Предвыборная кампания губернатора Саратовской областиДмитрия Аяцкова вошла в активную фазу, - пишет газета "Репортер". - Для того чтобы избавиться от негатива (связанного и с самим губернатором, и с областным правительством), Аяцков избавился от правительства. Газета считает, что часть "старой гвардии", и прежде всего вице-губернатор Владимир Марон, будут отправлены в небытие "по-тихому", а с дорожным министром Геворгом Джлавяном губернатор будет расставаться громко и желательно (для губернатора) со скандалом. "Ведь в суете реформирования мало кто вспомнит, куда уходили "откаты" со строительства дорог, кому они предназначались и кто был в доле... Реформирование правительства - идеальное время для "внезапного" прозрения Аяцкова, который со всей решительностью может указать на виновника если не всех, то уж по крайней мере дорожных бед губернии - на Джлавяна.

Комментируя новый состав правительства, "Репортер" подчеркивает, что Аяцков делает кальку с правительства Владимира Путина. Оно должно быть техническим.

Так или иначе, на место Марона Аяцков назначил вполне нейтральную, техническую фигуру - Сергея Лисовского. А "новичка" в саратовском правительстве - долларового мультимиллионера Рената Байгузина газета "Репортер" со ссылкой на неких "наблюдателей" называет возможным преемником Аяцкова.

В свою очередь, газета "Богатей" в комментариях к отставке правительства отмечает, что министром экономики назначен бывший зам Сергея Лисовского - Александр Яковлев, стоявший у истоков формирования областного движения "Единство" и вступивший в конфликт с альтернативной городской организацией "Единства", скооперировавшейся со скандально известным "вкусным человеком" Владимиром Давыдовым. Интересно, что теперь Яковлеву придется работать вместе со своим бывшим оппонентом - советником губернатора Эдуардом Абросимовым, одним из тогдашних организаторов альтернативного "Единства" и редактором газеты, открыто критиковавшей высокопоставленного чиновника, близкого к правительству области и руководству областного ФСБ.

Газета "МК в Саратове" считает, что "произошедшая отставка напрямую связана с недавним назначением выходца из "Газпрома" и названного долларовым мультимиллионером Рената Байгузина первым заместителем председателя правительства. Эта темная для саратовской общественности лошадка тут же после своего назначения засветилась на публике, проведя брифинг, чем нарушила местные чиновничьи традиции - не высовываться и не казаться круче, чем ты есть. Байгузин, напротив, не только поспешил презентовать прессе свою персону, но даже осмелился на доселе недопустимое, заявив, что сформирует в правительстве свою команду. Чем сразу дал аналитикам повод предположить: Байгузин пришел на Саратовщину, чтобы забрать у Аяцкова власть". Газета отмечает связь назначения Байгузина с возвращением в политику известного в 90-е годы прошлого века саратовского олигарха Аблязова и зло шутит о возвращении татаро-монгольского ига.

Обозреватель газеты отмечает, что, по странному совпадению, в понедельник, сразу после того как было объявлено об отставке кабинета министров, некий человек сообщил, что в здании правительства заложена бомба. После чего была поспешно произведена эвакуация чиновников. Газета утверждает, что акция "закладки бомбы" с последующей эвакуацией специально была организована, чтобы произвести в здании техническую и документальную очистку: переустановить прослушку, перебрать документацию, "то есть провести переворот по всей форме и в деталях".

Газета "Новые времена в Саратове" считает, что один из главных мотивов губернаторского решения - правительство без Марона.

