"Забытый Енисейск".

(Трибуна. 26.08.04 Виталий Пырх)

Уж и не знаю, как бы сложилась судьба Красноярска - видимо, так и остался бы он в истории Сибири заштатным уездным городком, если бы железная колея Транссиба, проложенного в конце позапрошлого века, оказалась на триста километров севернее. Где-то, скажем, в районе города Енисейска - старейшего города Восточной Сибири. На днях он отметил свое 385-летие.

Еще два века назад Красноярск, ставший центром Енисейской губернии, и в подметки не годился своему северному соседу. Именно Енисейск задавал тогда тон. Отсюда казаки уходили на поиск "новой землицы" на юг и на восток, основывая один за другим военные остроги - так появились на карте Якутский, Баргузинский, Балаганский, Красноярский, Илимский, Братский, Нерчинский, Иркутский и многие другие. Отсюда отправлялись в путь и знаменитые землепроходцы - Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Василий Поярков...

Вплоть до середины XIX века процветание Енисейска определялось чрезвычайно удобным положением на водном пути Тобол-Енисей-Ангара, а затем и богатейшими месторождениями золота, обнаруженными в енисейской тайге. Именно здесь были построены первые каменные дома в Восточной Сибири, а по числу православных храмов Енисейск уступал лишь немногим сибирским городам. Большинство из них нынче лежит в руинах. В Богоявленском соборе, например, памятнике русского зодчества восемнадцатого века, до сих пор функционирует угольная котельная, а денег на перенос ее в другое место у городских властей нет. - В этом году нам выделяют на восстановительные работы в городе 15 миллионов рублей, - говорит заместитель главы Енисейска Игорь Антипов. - Но этого недостаточно. Чтобы восстановить все, что осталось от предков, а затем и содержать это в надлежащем виде, требуется хотя бы сто миллионов рублей.

Между тем, именно благодаря своему богатому историческому прошлому Енисейск еще в советскую эпоху был отнесен к числу городов-памятников России. Вот только особых материальных выгод для города от этого не последовало. Нынче это город пенсионеров и проезжающих мимо него туристов. С короткой памятью оказались его "сыновья".

Даже на празднование 385-летия "отца сибирских городов", как еще называют Енисейск, сюда приехали только энтузиасты. Хотя не круглую дату для Красноярска - его 376-летие - в краевом центре отметили с размахом. Был и костюмированный карнавал, и праздничный фейерверк, и приезд на берега Енисея именитых гостей. А вот "день рождения" Енисейска краевые власти, считай, что и не заметили...

"Битву за урожай нельзя проиграть".

("Сегодняшняя газета", 26.08.04)

Вчера заместитель губернатора Виктор Раздуев провел селекторное совещание с руководителями территорий края, посвященное началу уборочной кампании в регионе.

Цель - выявить проблемы, стоящие на местах в период "битвы за урожай". Раздуев подчеркнул, что практически все обязательства по бюджетному финансированию аграрного комплекса администрация края выполняет в полном объеме. Есть надежды на высокий урожай. По словам начальника краевого управления агропромышленного комплекса Александра Казачкова, всего в крае предстоит убрать зерновые на площади почти в миллион гектаров. Эта работа уже начата. Зерновые скошены на площади 60 тысяч га. Сбор составил 160 тысяч тонн. Урожайность - 26,1 центнеров, самая высокая среди сибирских регионов.

Особенно преуспели в ходе нынешней уборочной кампании хозяйства Ужурского, Новоселовского, Ермаковского, Шушенского районов. Там зерновые обмолочены уже более чем на 10 процентах посевных площадей. С опережением прошлогоднего графика в крае идет и заготовка кормов. В то же время, как отметил Казачков, уборочная будет непростой. Большую часть сентября в крае ожидаются дожди. Среднемесячная температура не превысит 11 градусов тепла. При "высоком" хлебе часть зерновых поляжет. Это приведет к необходимости оборудования комбайнов подъемниками. Тем не менее, пока общий прогноз на урожай благоприятный. Если удастся побороть погоду, в крае будет собрано 2,3 миллиона тонн зерновых, что как минимум будет не ниже прошлогодних показателей.

