К осенней вспышке больницы готовы, лекарств хватает. Но врачи предпочли бы, чтобы пациенты с симптомами геморрагической лихорадки поступали к ним как можно реже. Профилактика - главная задача, которую поставила сегодня глава чрезвычайной противоэпидемической комиссии Наталья Харина. Чаще мыть руки, быть осторожнее в лесу и на садовом участке, не дышать пылью на заготовке сена или зерна - нехитрые правила защиты от мышиной лихорадки должны знать даже школьники. "В конце концов учить даже своих родителей, они даже более подготовленные бывают", - отмечает Наталья Харина.

Пока же республика ежегодно тратит на лечение от мышиной лихорадки по 30 миллионов рублей. Недавно город и республика сложились на оборудование для нового отделения искусственной почки в больнице "Ижмаша". Но даже при 100 % готовности медицины - лихорадкой лучше не болеть. Каждый сотый не выживает, каждый десятый становиться инвалидом.

Вакцины от геморрагической лихорадки до сих пор нет. Башкирские ученые ведут работу над иммуноглобулином уже несколько лет. Для ускорения предлагают регионам Приволжского округа - больше других страдающего от мышиной напасти - объединиться.

"Объединить усилия в финансовом плане. Надо несколько сотен миллионов рублей на лабораторные испытания. Это очень дорогое удовольствие", - говорит Николай Забродин, главный санитарный врач УР.

Но это будущее. А сегодня эпидемиологам нужны деньги на осеннюю обработку. Те, что имеются, хватит лишь на 1000 гектаров. Для относительного спокойствия хотя бы за зоны отдыха - санатории, профилактории, базы отдыха и лагеря - дератизаторы должны обработать почти 2,5 тысячи гектаров. Но это получится лишь в том случае, если в бюджете найдется дополнительный миллион рублей.

Между тем, времени на раздумья почти не осталось. С наступлением холодов полевке понадобится тепло и пища - она начнет перебираться поближе к человеку