В 2020 году всему бизнесу пришлось непросто: только за первые пять месяцев количество компаний сократилось на 3%. Для сравнения: за весь 2019 год закрылось лишь 2% организаций. Но в самой непростой ситуации оказались туристические агентства: их стало меньше на 4,9%.

«Индустрия еще не сталкивалась с такими вызовами. Конечно, раньше тоже были непростые ситуации. Например, в 2004 году в Таиланде произошло цунами, которое стало причиной спада в сфере туризма страны. Но все эти проблемы носили локальный характер. Однако, несмотря на трудности, некоторые компании из турсегмента не просто выжили, но еще и вышли в плюс», — говорит Назир Абдувахидов, директор компании Trip.com по России и странам постсоветского пространства.

Пандемия вернула показатели индустрии на уровень 2016 года. Эксперт полагает, что еще пару лет мы будем возвращаться к цифрам 2019 года.

Тем временем, главным трендом 2020 года стала адаптируемость. Как и в других сегментах бизнеса, в тревел-индустрии также цифровизация начала стремительно применяться. Умение мгновенно улавливать тенденции и понимать, как применить их в компании, стало просто необходимостью. «Мы начали информировать клиентов об эпидемиологической ситуации в тех или иных странах. Всего за пару месяцев нам удалось доработать эти элементы, настроить подачу информации для клиентов. Например, сейчас при поиске авиабилетов из Стокгольма в Лондон мы стали показывать требование властей Великобритании для въезжающих из Швеции: обязателен тест ПЦР и необходима самоизоляция. Таким образом, теперь полный сервис состоит из авиабилетов, отелей, страхования на время поездки, а также из информации по эпидемиологическим требованиям властей к въезжающим в те или иные страны», — говорит Назир Абдувахидов.

Несмотря на сложности 2020 года, эксперт отмечает и положительную динамику для внутреннего туризма. «Пандемия положительно повлияла на количество гостей из соседних регионов. Во многих странах люди стали обращать внимание на возможность отдохнуть поблизости, без выезда за пределы страны. Этот тренд может сохраниться и в последующие годы», — уверен он.

Говоря о прогнозах в туристической сфере, эксперт полагает, что в случае открытия границ летом 2021 года, вряд ли будет стремительный рост среди туристов из-за падения доходов. Однако в меньшей степени это коснется деловой туризм.

Несмотря на сложности 2020 года, были и положительные моменты, например, для внутреннего туризма. Пандемия повлияла на количество гостей из соседних регионов. Во многих странах люди стали обращать внимание на возможность отдохнуть поблизости, без выезда за пределы страны. Этот тренд может сохраниться и в следующие годы, полагает эксперт.

Trip.com является частью Trip.com Group. Компания занимается продажей авиабилетов и проживания в отелях, страхованием и множеством других услуг в рамках поездок. Компания представлена в более 30 странах мира, головной офис базируется в Китае. Акции компании торгуются на Нью-йоркской фондовой бирже. Капитализация превышает 20 млрд долларов, что дает ей устойчивое третье место в мире после Booking Holdings и Expedia group.