А заместитель губернатора Виктор Раздуев подчеркнул, что "в будущем году из бюджета края будет оказана помощь только тем хозяйствам, кто хлеб под снег не упустит". Главная задача руководителей районов, ответственных за сбор урожая, было особо подчеркнуто на совещании, вовремя обратиться за помощью, если сроки срываются и есть опасность потери урожая.

На следующий год правительство Российской Федерации готовит зерновые интервенты. В крае идет работа по организации биржи, на которой будут происходить зерновые торги, участие в которых сможет принять каждое хозяйство.

Заместитель губернатора Красноярского края Виктор Раздуев провел селекторное совещание, посвященное ходу уборочных работ в регионе. В совещании приняли участие руководители районных управлений по сельскому хозяйству тех территорий, где на сегодняшний день есть отставание по уборке зерновых. Это районы - Тасеевский, Партизанский, Боготольский, Тюхтетский.

Как было озвучено в ходе совещания, основная причина отставания от темпов прошлого года - неблагоприятные погодные условия. В целом по краю, как сообщил Виктор Раздуев, уборочная проходит нормально. Так, на сегодняшний день убрано 6,3 % площадей посевов зерновых, или 60,7 тыс. га. Заготовлено свыше 100 тыс. тонн зерна. По сравнению с прошлым годом, убрано на 2,3% площади посевов зерновых больше. По словам Раздуева, в этом году ожидается собрать 2,3 млн. тонн зерна, что примерно на 200 тыс. тонн больше, чем в прошлом году.

"Земельный вопрос - на авансцену".

("Сегодняшняя газета", 26.08.04)

Задолженность по земельным платежам в Красноярске составляет от 200 до 365 миллионов рублей.

Такие сведения обнародовал начальник отдела краевого управления имущественных отношений Алексей Плишкин. Точной цифры нет, как объяснил чиновник, из-за противоречивости сведений, предоставляемых подразделениями мэрии Красноярска. Тем не менее, даже задолженность в 200 миллионов рублей на краевом уровне оценивается как достаточно высокая, тем более, что в этом году только по Красноярску предстоит собрать по земельным платежам 400 миллионов рублей. Факт на 20 августа - менее 50 процентов суммы.

Это вызывает озабоченность членов краевой комиссии по контролю за поступлением земельных платежей. Тем более, что средства по этим статьям планировалось направить на социально-инженерное обустройство территорий. Плишкин призвал городские власти активнее работать с неплательщиками, причем больше рассчитывать не на судебные иски, а на партнерские отношения с пользователями земельных участков. Со своей стороны, краевая комиссия подготовит конкретный план по работе с неплательщиками и рассмотрит их предложения на своих заседаниях.

Похоже, земельный вопрос выдвигается на авансцену. Прошел слух, что администрация края может начать процесс изъятия земельного участка у фирмы "Крассоя". Уже к середине сентября общий долг фирмы по арендным платежам за землю может превысить 3 миллиона рублей. Предприятие итак получило достаточно времени, чтобы решить организационные проблемы. В последний раз - в связи с заявлением о появлении инвестора. В этом качестве, по данным "Крассои", выступает одна из монгольских компаний.

Ранее заместитель генерального директора ПКФ "Крассоя" Валерий Митин говорил, что уже в этом году в Красноярске может начаться строительство завода по переработке бобов сои. Предприятие должно заняться производством молочной продукции из сои: молока, сухого молока, йогуртов, кефира, творога, сыров. Еще губернатор Александр Лебедь одобрил это начинание. Но по ряду объективных и субъективных причин тогда не удалось реализовать планы.

Предприятие арендует 6,8 гектара земли в Октябрьском районе Красноярска, на которых и планировалось построить завод.

Администрация края намерена до конца года превысить бюджетное задание по сбору платежей за землю как минимум на 100 миллионов рублей. Об этом заявил журналистам заместитель губернатора Вадим Медведев. Всего в консолидированный бюджет края в 2004 году ожидается поступление земельных платежей на сумму около 2 миллиардов рублей. По словам Медведева, в муниципалитетах должны понять, что земельные платежи - это те средства, что в будущем составят основу местных бюджетов.

"Личные отношения с властью".

