Институт проблем информационного права: СМИ лишают социальной функции

Москва, 7 сентября 2004, 18:10 — REGNUM  7 сентября Институт проблем информационного права распространил информацию о своем видении последствий поправок в законодательство РФ, ликвидирующих федеральные экономические льготы для СМИ. Напомним, что этот закон был принят Государственной Думой 5 августа 2004 года и одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года. В законе более двухсот страниц и, как отмечают в Институте проблем информационного права, наверняка большинство журналистов и журналистских организаций не обратили внимания на то, что им признаются утратившими силу федеральные законы "Об экономической поддержке районных (городских) газет" и "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации". Указанная норма вступает в силу 1 января 2005 года.

Федеральный закон "Об экономической поддержке районных (городских) газет" был принят 24 ноября 1995 года "в целях обеспечения конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации, информационного обеспечения реформы местного самоуправления и активного участия граждан в местном самоуправлении". В соответствии с ним осуществляется экономическая поддержка районных (городских) газет путем выделения средств из федерального бюджета на развитие материально-технической базы районных (городских) газет и оплату расходов, связанных с их производством и распространением (оплата полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной почтовой связи). Закон устанавливает порядок, по которому из федерального бюджета покрывалась часть затрат местных печатных СМИ, в том числе издающихся в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и горных районах Северного Кавказа. Помощь получает одна газета из числа издающихся на территории каждого района или города при соблюдении определенных условий. К этим условиям относятся связь редакции с органами местного самоуправления или их поддержка местными общественными организациями (Союзом журналистов России), а также наличие финансово-экономического обоснования. По получении денег, выделенных из федерального бюджета на экономическую поддержку районных (городских) газет, их распределением и перечислением занимается Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в точном соответствии с утвержденным Правительством РФ реестром.

В Институте проблем информационного права подчеркивают, что в соответствии с этим законом, в 2000 году дотации получили 1950 газет на сумму 150 млн. рублей. В бюджете на 2001 год эти расходы составили 225 млн. рублей, а в 2002, 2003 и в 2004 годах - по 170 млн. рублей. Более расходы местных газет федеральный бюджет покрывать не будет. В институте обращают внимание и на ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" от 1 декабря 1995 года. В частности, отмечается, что прекращение с 2002 года действия ряда его положений уже лишило редакции СМИ большинства федеральных льгот, существовавших шесть лет. Теперь упраздняются и положения этого закона, установившие ограничения на приватизацию предприятий, обеспечивающих выпуск газетной, журнальной и книжной продукции, в том числе монополистов. В институте замечают, что все эти льготы никогда не предоставлялись рекламным и эротическим СМИ.

"Закон от 22 августа 2004 года, как указано в его преамбуле, приближает нас к жизни по "принципам правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой". Его нормы "не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина". Однако, по своей сути, ничем не оправданное и не объясненное обществу лишение средств массовой информации экономических преференций означает, что государство фактически более не признает за СМИ особого статуса, требующего создания специального экономического режима максимального благоприятствования. Следовательно, государство более не вправе рассчитывать на отдачу от возможных льгот от редакторов и журналистов: СМИ становится таким же рыночным предприятием, как и, скажем, мебельная фабрика, работающая исключительно по законам капиталистической конкуренции. Социальная функция СМИ - информировать общество обо всем важном для его развития, заниматься просвещением и образованием людей - представляет теперь интерес лишь для теоретиков журналистики. СМИ же будут стремиться лишь "продать товар", а продаются лучше всего материалы "жареные".

Конечно, остаются ещё гранты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, остаются региональные законы, дающие субсидии и льготы государственным телерадиоорганизациям и периодическим изданиям. Но с принятием закона от 22 августа 2004 года Россия становится первой из крупных стран Европы, которая отказывается от создания особого общенационального режима для СМИ. Учитывая, что Россия - одна из немногих цивилизованных стран мира, в которой нет общественного телерадиовещания, приходится признавать, что политика нашего государства действительно "новаторская", но идёт вразрез с декларируемой защитой прав и законных интересов человека и гражданина на получение массовой информации", - заявляют в Институте проблем информационного права.

Справка: Институт проблем информационного права функционирует с июня 1996 года. Его Учредителем является факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова. Среди членов правления Института: Елена Вартанова, Ясен Засурский, Андрей Рихтер.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.