Губернатор Орловской области Егор Строев выступил в Киеве с докладом на заседании "круглого стола" в рамках мероприятий, посвященных открытию Российского клуба в Украине, сообщает корреспондент ИА REGNUM. По информации пресс-службы губернатора, Российский клуб в Украине - неправительственная организация, созданная по инициативе представителей российской и украинской общественности. Заседание "круглого стола" было посвящено проблемам Единого экономического пространства, а также региональному сотрудничеству России и Украины.

С украинской стороны в заседании приняли участие - премьер-министр Виктор Янукович, глава администрации президента Украины Виктор Медведчук, руководители регионов Украины. С российской стороны в мероприятиях участвовали - глава администрации Президента РФ Дмитрий Медведев, председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ Андрей Кокошин, посол России на Украине Виктор Черномырдин, губернаторы Орловской области и Санкт-Петербурга Егор Строев и Валентина Матвиенко, главы других российских регионов.

В своем выступлении Егор Строев, в частности сказал:

"Сегодняшняя третья по счету встреча руководителей регионов Украины и России в рамках созданного "Содружества" проходит с участием руководителей аппаратов наших Президентов и Премьер-министра Украины Виктора Федоровича Януковича! Считаю, что это подчеркивает возрастающую роль межрегиональных связей наших стран, одобренную нашими президентами.

С самого начала хочу сказать, что мы, российские губернаторы, прибыли в Киев - "мать городов русских" с искренним стремлением содействовать не только укреплению дружеских отношений наших стран и народов, но и внести свой вклад в усиление интеграционных процессов на постсоветском пространстве на уровне региональных связей.

Конечно, чисто теоретически, Россия и Украина могут прожить друг без друга. Однако даже "разбегание галактик" во Вселенной по космическим меркам не бесконечный процесс. В человеческом же измерении, в отношениях суверенных России и Украины, сегодня явственно обозначилась вызревшая в глубинах самого народа фаза бурного роста взаимодействия даже на уровне индивидуального предпринимательства и малых предприятий. Они как капилляры в кровеносной системе восстанавливают и оживляют ткань.

Немаловажно, что нынешние связи покоятся на новой, рыночной основе. Они взаимовыгодны и взаимообусловлены. Сегодня российско-украинские отношения развиваются практически по всем направлениям.

Систематически происходит общение лидеров наших государств, политиков, представителей бизнес-сообщества, деятелей образования, науки, культуры. Особенно важным считаю то обстоятельство, что расширяются взаимовыгодные контакты на уровне регионов России и Украины. К примеру, общее число российских регионов, присоединившихся к Совещанию "Содружество регионов", с мая 2003 года по июль 2004 года возросло с 8 до 50. Уверен, что рост наших рядов будет продолжаться, ибо уже многие сами стремятся найти взаимный интерес. Рынок, наконец, становится ускорителем этих процессов.

Основной интегральный показатель развития наших хозяйственных связей - прирост товарооборота. Только по данным официальной статистики за последние пять месяцев текущего года он составил около 40 процентов. За этот период более 20 российских регионов увеличили внешнеторговый оборот с Украиной в 2 и более раз! Теперь уже не только приграничные регионы, но и Рязанская и Читинская области, республика Бурятия - имеют рост внешнеторгового оборота более, чем в 4 раза! Сибирь возвращается к своим рынкам!

Такие высокие темпы внешнеторговых связей - следствие общего впечатляющего темпа роста экономик наших стран. С учетом исторически сложившейся кооперации, нам всем объективно необходимы в возрастающих объемах все новые и новые (в первую очередь, ранее утерянные) рынки.

Так, что же нам делать в этой обстановке? Продолжать "разбегаться" в разные стороны, а значит игнорировать общую тысячелетнюю историю, единые нормы нашей культуры, язык или подчиниться тысячелетнему стремлению людей жить вместе, в едином потоке развития культуры и экономики, который многократно усиливается современными процессами глобализации?!

