Зафар Гулиев: Аферы Каспийской нефтяной игры
Каспийская нефтяная игра всё еще в самом разгаре, в нее инвестируются и из нее выуживаются сотни миллиардов долларов. По расчетам экспертов, в ближайшие 20 лет каспийская нефтяная игра пустит в реальный оборот порядка двух триллионов долларов. В эту масштабную "золотую лихорадку" активно вовлечены ведущие державы мира и страны региона, нефтяные компании и банки, бизнесмены и политики. Было бы наивно полагать, что нефтяная игра от начала до конца будет идти по канонам прозрачной и честной борьбы и в стороне от дележа такого фантастического по стоимости "нефтяного пирога" останутся акулы теневого бизнеса. В любой достаточно масштабной "финансовой игре" объективно заключена возможность аферы: естественно, что большая нефтяная лихорадка объективно и логично создает условия для различного рода масштабных афер. Временами эта игра провоцирует даже реальные конфликты, войны, путчи и т.д. И на таком фоне "нефтяные финансовые аферы" воспринимаются как некий естественный шлак. Как правило, такие большие аферы чаще всего остаются вне сферы гласности, поскольку в этом объективно не заинтересованы официальные участники: им не резон девальвировать высокую миссию глобальной нефтяной стратегии. Не только объективные соображения, но и субъективные намерения способствуют камуфлированию теневых афер. К тому же финансовый масштаб игры и высокий профессионализм "аферистов" позволяет им держать стратегию вне зоны гласности, законности и общественного контроля.
По негласным канонам нефтяной игры, стороннему зрителю демонстрируют лишь официальную часть спектакля: церемонии подписания контрактов, пуск важных объектов, благотворительные акции, дежурные отчеты о деятельности компаний, дипломатические успехи политиков и т.д. Подобной пропагандой формируется впечатление, что в таком глобальном и элитарном спектакле просто не может быть места для аферы. Сценаристы и режиссеры нефтяной игры пытаются внушить обывателю мысль, что авторитетные эксперты и политики, президенты (стран и компаний) просто не могут быть "аферистами". Возможно, что как некое намерение это частично истинно, хотя в любой игре всегда есть место для аферы. Фактор аферы заложен в логику развития любой игры и степень, профессионализм аферы напрямую связан с коммерческим масштабом игры. Если попытаться заглянуть в закулисный мир нефтяной игры, можно обнаружить некоторые ее теневые стороны, за которыми порою просматриваются и явные аферы. Соблазнительный "нефтяной пирог" пробуждает у всех "сильный аппетит" и геополитический ритуал вокруг дележа нефтяных паев ассоциируется не только с чистыми намерениями участников игры и радужными перспективами страны. Составными частями этого ритуала выступают различные теневые махинации, которые зачастую катализируют небывалый рост коррупции, хищений, мошенничества и при определенных условиях могут оставить общество у "разбитого корыта" и в объятиях пустых нефтяных иллюзий.
Новейшая история вынесла на первый план феномен симбиоза большой нефти и большой политики. Ныне открыто декларируется наличие явного нефтяного следа почти во всех геополитических акциях и намерениях. Иными словами, нефть и "нефтяники" постоянно оказывают непосредственное влияние на политику и политиков. Эта связь большой нефти и большой политики находит свое выражение в таких явлениях как нефтяное лоббирование, конкретным воплощением коих является появление "черных политиков", периодически мигрирующих из большой политики в сферу нефтяного бизнеса и наоборот. Благодаря таким миграциям происходит тесное сращивание большой политики с прагматической идеологией нефтяных компаний. Можно привести множество примеров таких перевоплощений политиков в "нефтяников" и наоборот. Практически в каждой нефтяной стране формируется свой класс "нефтяных политиков", оказывающих, по сути, заметное влияние на политическую жизнь страны и ее стратегию. Именно от их "стратегической честности" зависит во многом будущее страны - возможность ее процветания. Все это в высшей мере актуально для Азербайджана: судьба стратегии страны уже давно находится в руках новоявленных "нефтяных политиков", преследующих свои меркантильные цели.
На почве симбиоза нефти и политики создается объективная предпосылка для особого (элитарного) класса афер, которые, как правило, сами участники игры тщательно камуфлируют. Тем не менее, временами как бы случайно выявляется, что какие-то "нефтяные стратеги" (магнаты), работая в теневом режиме, спонсировали политические эксцессы (путчи) или лоббировали весьма сомнительные нефтяные проекты, недобросовестно реализовывали те или иные ходы нефтяной стратегии, обделывали "грязные делишки" и т.д. Порой из самих коридоров власти "сливают" информацию о "нефтяных махинациях". Периодически эту тему освещает местная или зарубежная пресса. Словом, как бы ни утаивали теневые аспекты нефтяной игры, они все же изредка становятся достоянием гласности, хотя до реального и наказующего расследования дело очень редко доходит. К тому же, все подобные эксцессы и махинации становятся достоянием публики чаще всего после завершения теневого спектакля, когда афера уже состоялась, а "аферисты", успев оторвать от реального "пирога" достаточно лакомый кусок, приобрели иммунитет непотопляемого политика ("нефтяного магната") или скрылись в неизвестном направлении.
