В 2020 году сохранилась парадигма, когда фигурантов экономических дел продолжили помещать под стражу. Об этом сообщил корреспонденту ИА REGNUM адвокат коллегии адвокатов «ЭкКорп-Защита» Олег Никуленко, подводя итоги года.

Следите за развитием событий в трансляции: «Итоги 2020 года в России и мире: самое главное — трансляция»

«В 2020 году ситуация с уголовным преследованием российских предпринимателей в целом осталась без особых изменений. Есть ряд примеров, когда российские суды оправдали и реабилитировали фигурантов уголовных дел (дело топ-менеджеров ООО «Липецкая трубная компания «Свободный сокол» Игоря Ефремова и Антона Бабуцидзе). Однако в целом, несмотря на неоднократные заверения высших руководителей государства о необходимости более внимательного отношения к бизнесу и о недопустимости незаконного уголовного преследования предпринимателей, тысячи представителей бизнеса остаются под следствием или получают реальные сроки лишения свободы. Возьмем, к примеру, нашумевшее дело Константина Пономарева: в 2019 году его осудили на 8 лет за фальсификацию доказательств, а в 2020 году началось рассмотрение нового дела — на этот раз предпринимателя обвиняют в неуплате более 3 млрд рублей налогов с отступных, полученных от ИКЕА. При этом в свое время Пономарев первым в стране подал декларацию о доходах, где указал все свое имущество, и должен был попасть под налоговую амнистию. Но вместо этого столкнулся с уголовным преследованием и получил большой реальный срок. Отказались выпускать из СИЗО и отца и сына Рауля и Рауфа Арашуковых, которые были задержаны в прошлом году, в том числе и по обвинению в хищениях в «Газпроме». Защита считает процесс сфабрикованным. Но дело даже не в этом конкретном случае, а в том, что сохраняется парадигма: лиц, подозреваемых и обвиняемых в экономических преступлениях, и это не только Арашуков-старший (младшему инкриминируют более серьезные преступления), помещают под стражу, даже если нет никаких оснований считать, что они опасны для общества», — сказал Никуленко.

По мнению собеседника, жесткое преследование предпринимателей, «помимо демонстрации возможностей государства или узкокорыстных интересов силовиков или конкурентов», направлено и на обеспечение социально-политических задач.

«Сейчас очень важно показать обществу, что богатые тоже могут попасть под пресс правосудия, что связи и статусы не играют особой роли, что власть борется с коррупцией и хищениями», — сказал эксперт.