23 февраля 2003 года Президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины приняли решение о формировании Единого экономического пространства. Наконец заложен первый камень в фундамент рыночных взаимоотношений между четырьмя странами. Считаю это решение принципиальным моментом на пути открытия новых возможностей и для развития ключевых вопросов российско-украинского сотрудничества. У себя в российских регионах мы с удовлетворением отметили, что инициатором встречи в Крыму и подписания соглашения о Едином экономическом пространстве (ЕЭП) - стал президент Украины Леонид Данилович Кучма.

Кроме того, подписание и ратификация договора по статусу Азовского моря и Керченского пролива, упрощение таможенных барьеров для российских граждан, отдыхающих на Черноморском побережье Украины, а также последние решения кабинета министров Украины о возможности использования в реверсном режиме нефтепровода Одесса-Броды, встречи руководителей наших государств с приглашением на них представителей бизнес-сообществ России и Украины - всё это находит поддержку и одобрение у наших людей.

Конечно, мои коллеги и я можем сегодня назвать много всевозможных трудностей, несуразностей и даже абсурдности, с которыми мы сталкиваемся при практическом разрешении самых разных вопросов, начиная с приграничных связей, продолжения демпинговых войн и заканчивая неприкрытым лоббированием интересов собственных монополистов. Думаю, однако, что выражу общее мнение, обращенное к правительствам наших государств, о необходимости ускорить согласование и утверждение ряда нормативных документов для реализации самой идеи ЕЭП. Тем более что принимать их на межправительственном уровне нужно более пяти десятков.

С пониманием относясь к большому количеству дискуссий в Украине вокруг темы Единого экономического пространства, а также к тому обстоятельству, что, как сказал президент Кучма, "Украина в отношении ЕЭП не совсем однородна", особо хотел бы подчеркнуть, что реализация идеи Единого экономического пространства в нашем понимании вовсе не означает потерю экономического и уж тем более политического суверенитета по аналогии с объединяющейся Европой. Повторю. ЕЭП, в отличие от Европы предполагает реализовать создание не политической, а новой "геоэкономической оси: Москва - Киев".

Такие объединения - реальная практика современного мира, в котором есть, по крайней мере, три основных геоэкономических объединения: Юго-Восточная Азия, США и Западная Европа. Именно - Западная Европа, потому что и Украина, и, отчасти, Россия примыкают к Европе Восточной. И здесь у нас, России и Украины, есть потенциал и возможности создать новое - четвертое геоэкономическое объединение, которое само стучится на восточный рынок, восстанавливая утраченные связи. Это объединение может стать стержнем обновленного СНГ, в котором Москва и Киев будут играть фундаментальную экономическую интеграционную роль.

Думаю, что это - по-настоящему амбициозная, глобальная цель, ради которой стоит формулировать и выстраивать новую политическую и экономическую стратегию двух основных, наиболее многочисленных славянских государств. Закономерен вопрос - на какой экономической основе может выстраиваться эта новая экономическая политика, если хотите, этот новый "славянский НЭП"?

Известно, что фундаментом мировых стратегических альянсов сегодня выступают мировые транснациональные корпорации (ТНК). У нас есть реальная возможность создать свои, российско-украинские ТНК. Их фундаментом могут стать в первую очередь предприятия ВПК, черной металлургии, предприятия по переработке и транспортировке энергоносителей, сельскохозяйственного машиностроения.

Наконец, наши страны обречены стать крупнейшими мировыми производителями и экспортерами зерна. Только странное небрежение оставляет пока в тени этот могучий резерв нашей экономики.

Начать здесь можно с согласования позиций и поведения российских и украинских предприятий, субъектов хозяйствования на внешних рынках, отказа от взаимной конкуренции, демпинговой политики и иных подобных вещей. А дальше вести дело от этапа к этапу. Таким образом, стержневой идеей "славянского НЭПа", в отличие от его известного исторического предшественника, НЭПа советского, должна стать активная интеграция и согласованная внешнеэкономическая работа не столько мелких, сколько крупных и суперкрупных экономических структур. Пора переходить и от мелких, оперативных действий, цель которых часто всего лишь реализация частных клановых или даже личных интересов, к масштабным, европейского и мирового уровня проектам и задачам.