("Городские новости", 26.08.04, Елена Егорова)

"Монетизация"льгот "откликнулась" огромным количеством вопросов у наших читателей. Каждое новое решение правительства вызывает у людей беспокойство и непонимание. Ситуацию разъясняет начальник городского управления социальной защиты населения Галина Пашинова.

- Галина Егоровна, поясните, пожалуйста, в чем заключается суть нового порядка?

- Прежде всего, надо начать с прояснения того, что такое субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Субсидии малообеспеченным гражданам - это вид бюджетной поддержки населения. Пороговым значением среднедушевого дохода для получения субсидии является, чаще всего, величина прожиточного минимума, Реже программа субсидий охватывает граждан со среднедушевым доходом, превышающим прожиточный минимум. Это зависит от действующей максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Субсидии рассчитываются на основании сведений о доходах граждан, которые необходимо документально подтверждать каждые полгода (реже раз в год или в три месяца). Предоставляются субсидии безналичным образом путем предоставления скидки с оплаты. Затраты на предоставление субсидий также перечисляются напрямую из бюджета предприятиям ЖКХ.

Таким образом, этот вид бюджетной поддержки населения в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг осуществляется без прямого участия граждан путем перечисления бюджетных средств непосредственно предприятиям ЖКХ.

Введение персонифицированных счетов призвано изменить существующую систему экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Главными участниками экономических отношений в ЖКХ становятся жилищно-коммунальные организации и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на субсидирование отрасли, полностью переориентируются на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам.

Субсидии, зачисленные на социальные счета, становятся собственными денежными средствами граждан, которые самостоятельно распоряжаются ими в целях оплаты жилищных и коммунальных услуг. Средствами со счета можно пользоваться ежемесячно, а можно и реже - по усмотрению самого владельца счета. На средства социальных счетов также начисляются проценты, как по обычному вкладу. Даже если гражданин утратил право на дальнейшее получение жилищных субсидий, накопившиеся на социальном счете средства остаются в его собственности.

Гражданин вправе, получив наличные денежные средства, оплатить любые жилищные и коммунальные услуги по своему усмотрению, а также имеет возможность дать банку длительное поручение на перечисление средств со своего счета в оплату за тепло, воду, электроэнергию и т. п., чтобы самому всякий раз не ходить за этими деньгами.

Сам размер субсидий и их расчет нисколько не изменятся, только гражданину скажут: "С 1 по 10 ты должен заплатить за жилищно-коммунальные услуги. Теперь ты получишь счет в полном объеме, без скидки на субсидию, но при этом сама субсидия первого числа уже будет лежать в банке на твоем счете".

- Значит, никаких ограничений по распоряжению этими деньгами не предполагается?

- Федеральное законодательство не предполагает никаких ограничений.

На первом этапе власти боялись, что если людям дать "живые" деньги, они просто не донесут их до жилищно-коммунальных предприятий, однако опыт других регионов показал, что людям нужно доверять. Обычно, оплачивая счета, граждане не задумываются над тем, сколько им помогают, какие у них дотации и льготы. Теперь люди увидят сумму своего платежа без скидок и получат реальные деньги на счет. Их отношение к субсидии станет иным. Они ощутят, что это реальная помощь семье, и порой она существенно увеличивает доход семьи. Конечно, помощь целевая, но есть и некая степень свободы, и граждане это смогут оценить.

- То есть новизна подхода в том, что он основан на уважении к самостоятельности гражданина, и это вызывает положительный психологический эффект?

- Да, именно так.

- Но ведь может возникнуть и недоверие со стороны населения к этому нововведению?

- Конечно. Первая реакция населения, когда новый порядок начисления субсидий вступит в действие, может быть настороженная: обманут, не дадут вовремя! Ведь сейчас нам всем предстоит работать в условиях, когда есть жесткий срок, к которому строго определенный объем бюджетных средств должен быть перечислен на банковские счета граждан.

- Возможна ситуация, когда бюджетные деньги не придут?

