В августе 2004 года отмечается 75-летие первого электропоезда в России. По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от пресс-службы ОАО "РЖД", в 1929 году с магистрального участка Москва - Мытищи началась электрификация российских железных дорог, которая вывела их на качественно новый уровень развития. В 1958 году СССР вышел на первое место в мире по протяженности электрифицированных линий, а наибольший прирост был достигнут в 1965 году, когда было электрифицировано 2268 км, при этом электротягой осуществлялось около 45% грузооборота железных дорог. С 1956 по 1991 годы в СССР было переведено на электрическую тягу около 50 тыс. км важнейших магистралей и целых направлений.

В "РЖД" отмечают, что результатами, демонстрирующими эффективность внедрения электрической тяги на железных дорогах, стало повышение пропускной и провозной способности на однопутных линиях в 1,5-2 раза, на двухпутных - в 2-2,5 раза, рост производительности труда - в 1,5 раза (в пригородном сообщении - более чем в 2 раза), а также снижение себестоимости перевозок в 1,5-2 раза. Перевод на электрическую тягу железнодорожных линий позволил увеличить вес и скорость поездов, производительность локомотивов. Важным преимуществом использования электротяги является экологическая безопасность, подчеркивают железнодорожники. Внедрение на сети железных дорог электрической тяги способствовало ускорению перевозочного процесса, качественно изменило эксплуатационную работу железных дорог.

В настоящее время ОАО "Российские железные дороги" обладает самой протяженной в мире - 42 тыс. км - сетью электрифицированых железных дорог. С учетом многолетнего опыта повышения эффективности перевозок на электротяге, стратегической программой развития ОАО "РЖД" до 2010 года предусмотрено электрифицировать до 2 тыс. км железнодорожных линий. Таким образом, подчеркивают в "РЖД", к 2010 году общая протяженность электрифицированных участков достигнет 44,5 тыс. км, на них будет выполняться до 84% всей перевозочной работы.