Конечно, без согласования, консолидации уже сложившихся корпоративных интересов нам не обойтись. Но главенствующая, объединительная инициативная роль, конечно, здесь должна быть отведена государству как интегратору и выразителю интересов всей нации, а в нашем предложении - двух основных славянских народов. Без такого политического выбора, без реализации такой стратегии, мы можем сделаться мировой географической провинцией, опасность чего показали годы наших сепаратных попыток интеграции в мировое экономическое пространство.

Очень откровенно и правильно на Петербургском экономическом форуме сказал Виктор Федорович Янукович о том, что кое-кто на Западе нас не только воспринимает как экономическую периферию развитых стран, но и старается на десятилетия закрепить за нами такой статус. Полностью разделяю его озабоченность. Но, думаю, что ничего у них не получится! Проснулось массовое сознание предпринимателей и регионов, направленное на поиск созидательного начала наших отношений!

Выстраивая новую объединенную российско-украинскую экономическую стратегию, мы должны постоянно заботиться об укреплении ее кровеносной системы - экономических взаимодействий на региональном уровне. Решение глобальных задач не бывает без конкретного участия предприятий. Именно в них - залог развития благополучия и благосостояния нашего населения. Уже сегодня именно на уровне руководителей регионов можно решать многие проблемы нашего взаимодействия, которые назрели, а также достались "по наследству" от нашего общего прошлого. Ведь, несмотря на нашу "независимость", а может быть, вопреки ей, ничего, по сути, не изменилось в той кооперации, которая существовала в советское время.

Мы, по-прежнему, остались взаимозависимы от энергоносителей, транспортных коридоров, не говоря уже о поставках отдельных видов товаров, в том числе продовольствия. В этой связи на своем уровне мы, губернаторы, можем не только укреплять экономические отношения, но и в ряде случаев завязывать новые.

Не так давно глава харьковской областной госадминистрации Евгений Кушнарев назвал свою оценку нереализованного потенциала экономического взаимодействия России и Украины - 25 млрд. долларов годового товарооборота. По его мнению, эта перспектива недостижима без формирования единого информационного пространства т.к. именно дефицит маркетинговой информации тормозит развитие международного сотрудничества предпринимателей.

Мы давно видим эту проблему. Знаем, что именно здесь нужен практический шаг. Поэтому, в соответствии с решением майского 2003 года Совещания глав регионов Украины и России создается торгово-информационная система Межрегионального делового клуба. Она будет являться первой российско-украинской межрегиональной многоуровневой структурой в сфере широкого информационного обеспечения, Интернет-торговли, позволяющей проводить электронные торги и заключать сделки в электронном виде. Такая система позволит любому оператору рынка, независимо от его местоположения, получать необходимую информацию относительно цен, потребителей и продавцов товаров. Через электронную торговлю будут установлены прямые связи, сократится количество посредников. Участники электронных торгов смогут вести между собой прямое обсуждение любых условий сделок, в том числе - о формах расчетов и транспортировки, использовать банковские гарантии исполнения обязательств, производить денежные расчеты. Для всех участников предусмотрена также возможность страховать сделки и имущество.

С помощью системы возможно получать в полном объеме информацию об инвестиционных программах как в России и Украине, так и в других странах, вести поиск потенциальных инвесторов и привлекать их к сотрудничеству. Электронная торговля будет способствовать более эффективной организации работы исполнительных органов региональной власти, в частности, по проведению тендеров по различным инвестиционным проектам наших областей, программам приватизации, продаже имущества предприятий-банкротов, централизованному снабжению социальных и иных объектов, реализации таможенного конфиската. Создание Межрегиональной торгово-информационной системы завершается. Первое ее представление пройдет в сентябре этого года в Орле и Одессе, а затем, по мере поступления заявок, - в других регионах-участниках Совещания. На сегодняшний день такие заявки получены уже от десятков регионов двух стран.

