петербургский храм, в котором Советское правительство разрешило открыть резиденцию полномочного представителя Тибета в СССР. В свою очередь Агван Доржиев помог организовать советским ученым три научные экспедиции в Гималаи в начале двадцатых годов. Именно этим периодом датированы найденные в музее письма Далай-ламы XIII к Агвану Доржиеву.

Ученые пока осторожно выдвигают версии о том, что правитель Тибета тоже попал под обаяние идей, провозглашенных Советской властью после революции. Неизвестно, что отвечал Агван Доржиев Далай-ламе, но в письме на имя "всероссийского" старосты Михаила Калинина он писал: "Зная, что в СССР существует полное равноправие для вероисповеданий и что за каждым гражданином признается право свободного отправления культа, к которому он принадлежит, Далай-лама имел уверенность, что и буддисты в пределах СССР будут в состоянии вполне пользоваться провозглашенным Советским правительством правом беспрепятственного совершения религиозных обрядов".

Бурятия - республика богатых бедняков. На каждого жителя Бурятии приходится 360 тысяч потенциальных долларов, пишет еженедельник "Номер один в Бурятии. В республике впервые осуществлена уникальная работа по оценке национального богатства Бурятии. Исследование проходило под эгидой Минэкономразвития РБ. Примечательно, что методика, которую использовали исследователи, была разработана ими самими и даже одобрена Госкомстатом РФ. Подобная работа на региональном уровне выполнена впервые. Оценка всеобъемлющего богатства РБ проведена по состоянию на 2002 год. По сообщению Минэкономразвития, оно равняется 11,08 триллионам рублей. Главный элемент всеобщего богатства - полезные ископаемые. Нефти, дорожающей с каждым днем, в Бурятии нет, но все равно на каждого жителя приходится свыше 10 млн. рублей, т.е. примерно 360 тыс. долларов, такова доля от стоимости природно-ресурсного потенциала республики. Это пай конкретного человека в национальном богатстве Бурятии.

Полученные Министерством экономического развития результаты иллюстрируют известный факт, что Бурятия богата природными ресурсами. Произведенное богатство составляет - 1,1%. Все остальное - не произведенное, т.е. данное от природы. Главный элемент всеобщего богатства - полезные ископаемые. Их стоимость по разведанным и оцененным месторождениям была определена с опорой на средние мировые цены. Она равна 4 056 000 млн. рублей. В объеме национального богатства ископаемые занимают долю в 37%. На втором месте по вкладу находятся земельные ресурсы. Республика Бурятия имеет около 2% земельных ресурсов России. По сведениям Минэкономразвития РБ, на каждого жителя республики приходится более 35 гектаров земель. Это дает еще 31% в общенациональную забайкальскую копилку. Самые дорогие земли Бурятии - лесные и территории населенных пунктов. Ну и последней, серьезной частью национального богатства РБ стала вода. Ведь на долю республики приходится почти треть водных ресурсов России. Удельный вес водных активов - 30%, а стоимость - 3 346 600 млн. руб. Стоимость водных ресурсов определена исходя из общероссийских оценок.

Непроизведенное богатство - это не только природные ресурсы. Есть кое-что другое, создание чего не относится к производству. Это такие активы, как деловая репутация организации, наукоемкие технологии и ноу-хау, приобретение патентов, инжиниринговые услуги и т.п. Удивительно, но все это в Бурятии практически ничего не стоит. В совокупности они дают ничтожную долю в 0,0004%. Исследование выявило парадоксальный факт. Леса занимают 82% территории Бурятии, но дают лишь 0,2% совокупного национального богатства. Минэкономразвития объясняет сей факт тем, что, исходя из экономических, экологических и функциональных характеристик лесов, для эксплуатации можно использовать только треть ресурсов. В свою очередь реально доступные ресурсы также составляют лишь треть возможных для эксплуатации. В конце концов, вклад леса в общую копилку весьма мал.

Вклад в национальное богатство охотничье-промысловых ресурсов, рыбных ресурсов, кедрового ореха, дикорастущих ягод, грибов, лекарственных трав и т.д. еще меньше, чем у леса. Стоимость даров тайги подсчитывали по реальным рыночным ценам. Например, охотничье-промысловые ресурсы региона оценены всего в 194 млн. рублей. Очень маленькую долю национального богатства составляют и рекреационные ресурсы. Их рассчитывали складывая затраты людей с выездом на отдых и затраты, связанные с покупкой путевок на курорты и в дома отдыха в Бурятии. Они составили 0,13%. С точки зрения цифр заповедники и другие охраняемые природные территории плохо повлияли на размер национального богатства. По подсчетам Минэкономразвития РБ, которое попыталось оценить потери от недостаточного хозяйственного использования данных мест, упущенная выгода составляет 3,8 млрд. рублей. Здесь недобытая дичь, невыловленная рыба, неспиленный кедрач, земля, где нельзя провести нефтепровод и т.д. Не будь у нас охраняемых территорий, совокупное богатство стало бы на несколько миллиардов целковых больше. 10 млн. рублей на каждого гражданина Бурятии - это и так солидная сумма.

Современная промышленность в Бурятии - это тонкий слой плесени на жирном пироге национального богатства. Бурятия - не Япония. Промышленность как будто работает, где-то разрабатывает, выпускает. Это что-то, поговаривают, порой где-то ездит и даже летает. Однако поскреби слой и тот легко отпадает, открывая истинную опору региона. Поэтому Бурятия, как всегда развивалась с опорой на природный потенциал, так, наверное, и будет развиваться. Национальное богатство никогда не будет по серьезному прирастать за счет передовой продукции, передовых заводов и фабрик или разработки уникальных дорогостоящих технологий. Будем отставать даже по сравнению с сибирскими регионами-соседями. Согласно данным исследователей, 1,1%-ная доля произведенных активов в национальном богатстве РБ существенно уступает аналогичной цифре по Сибирскому Федеральному округу (6%). Основную их часть, как выявили специалисты Минэкономразвития РБ, приходится на материальные оборотные средства крупных и средних предприятий. Интересно, что стоимость фондов у предприятий-производителей товаров падает, а у производителей услуг растет. Может быть, Бурятия сможет "перепрыгнуть" индустриальный этап развития и вступит сразу в постиндустриальное общество.

Что касается финансовых богатств республики, то они составляют сотые доли процента национального богатства Бурятии. Главная часть денежных ресурсов региона - деньги населения. Госресурсы на момент исследования чуть ли не вдвое уступали им. Работа по оценке нацбогатства РБ не прошла даром. Руководство республики теперь имеет полное представление о потенциале региона в денежном выражении. Теперь важно эффективно использовать собранную информацию для улучшения жизни народа. Пока проблема в том, что никакой реальной пользы от своей доли в национальном богатстве рядовой житель не получает. Хотя на душу каждого приходятся просто бешеные деньги. Многие так и умирают, не осознав, что были сказочно богаты.