Спустя неделю после смены областного правительства саратовские СМИ пришли к редкому единодушию не только в выводах о политических и экономических причинах "смены курса", но и в своих прогнозах на дальнейшее развитие ситуации в губернии.

Газета "Богатей" подчеркивает, что решение об отставке областного правительства было принято после неоднократных консультаций с главой холдинга "Нарат" Камилем Аблязовым, фактически означая создание политического альянса между губернатором Дмитрием Аяцковым и главой "Нарата". В перспективе это означает, что с приближением даты выборов такой важнейший политический фактор, как "мусульманская община" либо будет сохранять нейтралитет, либо станет работать в интересах тандема Аяцков-Аблязов.

"Саратовский расклад" сообщает, что "Газпрому" облправительство еще в марте позапрошлого года "отвалило" потенциально жирный кусок нефтяного пирога губернии: по оценкам газеты, суммарно прогнозные ресурсы на всех этих участках превышают 35 млн. тонн извлекаемого условного топлива. Газета напоминает также, что концерн "Нарат" традиционно занимался добычей нефти в Саратовской области (пусть и в малых количествах), и о том, что Ренат Байгузин возглавлял советы директоров многих региональных структур "Газпрома" и, как окрестил его "Московский комсомолец" в Саратове", был инспектором по выбиванию газовых долгов из регионов, из чего делает вывод, что газовый и нефтяной рынки губернии вполне могут получить толчок в развитии путем их перераспределения. То, что "Нарат" может получить "вкусные" участки с залежами нефти - это очевидно. В равной мере очевидной будет и экономическая политика Рената Байгузина - с ориентацией на топливную промышленность, - заключает "Саратовский расклад".

Это в интервью газете "Новые времена в Саратове" подтверждает и сам Байгузин: - Для "Газпрома" развивать какие-либо месторождения на территории области - капля в море, - считает он. - Для области же и наших бизнесменов освоение любого месторождения, пусть и небольшого, выгодно, поскольку газ будет добыт и использован здесь. Предприятие, которое за это возьмется, получит прибыль. Даже если запасы месторождения в объеме 0,5-1 миллиона тонн, для малого предприятия это будет сверхрентабельный бизнес. А для нас любая добыча полезных ископаемых - это уже база для налогообложения, развитие экономики области.

"МК в Саратове", объясняя причины отставки правительства и находя косвенные доказательства своих выводов в высказываниях самого губернатора, считает Аяцкова революционером. Владимир Марон и Александр Дурнов являлись ближайшими советчиками Аяцкова на протяжении всего времени его правления, самыми доверенными и осведомленными людьми, - подчеркивает газета. "Дурнов был, скорее, денщиком, в лучшем случае адъютантом его превосходительства. Марон, помимо основной работы серым кардиналом, являлся личным врачом губернатора. Функцию же Джлавяна в Семье Аяцкова можно было определить как семейного кошелька - добытчика и поставщика финансов. Поэтому то, что ДФ решил освободиться от своих денежно-кровных родственников, является даже не реформаторским, а революционным прорывом в его сознании. То, что губернатор наконец-то понял, что эти персоны отягощают своим присутствием работу правительства и тормозят эволюционное развитие области, похвально. Хотя, я думаю, не интересы области двигали его к решению избавиться от них, а озарение, что эти люди топят его. И он сбросил отягощающий балласт, чтобы выплыть самому", - пишет обозреватель газеты Вадим Рогожин.

В то же время газета считает, что поставленная Аяцковым задача удвоить цифру роста валового регионального продукта (при нынешних 9,4% до конца года она должна составить не менее 15%) нереальна. За оставшиеся три месяца до конца года невозможно удвоить рост ВРП, нереально увеличить объем инвестиций в четыре раза и поднять среднюю зарплату выше 5000 рублей, как того хочет губернатор. Бредовость этой задачи столь очевидна, что не нуждается в каких-либо обоснованиях, - делает вывод "МК в Саратове".

Не менее пессимистический прогноз дал и вечный оппонент Аяцкова, лидер саратовских коммунистов Валерий Рашкин, умело отстраненный властью от губернаторских выборов в 2000 году: "у губернатора не осталось ничего, кроме административного ресурса, и имиджмейкеры - специалисты по выборам, которые уже работают в области, посоветовали ему поменять состав правительства". Однако, по мнению Валерия Рашкина, за оставшееся до выборов время Аяцков не успеет воспользоваться административным ресурсом в полной мере, и, главное, ему не удастся "договориться с силовиками, как это было в 1996 году". В целом же, по мнению Рашкина, смена персоналий в правительстве не принесет позитивных перемен: инвестиции в область не хлынут, не удастся за оставшееся время добиться и 15-процентного роста внутреннего регионального продукта. Среди новых министров много хороших специалистов, но никто из них не сможет себя реализовать, пока у власти находится такой авторитарный руководитель, как Аяцков, подавляющий все прогрессивное, талантливое и не терпящий возражений, - цитирует слова Рашкина газета Новые времена в Саратове".

Тем временем городское руководство тоже готовится к реформам - но, в отличие от своих соседей по Театральной площади, вдумчиво и осторожно. 1 января 2006 года вступит в силу новый федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления. Неизбежным следствием исполнения закона является смена системы власти в Саратове, - пишет газета "Толк".