Правая рука и доверенное лицо Аяцкова, Марон считался не только самым эффективным правительственным топ-менеджером (ну, и топ-менеджером личного обустройства в жизни посредством власти, куда без этого), но и непревзойденным интриганом. Ему приписывали создание и культивирование всей той сложнейшей системы властных взаимоотношений, которая, усложняясь и доходя до абсурда, привела к тому, что высшие лица областной иерархии перестали заниматься управлением, экономикой, социалкой и даже политикой. Они просто политиканствовали и "держали власть". Что привело к ситуации общеизвестной - губерния практически оказалась на грани сползания в хаос. "Мотивы отставки Марона, в принципе, прозрачны, - отмечает газета, - вице-губернатор навлек на себя высочайшие подозрения в нелояльности. Слишком открыто подыскивал место под другим властным солнцем, пытался расстаться с саратовским бизнесом, искал выходы на Москву и все прочее, что сегодня так пугает Аяцкова... Марон не собирался "сдавать" босса и записываться в перебежчики крупного ранга. Он просто в какой-то момент устал. От попыток управлять тем, что не управляется в принципе. От самодурства, которого не обуздать. От своей одиозной славы и груза нерешенных проблем. От ощущения выжженного поля. От этого бесконечного, перманентного конкурса на лучшую интригу (разводку, многоходовку) сезона. Он - единственный из отставников, кто скорее выиграл, нежели проиграл", - делают вывод "Новые времена в Саратове".

Во вполне естественном после перемен в правительстве шквале политических прогнозов лидирует вдумчивый анализ политического расклада, опубликованный в газете "Богатей". Газета считает, что мэры Саратова и Энгельса - Юрий Аксененко и Михаил Лысенко - будут решать на предстоящих губернаторских выборах разные задачи. Если Аксененко превратился в "голого короля" и может только поддерживать связку "Слиска-Третьяк", то Лысенко будет в своей группе главной фигурой. Вместе с тем "Богатей" отмечает, что за 7 лет руководства областным центром Юрий Аксененко сумел создать в Саратове устойчивую в организационном плане, независимую от областной власти и обладающую серьезными теневыми источниками мини-империю. "Богатей" называет несколько наиболее вероятных кандидатур на должность губернатора на предстоящих выборах, но, в отличие от других СМИ, умалчивает о роли Байгузина и делает основной акцент на связке "федералов": Любовь Слиска - Владислав Третьяк.

Газета "Саратовский расклад" единственной, пожалуй, вспомнила не о политиках, а об электорате. Народ Саратовской области сейчас выглядит, как попрошайка, ждет разрешения судьбы своей и конкретных жизненных реалий - зарплаты, ремонта в доме, автобуса до райцентра - от федеральной власти, - пишет газета. Реальный представитель федерального центра, несущий от центра денежки, автобусы, льготы жителям тридцатикилометровой зоны и многие другие популистские фишки - в восприятии всех простых, не элитных жителей области - это самое то, что они видят на губернаторском посту. Неважно, что в целях обаяния половины области все поступающие средства от федерации перераспределяются в пользу "володинской зоны", подразумевается - станет он губернатором, и нам достанется. А откуда они тогда возьмутся, эти распределяемые ныне ресурсы, если главный лоббист-получатель станет внутриобластным распределителем? Неважно, откуда возьмутся, важно, что очень хочется чуда и халявы, - делает вывод "Саратовский расклад".

Вытрезвителей в Саратове давно нет, но административную ответственность за появление в общественных местах в виде, "оскорбляющем человеческое достоинство", а также за распитие в этих самых местах спиртных напитков (включая пиво) никто не отменял, и работы у милиции, в частности у ППСников, предостаточно.

Газета "Репортер" не раз писала о недобросовестности отдельно взятых стражей порядка, о совершенно необоснованных задержаниях, о вымогательстве мелких взяток (чтоб отпустили и протокол не составляли), о грабежах под видом личного досмотра. На этот раз журналисты газеты рассказывают о методах борьбы с "оборотнями" в погонах. Фрунзенской, а затем Волжской прокуратурой опробована уже практика запуска живца - когда определенный гражданин по просьбе прокуратуры и УСБ (управления собственной безопасности УВД области) выпивает, скажем, полбутылки пива и движется по вечерней улице, размахивая недопитой бутылкой и прислоняясь к деревьям. Гражданина замечает наряд ППС. Наряд не ведает, что все дальнейшее будет снято на видеокамеру. В одном, по крайней мере, случае имел место самый заурядный грабеж: задержанного обыскали, выдернули у него из кармана шестьсот рублей, триста тут же отсчитали себе, триста вернули ему.

