Нынешним летом успешно завершился второй этап арктической экспедиции "Полярное кольцо", которую проводит Экспедиционный Центр "Арктика" Русского Географического общества. Главная цель экспедиции - совершить "кругосветное" путешествие по кромке Северного Ледовитого океана, соединив ниткой маршрута Европу, Азию и Америку, а также пройти по дрейфующим арктическим льдам от берегов России до Гренландии и Канады через точку Северного полюса.

Путешественники двигаются на оригинальных транспортных средствах - полноприводных колесных вездеходах с шинами сверхнизкого давления, разработанных и созданных российской научно-производственной фирмой "Экстранс" совместно с Экспедиционным Центром " Арктика".

В случае успеха это будет первый в истории Арктики трансполярный переход из России в Канаду через Северный полюс и первая арктическая "кругосветка".

Экспедиция проводится в четыре этапа: 1-й этап протяженностью более 6.000 км от Ямала до Чукотки успешно пройден в апреле-мае 2002 года; 2-й этап протяженностью около 5.000 км, от Ямала до самой северной оконечности России архипелага Северная Земля пройден в апреле-мае 2004 г. 3-й и 4-й этапы рассчитаны на 2005 и 2007 годы.

"Полярное кольцо" преследует несколько целей: привлечь внимание мировой общественности к глобальным экологическим проблемам, связанным с всеобщим потеплением климата, что наиболее ярко проявляется в Арктике, особенно чувствительной к изменению климата. Таяние вечной мерзлоты, изменение толщины и площади льдов, погодных условий - все это ставит под угрозу благополучие людей, проживающих в полярных районах, а также создает угрозу постепенного вымирания северных животных; подтвердить приоритет России в области уникальных арктических экспедиций, в изучении и освоении Крайнего Севера; в рамках долгосрочной программы "Высокоширотная технологическая экспедиция" провести испытания нового вида колесной техники - российских вездеходов на шинах сверхнизкого давления, одежды и обуви, предназначенных для пониженных температур, продуктов питания. Предполагается также испытать различные системы, в том числе спутниковой связи, навигации, систем жизнеобеспечения, которые помогают выживать в суровых полярных условиях; собрать уникальный фото и видеоматериал, на основе которого будут созданы видеофильмы, телепередачи, полиграфическая продукция и т.п.

В экспедиции участвуют профессионалы, которые не раз бывали на Северном и Южном полюсах планеты, первыми в истории Арктики прошли путь от побережья до Северного полюса на лыжах без авиаподдержки, впервые в мире автономно прошли на лыжах от берегов России до побережья Канады через точку Северного полюса, совершили уникальный переход на аналогичных вездеходах к Южному полюсу.

Несмотря на сплоченный коллектив, было решено принять в свою команду новичков, не профессионалов, а просто отважных искателей приключений "из народа". Для этого компанией "Рамблер ТелеСеть" был организован открытый конкурс, в котором все желающие могли принять участие, отправив свои анкеты. Жюри выбрало несколько наиболее интересных и позволило пользователям сети Интернет определить самого достойного. Им стал Виктор Помелов, который мечтает к 2008 году подготовить упряжку ездовых собак и в год 100-летия экспедиций Ф.Кука и Р.Пири достигнуть на них Северного полюса.

Российские вездеходы на шинах показали высокие технические возможности в самых тяжелых условиях арктического бездорожья, способность двигаться в условиях сильного (до 6-7 баллов) торошения морских арктических льдов, преодолевать водные преграды. Вездеходы повсюду вызывали большой интерес, так как способны работать в условиях Крайнего Севера круглогодично, выполняя грузопассажирские перевозки на значительные расстояния при запасе хода до 1000 км. Высокая степень надежности и ремонтопригодности, простота в эксплуатации укрепляют уверенность в том, что машины этого класса в скором будущем будут работать на бескрайних арктических просторах.

Особые требования были предъявлены к одежде и обуви участников экспедиции: еще бы, ведь среднемесячная температура в Арктике понижается до -40*С, а то и до -50*С. Утепленную одежду и обувь заказали в Ассоциации предприятий текстильной и легкой промышленности "Восток-Сервис" - лидере на рынке средств индивидуальной защиты. Ассоциация "Восток-Сервис" специально для пониженных температур разработала утепленный костюм МОНБЛАН, который в 2000 году на испытаниях в Германии показал, что может защищать тело даже при температуре - 60*С. Таким образом, Ассоциация "Восток-Сервис" взяла на себя комплексное обеспечение экспедиции индивидуальным арктическим снаряжением: начиная от спецодежды и спецобуви и заканчивая очками, перчатками и носками. Снаряжение компании "Восток-Сервис" предоставляется членам экспедиции уже не первый раз, и получило высокую оценку как удобные, обладающие необходимыми теплоизолирующими характеристиками элементы арктического комплекта спецодежды для путешественников.

Как сообщили ИА REGNUM в оргкомитете экспедиции "Полярное кольцо", третий этап экспедиции "Полярное кольцо" предстоит быть самым тяжелым. Путь по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана протяженностью более 3.000 км потребует от путешественников максимума выдержки, опыта, физических и психологических напряжений. Он состоится в 2005 году, и интенсивная подготовка к нему уже началась.