Нефтяная стратегия Азербайджана реализуется авторитарным политическим режимом: в стране многое реализуется преимущественно в закрытом режиме и такая "конфиденциальность" нефтяной стратегии объективно создает весьма благоприятные возможности для теневой деятельности. Вся власть (вместе с ней и судьба нефтяной стратегии) находится в руках определенно части властвующей элиты. Обществу неведомо кто, как и на каких условиях заключают нефтяные контракты, неведомо куда идут бонусы, инвестиции и реальные доходы от большой нефти. Неведомо также кто и как проводит тендеры, распределяет растущий поток нефтедолларов и т.д. В режиме "авторитарной скрытности" от общества научились работать в Азербайджане и многие западные компании. Между правящей элитой Азербайджана и внедренной в страну "западной нефтяной элитой" установлен своего рода джентльменский (тайный) сговор - держать общество в неведении относительно реального хода развития нефтяной стратегии. Невзирая на это многие догадываются, что в этой сфере происходят кое-какие аферы, тормозящие или блокирующие реализацию позитивных возможностей нефтяной стратегии. Можно не знать, кто и на каких условиях заключает миллиардные контракты, можно не знать, как проводятся тендеры и объявляются победители. Но элементарная логика говорит, что если бы было по-иному, то откуда бы брались в таком количестве действующие и отставные политики - миллиардеры?! Фактически возможность крупных махинаций, афер заложена во все фазы нефтяной игры.
Можно вспомнить ряд скандальных фактов из недавнего прошлого. Так, например, в январе 1993 года руководитель главного геофизического управления
Можно также отметить эпизод, получивший в свое время скандальную огласку. В начале 1994 года в СМИ появились сведения, что главный эксперт Кабинета министров в сфере нефтяной дипломатии Манаф Манафов "потребовал у западных компаний взятку в размере более 300 млн. доллаpов в обмен на согласие Баку подписать контpакт на выгодных условиях". Он возглавлял группу экспертов на переговорах по проекту "контракт века" с лета 1993 года. Осенью 1994 года он был обвинен во взяточничестве и спокойно перебрался в Словакию, где вскоре прославился как бизнесмен, приобретающий известные футбольные клубы Франции, Словакии. Когда заключается контракт на сумму 50-60 млрд. долларов, взятка в 200-300 млн. (каких-то 0,5 процента), видимо, выглядит "естественной".
В начале 1998 года официальные власти Азербайджана возбудили уголовное дело против экс-спикера Расула Гулиева, находящегося с конца 1996 года в США. Его обвиняли как "теневого нефтемагната" в "хищении" более 70 млн. долларов. В ответ
Все подобные эпизоды говорят о наличии "теневой игры" внутри стратегии и она негативно влияет на возможность нефтяного процветания страны. Не случайно, Азербайджан по уровню коррумпированности власти в различных рейтингах занимает первые места (по соседству, например, с Нигерией). Так как вся реальная экономика и финансовый поток функционируют в основном на базе нефтяной стратегии, можно допустить, что она и служит главным источником роста коррупции. Порождаемая нефтью коррупция является серьезной угрозой для стратегии страны, способствуя реализации лишь "теневых" возможностей. Это серьезно беспокоит не только общественность страны, но и многих ее внешних партнеров, поскольку и они могут стать невольными соучастниками или жертвами этой коррупции.
Опасность реализации "теневых" возможностей стратегии визуально зрима на динамике образа жизни Баку. За последние годы в престижных зонах городского ландшафта Баку, а также в различных уголках планеты, в изобилии расцветают респектабельные виллы наших "новых магнатов", обогащение которых в основном обеспечивается "теневыми доходами". Это служит косвенным, но вполне зримым подтверждением того, что стратегия страны уже реально работает, прежде всего, на тактическое процветание элиты. Между тем почти 90 процентов населения продолжает пребывать в безработице, бедности и нищете (плюс еще почти миллион беженцев). Дисбаланс между процветанием и нищетой очевиден и более того пока сохраняется тенденция его дальнейшего роста. Природные ресурсы пока обогащают "коррумпированную элиту", а населению остается только ожидание неясных перспектив.