Нынешняя власть города представлена представительным органом - городской думой и исполнительным органом - администрацией города. Оба этих разных коллектива почти восемь лет возглавляет один человек - Юрий Аксененко. Он же мэр, он же депутат от Фрунзенского района. А по логике, два этих коллектива должны не то чтобы быть в состоянии холодной войны друг с другом, но, по крайней мере, не ходить под одним начальником. Депутат областной думы Алексей Полещиков четыре месяца назад начал кампанию по подготовке референдума с вопросом, должен мэр избираться народом или выдвигаться депутатами? Но референдум не решал основной вопрос: что возглавлять народноизбранному мэру - администрацию или все-таки городскую думу?

На этом с момента появления идеи заострял внимание секретарь гордумы Игорь Захаров. Для детального рассмотрения структуры новой власти в Саратове и разработки нового Устава города создали рабочую группу. И вот эта самая рабочая группа представила на суд общественности три варианта формирования власти Саратова.

Наиболее понятным и вразумительным пока считается такой: мэра выбирает народ, мэр "рулит" исполнителями-хозяйственниками, депутаты выбирают своего главу, и он "рулит" депутатами. Схожая схема действует в высшей власти страны. Какой вариант все-таки выберут, обещают доложить через месяц.

По этому поводу газета "Саратовский расклад" отмечает, что работа над новым Уставом города началась именно по необходимости привести местное законодательство в соответствие с федеральным, а не из-за популистских акций Алексея Полещикова, "откровенно рвущегося к власти над городом".

"Для принятия Устава действительно понадобится проведение референдума, но он будет инициирован законно избранной властью, а не бывшим депутатом городской Думы, который не досидел обещанного избирателям срока в городской Думе, и, едва отработав год в областной, попытался избраться в государственную", - отмечалось на форуме интернет-сайта ИА "Саратовбизнесконсалтинг".

Следует отметить, что наиболее откровенно жизнь Саратовской области освещается и обсуждается именно на Интернет-сайтах, что вызывает желание у многих героев публикаций свести счеты с "четвертой властью". На минувшей неделе по подозрению в причастности к созданию одного из анонимных Интернет-сайтов "Шалтай из Балтая" был допрошен бывший сотрудник городской администрации, ныне главный редактор газеты "Саратовская панорама" Алексей Пчелинцев. 27-28 августа, у Пчелинцева был произведен обыск, а затем главный редактор был допрошен в городской прокуратуре, - сообщает газета "Саратовский расклад". У Алексея был опечатан и изъят компьютер-ноутбук ориентировочной стоимостью в 20 тысяч рублей. Юридическим основанием для обыска послужило постановление судьи Кировского райсуда Нарышкина от 17 августа. Однако обыск состоялся спустя 10 дней. Интересно, также, что Пчелинцев проживает во Фрунзенском районе, и это, кстати, не последний юридический казус в данном деле.

В городской прокуратуре Пчелинцеву сообщили, что он проходит по уголовному делу всего лишь как свидетель, а компьютер у него был изъят чуть ли не как... орудие преступления. "Преступлениее", в причастности к которому подозревается целый ряд медиа-работников Саратова (и не только), заключается в том, что на скандальном сайте "Шалтай-Балтай" некогда были размещены материалы, затрагивающие личность известного банкира Саратова Леонида Фейтлихера. Он и подал в прокуратуру города заявление.

Комментируя действия прокуратуры, Пчелинцев на пресс-конференции отметил, что "в Саратове не осталось ни одного наркопритона, ни одного подпольного цеха по разлитию спирта, и вообще с преступностью все в порядке, можно заниматься журналистами". Злоумышленников, осмелившихся задеть честь банкира, ловят с редкой для наших органов нещадностью и истовостью.

Газета "Саратовский репортер" связывает происшедшее с "почти проигранным", по ее мнению, делом журналиста Алексея Колобродова, на которого подал иск в суд саратовский мэр. В статье в газете "Новые времена в Саратове" были опубликованы высказывания Колобродова в адрес мэра. Последний счел их оскорблением и подал в суд. Уже высказались все стороны, дали заключение эксперты, и, по мнению многих журналистов саратовских СМИ, а не только сотрудников "Саратовского репортера" Колобродов проиграет. "Саратовский репортер" полагает, что прокурор Никитин, ведущий дело "Аксененко против Колобродова", участвует в давлении на одну из сторон (мэрскую). "Возможно, Пчелинцева решили сделать разменной картой в скандальной политической игре: вы оставьте в покое нашего Лешу К., а мы оставим в покое вашего Лешу П." - пишет газета и напоминает, что похожая ситуация сложилась в 1997 году, когда прокурор Никитин санкционировал арест журналиста "Саратовский репортер" Евгения Малякина, который к тому времени находился в гражданском судебном процессе по иску против редакции старого состава газеты "Саратовский репортер". Истцами выступали сразу три саратовских политических "кита": Дмитрий Аяцков, Вячеслав Володин, Владимир Марон. "Воспользовавшись неприятной семейной ситуацией Малякина, его гражданское дело в угоду правителям оперативно сделали уголовным. В назидание остальным, чтобы не высовывались. После чего саратовские СМИ все поняли и надолго притихли", - заключает "Саратовский репортер".