Группа депутатов Государственной Думы от Башкортостана передала на днях заместителю председателя Госдумы Артуру Чилингарову заявление для распространения среди депутатов Госдумы ФС РФ, в котором выражается обеспокоенность по поводу взаимоотношений федерального центра с регионами в целом и с Башкортостаном, в частности.

"Нынешним Президентом России избран правильный курс по дальнейшему налаживанию и совершенствованию федеративных отношений в таком уникальном во всем мире государстве, каковым является Российская Федерация", - пишут депутаты. Вместе с тем они полагают, что в этом процессе наблюдается явный перехлест, отклонения от курса и "головокружение от успехов", как это бывало в годы индустриализации и коллективизации в советское время. Все это не только не ведет к укреплению государства, но и значительно ослабляет его, закладывает под его фундамент мину замедленного действия.

Мы считаем, говорится в заявлении, что исполнители воли и конкретных указаний Президента России зачастую демонстрируют чрезмерное усердие и действия, которые выходят далеко за рамки этих указаний, нередко нарушают Конституцию и законодательство Российской Федерации. Так, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации заявляет протест против включения в преамбулу Конституции Республики Башкортостан пункта о договорном характере отношений Республики Башкортостан с Российской Федерацией, о добровольном и равноправном вхождении Республики Башкортостан в состав Российской Федерации. Тем самым работник прокуратуры отрицает статью Конституции Российской Федерации, утверждающую договорной характер взаимоотношений субъекта Российской Федерации с центральными органами, отвергает установку Президента Российской Федерации В.В.Путина, указавшего в письме от 26 марта 2000 года Государственному собранию Республики Башкортостан, чтобы в основу Конституции Республики Башкортостан был заложен Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан".

Весьма показательно и то, что прокурор требует признать недействующими имевшие место исторические факты: добровольное вхождение Башкортостана в XVI веке в состав Российского государства и образование Башкирской автономной республики в 1919 году в составе РСФСР на основе Соглашения центральной советской власти России с Башкирским правительством. Далее депутаты отмечают: "Процесс налаживания и совершенствования расстроенных федеративных отношений в нынешних условиях, к сожалению, ведется без должной теоретической подготовки, непродуманно, даже без должного осмысления и трактовки действующей Конституции Российской Федерации. В частности, отвергается очевидный факт о том, что Российская Федерация как конституционно-договорное федеративное государство не может обойтись без договорных отношений и соглашений. Это положение конкретно утверждается как в упомянутой 11 статье Конституции, так и в других пунктах: по статье 66 (п.5) неизбежно соглашение при изменении статуса субъекта, по статье 67 (п.3) - при изменении территории. Реализация статьи 72 о предметах совместного ведения невозможна без дополнительных соглашений. Пункты 2 и 3 статьи 78 о взаимной передаче полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации дают прямые указания о соглашениях".

"Всем должно быть очевидно, - подчеркивают депутаты, - что договорные отношения укрепляют государство, а отношения принуждения-подчинения его ослабляют. Субъект федерации, на основе договора входящий в состав федеративного государства, объективно заинтересован в том, чтобы оно было крепким и процветало. Сегодня все были бы рады и довольны, если бы Чеченская Республика на основе договора находилась в составе России и не было бы той трагедии, которая там произошла и происходит. Непонятной является обстановка, когда многих раздражает положение о том, что Российская Федерация есть федеративное государство с асимметричным устройством.

Это положение заложено в Конституции Российской Федерации, где статья 5 устанавливает шесть разновидностей субъектов Федерации, определяет республики как государства со своей Конституцией и другими атрибутами государственности, статья 68 дает право им устанавливать свой государственный язык, их органы власти и учреждения называет государственными, а в пункте I второго раздела Конституции Российской Федерации республики названы суверенными республиками в составе Российской Федерации. Поскольку в рамках Российской Федерации русское население областей и краев непосредственно реализует свое право на государственность на уровне международного права, то другие нации и народы, в силу разных причин, реализуют это естественное право через Российскую Федерацию путем образования своих республик и установление договорных отношений с федеральным центром. Поэтому сохранение договорных отношений для республик является незыблемым условием обеспечения их равноправия с другими субъектами.

Для последних, а именно для областей и краев, договорные отношения могут быть не обязательными, поскольку их права в полной мере и непосредственно реализуются через федеральный центр. В свете обострения межнациональных отношений в мировом масштабе мы считаем необходимым разработать в России цивилизованную национальную политику, способную обеспечить терпимость, дружбу и братство между народами. Считаем, что нынешние нападки на национальные республики натравливают людей друг на друга, расшатывают устои российского государства, отвлекают государственные органы от решения своих, более важных обязанностей. Ныне большая часть правоохранительных органов вместо того, чтобы бороться против преступности, занята борьбой против суверенитета республик в составе России, в частности, развязыванием тотальных судебных тяжб с государственными органами нашей республики.

Мы свидетельствуем, что многонациональный народ Республики Башкортостан, наши избиратели живут дружной семьей, вместе разделяя радость успехов и горесть неудач. В республике стабильная социальная и межнациональная обстановка, которую пытаются нарушить отдельные круги из Центра", - такими словам завершают депутаты свое заявление. Депутаты обратились к Президенту России, Федеральному Собранию Российской Федерации и Правительству России, федеральным правоохранительным органам с призывом перевести взаимоотношения государственных органов федерального центра с органами власти Республики Башкортостан с рельсов законодательной тяжбы на путь конструктивного диалога, отойти от назревающего деструктивного негатива к продуктивному позитиву. Заявление подписали депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Башкортостана: Зайнулла Багишаев, Рим Бакиев, Халил Барлыбаев, Михаил Бугера, Рагиб Гимаев, Роберт Нигматулин, Франис Сайфуллин, Владимир Певцов, Мидхат Хакимов.