Суд над Михаилом Лапшиным: защита призвала в помощь заместителя полпреда
Алтай, 6 сентября, 2004, 21:05 — ИА Регнум. Сегодня в городском суде Горно-Алтайска продолжился судебный процесс по иску прокуратуры Республики Алтай с требованием признать факты нарушения главой республики Михаилом Лапшиным российского законодательства. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, сегодняшнее и два предыдущих заседания были посвящены изложению стороной защиты своей позиции. Напомним, что главу республики представляют десять человек, в том числе руководители министерств и ведомств правительства Алтая.
Основные доводы, на которые опираются адвокаты главы республики сводятся к тому, что, во-первых, глава региона не должен нести ответственность за деятельность всего правительства, во-вторых, Лапшин с первого дня после катаклизма "принимает систематическое и действенное участие в организации ликвидации последствий землетрясения".
Руководитель аппарата правительства республики Геннадий Пыхтин заявил суду, что "недостатки в ходе аварийно-восстановительных работ возникли не по вине Лапшина, а в силу незначительных организационных недоработок". К недоработкам Пыхтин отнес и путаницу со сроками сдачи жилья. Глава республики обещал сдать жилье в пострадавших районах последовательно к 1 мая, 1 и 15 июня, 1 и 15 августа, 1 сентября. Однако, как уже сообщало ИА REGNUM, ни один дом из тех, заказчиком строительства которых является правительство, до сих пор не сдан. Пыхтин признал, что "со сроками вышли проблемы", но это произошло потому что "не учли специфику".
В ответ представители прокуратуры, что согласно действующим СНиПам, срок строительства домов того типа, которые строятся взамен разрушенных, составляет 2 месяца, а с учетом коэффициентов на сейсмичность и холода - 3 месяца 10 дней. Если эта информация дойдет до местных жителей, она их изрядно удивит: правительство с момента трагедии неоднократно заявляло своим избирателям, что сроки и темпы работ полностью соответствуют строительным нормативам, а "придирки со стороны прокуратуры к якобы затянутым срокам", как заявил сам Михаил Лапшин, "не имеют под собой оснований и носят исключительно политический характер".
Как доказательство деятельного участия Лапшина в ходе ликвидации последствий землетрясений руководитель группы адвокатов главы республики начальник государственно-правового управления правительства Оксана Панизович предложила приобщить к делу письмо первого заместителя полпреда президента в СФО Игоря Простякова вице-премьеру российского правительства Владимиру Яковлеву от 24 ноября 2003 года. В письме Простяков сообщает, что во исполнение решений, принятых на заседании Совета округа, состоявшегося 4 ноября прошлого года в Иркутске, он выезжал с рабочей поездкой в республику. В письме уточняются масштабы бедствий, вносятся предложения по нормализации положения дел в республике. Игорь Простяков сообщает о создании оперативного штаба, в который вошли представители всех органов власти республики. Это письмо, по мнению Панизович, свидетельствует о том, что в республике была налажена эффективная система взаимодействия как федеральных, так и региональных и муниципальных органов власти, был создан оперативный штаб.
Любопытно, что сам Лапшин на заседании Совета округа, о котором пишет Простяков не присутствовал - в этот момент он находился в предвыборном отпуске и ездил по стране с агитацией за Аграрную партию. Простяков, прибыв в республику в середине ноября прошлого года, подверг жесткой критике действия властей по ликвидации последствий землетрясений, и именно по его инициативе был создан оперативный штаб. А Лапшин был крайне недоволен фактом создания этого штаба. Вернувшись из отпуска в середине декабря, он ругал своих министров за то, что они согласились участвовать в работе созданного Простяковым штабе, и вскоре деятельность штаба была свернута.
На заседании 6 сентября выяснилась любопытная деталь. В документах, которые по ходатайству прокуратуры суд приобщил в качестве доказательств, имелся протокол заседания республиканской комиссии по чрезвычайным ситуациям за № 1 от 21 января этого года. На сегодняшнем заседании представители Лапшина также попросили приобщить к делу этот документ. В ходе сверки протоколов выяснилось, что правительственный имеет серьезное содержательное отличие от варианта, представленного прокуратурой: в правительственном содержится фраза о принятом решении о выделении "Омскгражданпроекту" более 200 тысяч рублей на проектирование здания казначейства в Кош-Агачском районе. По словам представителей прокуратуры, визуально можно увидеть, что эта фраза приписана другим шрифтом. Также по словам представителей прокуратуры, выделение средств "Омскгражданпроекту" в свое время было признано контролирующими органами незаконным на том основании, что был нарушен порядок выделения средств из благотворительного фонда. В частности, не было принято соответствующее решение комиссией по чрезвычайным ситуациям. Судя же по протоколу, представленному сегодня представителем Лапшина Оксаной Панизович, такое решение принималось. С тем, какой документ считать подлинным, суд должен определиться завтра. Представители прокуратуры говорят о возможном подлоге и уголовном преследовании лиц, виновных в этом.
Напомним, обвинение, предъявленное прокуратурой Михаилу Лапшину, сводится к тому, что за год, прошедший со дня землетрясения, для пострадавших не было построено ни одного жилого дома, несмотря на то, что финансирование строительства шло из федеральной казны и должно было быть предусмотрено в республиканском бюджете. 72 семьям из поселка Акташ пришлось зимовать в вагончиках временного проживания, не предусмотренных для здешнего климата. Сегодня в них в антисанитарном состоянии продолжают жить 24 семьи. Остальные кое-как разместились в хозяйственных постройках. Кроме нарушения прав пострадавших от землетрясения жителей республики, прокуратура обвиняет Михаила Лапшина в том, что он не создал достаточных резервов на случай возникновения подобного ЧП, а также в нарушении закона при проведении конкурсов на строительство жилья в зоне землетрясения, вылившихся, в частности, в завышение стоимости объектов и нецелевом расходовании средств.