- Ситуация, когда они совсем не придут, невозможна, потому что последнее время программа субсидий финансируется в полном объеме. Но срыв сроков, к сожалению, возможен. И тут обнаруживается интересная особенность. Не перечислить бюджетные выплаты жилищно-коммунальным предприятиям достаточно легко. Можно сказать "Водоканалу": "Качайте воду. А когда у нас будут деньги, мы расплатимся и за субсидии, и за льготы, и за дотации". Населению так сказать нельзя. Когда в Ростовской области при внедрении персонифицированных социальных счетов случился такой срыв, первые лица города периодически выступали по радио и телевидению и говорили: "Граждане, извините. Мы виноваты, но мы выполним свои обещания. Вы пока за жилищно-коммунальные услуги не платите".

- Вот так? Даже "не платите"?

- Да, потому что сейчас населению предоставляются достаточно большие субсидии, по сравнению с которыми личные платежи граждан незначительны.

Таким образом, мера ответственности власти в рамках системы персонифицированных счетов значительно возрастает. Как можно отказать населению? Это все равно, что не выплатить зарплату.

- То есть власть оказывается в личных отношениях с десятками тысяч граждан?

- Да. И в регионах, где уже введены персонифицированные социальные счета, уважение к органам власти, которые сознательно пошли на это, значительно выросло.

- Но ведь когда не платили детские пособия, ситуация была такая же...

- Не совсем. Здесь нельзя допустить длительных долгов, потому что необходимо регулярно оплачивать услуги ЖКХ.

Кроме того, оказалось, что в связи с введением социальных счетов граждане не только осознают объем помощи, у них растет и социальная активность. В чем это выражается? Скажем, в квартирах холодно, плохое отопление. Раньше жильцы жаловались, а им отвечали: "А вы сколько платите?" - "Столько-то, но ведь мы получаем субсидию!" - "А нам вашу субсидию еще никто не перечислил!". Теперь эти деньги в руках у гражданина, и он материально заинтересован в том, чтобы составить акт на низкую температуру в квартире, чтобы ему снизили платеж. Причем надо учитывать, что сейчас семья, получающая субсидию, платит 50 рублей с человека, но субсидия у нее при этом составляет несколько сотен. А при новой системе, когда семья получит счет по полной стоимости жилищно-коммунальных услуг, при снижении оплаты за некачественно оказанную услугу она ощутит реальный выигрыш в деньгах, потому что образовавшийся излишек субсидии останется в семейном бюджете. Субсидии ведь рассчитываются исходя из социальных нормативов. Если происходит нарушение объема и качества предоставляемых услуг, допустим, в квартире холодно или отключили на неделю горячую воду, то, поскольку субсидия рассчитана исходя из того, что все услуги предоставляются нормального качества, в ней гражданин ничего не теряет. Более того, он переходит к нормальным рыночным отношениям с предприятиями ЖКХ. "Ты мне не предоставляешь услугу - я за нее не плачу". В рамках действующей системы, без социальных счетов, это не всегда удается сделать. Сейчас бюджеты перечисляют суммы субсидий предприятиям ЖКХ вне зависимости от того, оказана ли гражданам услуга в полном объеме и должного качества.

- Значит, основное качественное отличие новой системы субсидий от действующей в том, что при ней бюджетные деньги, предназначенные для оплаты услуг ЖКХ, начинают реально работать и реально влиять на уровень оказываемых услуг?

- Совершенно верно. Но как показывает опыт других регионов, в наибольшем выигрыше оказались сами организации ЖКХ. Если они привыкли получать компенсацию льгот и субсидий в лучшем случае с опозданием, а в худшем - и не в полном объеме, то теперь, когда деньги отдали напрямую населению, которое платит исправно, уровень платежей значительно повысился.

- Возможно ли использовать персонифицированные социальные счета не только для субсидий на оплату услуг ЖКХ?

- Да, в перспективе социальные счета могут быть использованы и для зачисления всех адресных выплат социального характера. В результате граждане получат возможность иметь отчет о своевременности и полноте оказания им социальной помощи, употреблять все получаемые ими суммы с использованием одного банковского счета. Органы исполнительной власти города получат возможность иметь комплексный учет объема помощи в денежном выражении, оказываемой конкретным гражданам. будет обеспечена прозрачность расходования бюджетных средств и усилена социальная направленность бюджетной политики.

"Жизнь внесёт свои коррективы".

