Гринпис России распространил информацию о докладе Всемирной информационной сети сельского хозяйства (GAIN) Департамента сельского хозяйства США "Производство цельнодревесной продукции в России в 2004 г.", опубликованном на днях. Согласно этому докладу, Россия относится к числу немногих стран мира, в которых объемы незаконных рубок леса продолжают расти. В качестве источника информации составители доклада ссылаются на неких "международных аналитиков". Объем неучтенных рубок оценивается в 20-50% от общего объема заготовки древесины (со ссылкой на источники среди торговцев древесиной).

Также в докладе говорится об отмеченном Всероссийским союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров росте незаконного оборота лесной продукции, угрожающем легальной торговле, а о том, что существующая в России статистика по официальным заготовкам древесины не вызывает доверия: так, по данным Министерства природных ресурсов, в 2002 году заготовка составила 165 миллионов кубометров, тогда как и по данным Госкомстата - только 91 миллион кубометров.

Доклад указывает, что роль России в мировой лесной торговле никак не соответствует ее лесному потенциалу.

Так, общая доля нашей страны в мировой лесной торговле оценивается в 2-4%. При этом по торговле сырьем - необработанной древесиной - Россия является мировым лидером, обеспечивая примерно 22% мировой международной торговли "круглым лесом". Авторы доклада расценивают этот факт как очевидный признак плохого состояния российского лесного сектора. По их мнению, если страна экспортирует в значительных объемах необработанную древесину, значит на переработке этой древесины зарабатывают другие страны, и большая часть добавленной стоимости остается именно в странах - покупателях сырья). Авторы доклада прогнозируют, что, несмотря на некоторое развитие переработки внутри страны, экспорт сырья (в дословном переводе "продукции низкой стоимости") еще долго будет преобладать в российском лесном секторе.

Прогнозируется дальнейший рост лесной промышленности в России, правда, более слабый, чем рост промышленности в целом. В частности, говорится об увеличении (в течение 2004 года) на 4,5% производства "цельнодревесной продукции" - то есть производимой из древесины без ее размельчения или химической переработки. В основном, этот рост, как предполагается, будет связан с увеличением производства хвойных пиломатериалов и фанеры из лиственных пород деревьев.

Прогнозируется также, что будет расти спрос (в течение 2004-2005 гг.) на пиломатериалы, фанеру, древесно-волокнистые и древесно-стружечные плиты, пищевые упаковочные материалы и бумажные мешки, что послужит стимулом к росту соответствующих производств. При этом лесозаготовительная отрасль остается и останется слабейшим компонентом российского лесного сектора.

В докладе говорится о том, что большинство видов "цельнодревесной продукции" российского лесного сектора не может конкурировать с аналогичными товарами зарубежного производства. Это объясняется их низким качеством, которое, в свою очередь, связано с нехваткой современного оборудования для высококачественного производства и упаковки лесной продукции. Все это приводит к тому, что на мировых рынках российская древесина стоит на 30-40% дешевле, чем соответствующие виды продукции в среднем (лишь российская мебель была упомянута как продукция, способная по качеству конкурировать с зарубежными аналогами).