Нам представляется также, что было бы правильно более основательно использовать возможности выставочно-коммерческих центров стран СНГ на территории Всероссийского выставочного центра. В нашем случае речь идет о выставочно-коммерческом центре Украины, который со 2 апреля 2004 года работает на территории бывшей ВДНХ как Украинский выставочно-информационный центр, где уже показала свою продукцию Полтавская область. Широко были выставлены предложения и Центральных регионов России. Но всего этого мало... Думается, что назрела необходимость проведения международных выставок по тематическим планам. По опыту "Зеленой недели" в Европе, Брюсселе, Лондоне. В России широкое распространение получили ярмарки инвестиций. В Орле они проводятся уже восемь лет. Договоров заключается иногда на сумму двух и более объемов бюджета области. Москва - 12 млрд. долларов, Ленинградская область - до 1,5 млрд. долларов ежегодно. Существует и немало других конкретных примеров взаимовыгодного сотрудничества, о которых есть что сказать присутствующим здесь губернаторам.

А какой огромный голод испытывает каждый регион на инновационные начинания... А, ведь, это основа роста экономики! Уверен, взаимное проникновение ума, труда и капитала на разных уровнях только поможет и России, и Украине. Например, Орловская область имеет богатые традиции и новый опыт в сфере экономического взаимодействия с регионами Украины. У нас есть прямые соглашения со многими регионами Украины. По итогам внешнеэкономической деятельности за первое полугодие 2004 года Украина является одним их самых крупных иностранных партнеров Орловской области. Товарная номенклатура имеет очень широкий спектр: от черных и цветных металлов, транспорта и сельскохозяйственной техники до химикатов, продуктов питания и хлебных злаков... Построенный в последние годы крупнейший сталепрокатный завод по производству металлокорда мощностью более 1 млн. тонн - металл берет в Кривом Роге. Зимой на Украину было продано более 200 тысяч тонн пшеницы, создано с Сумами совместное производство компрессоров. С удовольствием отмечу активизацию общественного и культурного взаимодействия наших стран в рамках различных мероприятий, фестивалей, турне, таких как, "поезд дружбы" "Орел - Одесса", ежегодный международный фестиваль эстрадных исполнителей "Славянская звезда" в Орле и многих других. Региональная экономика, межрегиональные экономические, общественные и культурные взаимодействия - это на сегодня пока один из основных рычагов нашей интеграции.

Есть еще один вопрос. Наблюдая за происходящими в мире процессами, мы видим, что сегодня все большую поддержку получают идеи не национальных, а региональных объединений. Региональные объединения не исключают национальных особенностей, но выше их ставят другие, более фундаментальные идеи - экономического, культурного, экологического плана. Европа, например, все более становится Европой регионов, а не национальных государств. Думаю, что в качестве рабочей идеи нам имело бы смысл подумать над тем, можем ли мы взять курс на превращение СНГ, каким он существует в нынешнем виде, в СНГ регионов.

Уважаемые коллеги! Наша встреча проходит во время начавшейся в Украине кампании по выборам президента страны. Мы это отлично осознаем и, более того, посчитали важным проведение нашей встречи именно в это время. Будем откровенны. Сегодня всем нам нужен результат. Нужно продвижение по пути уже существующих договоренностей. Разорванная ткань экономических и человеческих связей только начала срастаться. Нужны новые пласты интеграции. Виктор Федорович Янукович - хорошо знает экономику, многие годы работал, как и мы в регионе (Донбасс). Поэтому, хотел бы открыто повторить мысль нашего Президента Владимира Владимировича Путина о том, что именно Виктор Федорович Янукович сможет "поддержать тот хороший настрой, который сложился в отношениях между хозяйствующими субъектами двух стран". Да, мы знаем кому не по душе наша славянская дружба, кто хотел бы выбросить нашу тысячелетнюю историю, помешать росту экономики. Но, мы то знаем, кто, и в какое ухо шепчет эти идеи. Перед всеми нами выбор пути развития. И, надеюсь, украинский народ, вы, губернаторы, сделаете его правильно!

Уважаемые друзья! Наше взаимодействие принесет отдачу лишь в том случае, если все мы, вместе будем последовательно проводить в жизнь наметившуюся тенденцию укрепления экономических и человеческих связей. Не кто-то, а мы сами осознанно пройдем этой дорогой! Нельзя второй раз бросать свой народ в неосознанный эксперимент!"