("Красноярский рабочий", 26.08.04, Петр Филиппов)

Реформу системы государственных льгот по просьбе корреспондента "Красноярского рабочего" комментирует первый заместитель председателя комитета по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям Государственной Думы Николай Ашлапов.

- Как известно, Дума приняла, а Совет Федерации одобрил закон о замене социальных льгот на денежные компенсации. Неоднозначная реакция населения говорит о том, что идеи и механизм действия закона либо не до конца понятны, либо сам он далёк от совершенства. Поясните, пожалуйста, была ли необходимость в такой стремительной замене.

- Я категорически не согласен с существующей системой социальной защиты населения, которая не позволяет получать помощь всем нуждающимся или даёт возможность на её получение ограниченному кругу лиц, к тому же в усечённом виде. Достаточно сказать, что возможности в этом городского и сельского населения кардинально отличаются друг от друга.

Основная идея закона заключается в замене буксующей системы льгот на эффективную и прозрачную систему адресных выплат. Ведь большинство из установленных в 90-е годы льгот носило вынужденный характер, что объяснялось дефицитом бюджетов всех уровней в те годы. Государство не справлялось со своими обязательствами (длительные задержки и невыплаты заработной платы, пенсий, пособий) и было вынуждено перейти к предоставлению многочисленных натуральных льгот. Свою роль сыграл и политический фактор, когда на волне популизма кое-кто пытался разложить свой пасьянс. В результате в настоящее время мы имеем финансово необеспеченные обязательства консолидированного федерального бюджета в размере свыше 6 триллионов рублей (и это при общем объёме возможностей всей бюджетной системы страны в 4,5 триллиона рублей) плюс неэффективную систему социальной защиты определенных групп населения.

Сейчас мы платим не человеку, а поставщику услуг - транспортникам, санаториям, коммунальникам, а им, с одной стороны, выгодно увеличивать стоимость услуг, что они и делают. С другой стороны, отсутствует достоверная информация о фактически оказанных услугах, в частности о количестве перевезённых льготных пассажиров. Распространенными стали факты мошенничества с льготами на лекарства и тому подобное. В результате мы делаем вид, что платим, они делают вид, что предоставляют льготы. А в конечном счете страдает конкретный человек. Если же мы отдадим деньги непосредственно тому, кто имеет льготы, то рынок есть рынок - он будет экономить и понижать стоимость услуг. Но при этом надо четко просчитывать бюджетные средства, выделяемые на компенсации. К примеру, давайте вспомним тех же пенсионеров-льготников, часами ожидающих муниципальный транспорт, чтобы воспользоваться льготой на проезд в нём, в то время как мимо проезжают частные "маршрутки".

Кроме того, принятие закона встраивается в единую логику административной реформы в России. Как известно, ещё в прошлом году Дума приняла законы, разграничивающие ответственность и расходные обязательства между разными уровнями бюджетной сферы - федеральным, региональным и местного самоуправления. Замена социальных льгот денежными компенсациями позволит со следующего года ввести в действие законодательную базу для формирования новой системы межбюджетных отношений, добиться сбалансированного функционирования всех уровней бюджетов.

То есть систему и подход к решению проблем социальной защиты населения необходимо было менять, делать её эффективной и адресной, что и было выполнено. Насколько качественно - покажет сама жизнь, она и внесёт возможные коррективы.

Ещё раз подчеркну - я за эффективную адресную помощь социально незащищенным категориям людей и за государственную поддержку тех категорий граждан, которые своим титаническим трудом, а порой и жизнью создавали и создают могущество России и обеспечивают её процветание.

Именно поэтому Дума решила принять отдельный закон, касающийся Героев СССР, России, Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Славы и орденов Трудовой Славы, а в самом законе о денежных компенсациях решено сохранить государственные гарантии "чернобыльцам" и лицам, проживающим в районах Крайнего Севера. Здесь важна не только материальная оценка заслуг, но и моральная сторона.

Именно поэтому я поддерживаю предложения освободить в течение следующего года от оплаты коммунальных услуг на территории края всех ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей. Тем более это юбилейный год Великой Победы.

- Николай Иванович, почему закон нужно было принимать именно в этом году, почему не подождать, скажем, до 2006 года, когда начнётся реформа местного самоуправления? Регионы смогли бы более основательно подготовиться.