По расставании со свежераскрученным гражданином милиционеры, по словам следователя, живо обсуждали произошедшее и радовались доходу, не ведая, что их радость уже стала достоянием истории. Дальше - суд, призванный разобраться, кто на пленке, ответить на вопрос о доказанности вины каждого... И обвинительный приговор, если вина милиционеров будет доказана. Приговор припугнет других, безусловно, но не решит проблемы в целом, - считает газета "Репортер". По ее мнению, причина - в непрестижности служения государству, в отсутствии моральных традиций.

Газета "Толк" рассказывает о целой организованной преступной группировке, которую сколотили милиционеры, вымогали и получали взятки, превышали должностные полномочия, занимались грабежами. Схема действий была стандартна: подвыпившие граждане задерживались сотрудниками батальона патрульно-постовой службы и доставлялись для составления протокола об административном правонарушении в участковый пункт милиции № 13. Затем нарушителям намекали или говорили открытым текстом, что на работе и по месту жительства им грозят крупные неприятности. Но до этого дело может и не дойти, если договориться. Суммы договоров за несоставление протокола варьировались от 200 до 1000 рублей. Газета отмечает, что в состав этой группы входили не простые сотрудники ППС, которые и раньше грешили поборами c пьяных. На сей раз на этом попались люди с должностями: замкомвзвода, помощник командира взвода, командир отделения батальона ППС Ленинского райотдела, участковый уполномоченный.

Однако газета "Саратовский расклад" утверждает, что факты, когда за руку ловятся сами представители правоохранительной системы - пока редки, напротив, "Все чаще нарушители закона уходят от ответственности при попустительстве правоохранительных органов. Замалчивание преступлений помогает "делать" красивую отчетность по состоянию преступности и ее раскрываемости. По итогам шести месяцев 2004 года, было выявлено и поставлено на учет 809 ранее укрытых преступлений (почти на 5% больше, чем в 2003 году). Показателен тот факт, что обращавшиеся в милицию люди в сотнях случаев получили от ворот поворот" или пустые отписки. Против сотрудников милиции, укрывших преступления от учета (а значит, и от расследования), с начала 2004 года было возбуждено по Саратовской области 7 уголовных дел, три человека привлечены к уголовной ответственности.

Больше всего скрытых преступлений в текущем году выявлено в Ленинском районе Саратова -151 (рост за год - в 2,5 раза). К дисциплинарной ответственности за нарушения законности привлечены всего 4 сотрудника УВД. В Кировском районе поставлено на учет 100 ранее скрытых преступлений, 5 сотрудников милиции привлечены к дисциплинарной ответственности и один - к уголовной. В Заводском районе поставлено на учет 70 ранее скрытых преступлений, в дисциплинарном порядке за сокрытие наказаны 7 должностных лиц, в уголовном - один сотрудник ОВД. Всего в первом полугодии, так или иначе, к ответственности (правда, не уголовной) привлекли 20 начальников органов внутренних дел и их заместителей. Больше всего - 10 сотрудников - были наказаны в Энгельсской милиции. А в Марксе, Перелюбе, Хвалынске за укрытие преступлений сотрудники ОВД вообще не понесли наказаний, хотя именно в этих районах милиция тоже любит создавать статистическую "тишь да гладь".

По словам работников прокуратуры, количество сокрытых преступлений сотрудниками милиции пока растет. Остается надежда, что активное привлечение к уголовной ответственности должностных лиц разорвет этот порочный круг, - пишет газета "Саратовский расклад".