- Во-первых, финансово необеспеченные обязательства бюджетов всех уровней до этого ежегодно приостанавливались законом о бюджете, что приводило к многочисленным обращениям граждан в суды. Подобная практика с 2005 года должна быть прекращена согласно постановлению Конституционного суда от 23 апреля 2004 года. Это означает, что у государства больше нет ресурса приостанавливать действие отдельных законодательных актов, финансово не обеспеченных.

Во-вторых, как я уже сказал, натуральные льготы хороши, когда бюджет не выполняется, - это было спасением в 90-х годах. А сейчас с федеральным бюджетом все нормально. Появилась возможность подойти к распределению льгот справедливо. Ведь девять из десяти льготников не имеют возможности получать санаторно-курортное лечение, 70 процентов не пользуются льготами на проезд в городском транспорте хотя бы потому, что в деревне нет троллейбусов или муниципальных автобусов. Аналогичная ситуация в деревне и в отношении телефонов. Я вас уверяю, 37 миллионов сельских жителей с нетерпением ждут введения в действие этого закона, для семей это серьёзные деньги.

- А жители крупных городов?

- Они, безусловно, пользуются гораздо большим спектром социальных услуг. Отсюда и сомнения в необходимости замены льгот на денежные компенсации, которые в большей степени характерны именно для городских льготников.

Но возьмём Красноярск. В настоящее время в городском бюджете на исполнение федерального закона об инвалидах заложено немногим более 120 миллионов рублей. Это где-то 150 рублей в месяц на финансирование различных льгот на одного инвалида. По закону же о монетизации льгот эта цифра увеличивается до 800-1400 рублей в зависимости от степени инвалидности. Согласитесь, арифметика наглядная.

Если посмотреть закон о ветеранах, то в Красноярском крае проживают 332 тысячи ветеранов, на льготы которым в краевом бюджете запланировано 962 миллиона рублей, то есть на одного ветерана ежемесячно в среднем получается 241 рубль. Согласно же принятому Госдумой закону эта цифра увеличивается. Так, ветеран Великой Отечественной будет получать 1500 рублей, ветераны боевых действий - 1100 рублей и так далее.

- Безусловно, наведение справедливого порядка в сфере социальной защиты само по себе необходимо и заслуживает поддержки, однако у определённой части населения вызывает сомнение величина денежных компенсаций, люди опасаются, что инфляция в конечном счёте сведет её на нет и положение льготников ухудшится.

- Материальная причина и неверие в то, что государство выполнит свои обязательства, недоверие к аргументам министра Зурабова о том, что льготники получат только плюсы и никаких минусов реформа не повлечёт - это и есть главная причина подобных настроений. Было вполне предсказуемо, что социальная реформа окажется крайне непопулярной. Просто потому, что опыт большинства российских реформ, которые проведены за последние 15 лет, крайне негативен.

Изменить мнение людей в таком болезненном вопросе, как льготы, очень сложно. К тому же при подготовке данного законопроекта правительство вначале предлагало совершенно другие суммы денежной компенсации, в разы отличающиеся от тех, что в конечном счёте были приняты. При участии рабочей группы фракции "Единой России" удалось в 2-4 раза, в зависимости от категории льготников, увеличить размер ежемесячных выплат. Кроме того, компенсационные выплаты ежегодно будут индексироваться с учётом инфляции.

Безусловно, беспокойство граждан оправданно, и я вполне понимаю и разделяю его. Именно поэтому наша фракция настояла на том, чтобы не спешить с введением всего комплекса компенсаций. На 2005 год предусмотрено сохранение действующих льгот по ЖКХ, причем при их расчёте в доходах граждан не будут учитываться выплаты по денежным компенсациям.

- Не получится ли так, что через год эти льготы будут тихо отменены без всяких компенсаций?

- Если дело дойдёт до отмены, то компенсации будут обязательно. Кроме того, в документе введена норма о так называемом социальном пакете стоимостью 450 рублей ежемесячно, куда входит льготный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение. Стоимость пакета не будет выплачиваться деньгами. Федеральные средства направят в региональные фонды обязательного медицинского страхования. В частности, в следующем году край получит на лекарства и бесплатное санаторное лечение в четыре раза больше, чем в 2004 году.

"Социальный пакет" в течение 2005 года будет предоставляться всем без исключения льготникам. Начиная с 2006 года граждане уже сами смогут выбирать либо услуги из этого пакета в натуральной форме, либо денежную компенсацию. На мой взгляд, это справедливо.

Что касается величины компенсаций, то, во-первых, сама жизнь покажет, насколько всё просчитано. Но сейчас просто нельзя требовать от правительства больше денег. Судите сами: 170 миллиардов рублей после принятия закона перейдёт к населению в виде денежных компенсаций, прибавьте к этому 280 миллиардов, которые останутся в экономике после снижения единого социального налога. В результате - 450 миллиардов рублей, которые простимулируют повышение потребительского спроса. В рамках этой цифры правительство удержит инфляцию на планируемом уровне, но больший вброс денег в экономику просто опасен.

- В связи с принятием закона часть расходных финансовых обязательств ложится на региональные бюджеты. Решение предоставлять льготы в натуральном выражении или заменять их денежными компенсациями определённым категориям лиц входит сейчас в компетенцию органов власти субъектов Федерации. Как вы оцениваете ситуацию в крае в этой части?

- На мой взгляд, наш край с его потенциалом и налоговой базой в состоянии обеспечить плавное вхождение в новую схему социальной защиты населения. Согласно принятому закону в 2005 году краевыми льготниками с соответствующими выплатами из бюджета края будут считаться ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий. Причем по последней категории фракция "Единой России" добилась того, чтобы финансирование проходило совместно с федеральным бюджетом путем предоставления регионам субсидий. Также край будет отвечать за выплату детских пособий. Для своевременного создания механизма этих выплат уже сегодня, по моим сведениям, разработаны проекты необходимых законов. Краевые льготы в 2005 году в денежные выплаты переведены не будут. Такой переход начнется только с 2006 года и будет происходить с учетом пожеланий самих льготников.

В текущем году общая сумма краевых и федеральных выплат по всем льготам составит около 2,5 миллиарда рублей. А в 2005 году только на федеральных льготников планируется потратить 3,7 миллиарда и увеличить на 300 миллионов рублей краевой "льготный" бюджет, который в 2005 году составит 1,4 миллиарда рублей. В целом общая сумма средств, истраченных в крае на обеспечение льгот в следующем году, по предварительным подсчётам, должна удвоиться и превысит 5 миллиардов рублей.

Сейчас важно, чтобы органы власти края своевременно подготовили и приняли соответствующие законы или внесли изменения в ныне действующие для того, чтобы средства федерального бюджета были получены вовремя.

"Момент монетизации".

("Сегодняшняя газета", 26.08.04)

Вчера депутат Госдумы РФ Вера Оськина, прошедшая в парламент по партийному списку "Единой России", побывала с рабочим визитом в Емельяновском районе. Просвещала народ.

Она провела встречу в местной администрации с чиновниками органов социальной защиты, здравоохранения, Пенсионного фонда. Главная тема - принятие федерального закона о монетизации льгот. Так как закон еще не подписан президентом Путиным и не опубликован в прессе, соответствующие службы не знакомы со многими статьями документа. Видимо, они горят таким нетерпением, что г-жа Оськина не выдержала и ринулась тушить этот пожар.

Хотя пока закон не опубликуют, он и бед никаких не натворит. Но партийцы-единороссы, вышедшие сначала из КПСС, а потом из черномырдинского "НДР", ждать не могут: они привыкли учить массы и вести их за собой.

Тем более, что в федеральном бюджете на 2005 год на выполнение закона уже заложено 173 млрд. рублей. Вот Вера Егоровна и решила подробно разъяснить ключевые моменты про монетизацию. По словам депутата, как сообщило НИА, "делать это было необходимо еще до принятия закона, а не сейчас". А если уж все равно опоздали, то зачем торопиться?

Но надо полагать, емельяновцы после встречи с "единоросской" прониклись значимостью момента монетизации и теперь с оптимизмом будут ждать, когда же закон начнет работать. А партийная ячейка может смело ставить "галочку" напротив одного из пунктов в разделе, посвященному просвещению масс.