Нефтепровод протяженностью свыше 4,2 тыс. километров компания ОАО "АК Транснефть" намерена провести частично по Иркутской области - более 800 км трассы от станции Тайшет и до границы с Бурятией. Далее по территории республики планируется провести 555 км трассы к северу от озера Байкал по территории Северобайкальского и Муйского районов Бурятии, в экстремально сложных инженерно-геологических условиях: высокая сейсмичность - до 10 баллов, обширные участки вечной мерзлоты, селеопасные участки. Нефтепровод также пройдет по Читинской и Амурской областям, по Хабаровскому и Приморскому краям. Около половины трассы намечено вдоль границы с Китаем.

На станции Тайшет и в бухте Перевозной предполагается построить крупные нефтеперекачивающие станции, а также разместить на трассе еще 30 промежуточных и 14 станций с емкостями. Предполагаемый объем перекачки нефти - 80 млн. тонн в год. От бухты Перевозной нефть будет следовать в нефтеналивных танкерах до места назначения.

По оценкам разработчиков проектов, 50% трассы находится в зоне опасных природных процессов (наводнений, селей, снежных лавин и т.д.) и сейсмической интенсивности более 7 баллов. Практически вся трасса относится к пожароопасным районам. Наибольшую опасность представляет участок к северу от Байкала, где землетрясения достигают 10 баллов. В Иркутской области трасса нефтепровода намечена вдоль Байкало-Амурской магистрали, пересекая на своем пути десятки рек, крупнейшие из которых - Ангара, Лена, Витим. Уже в Бурятии нефтепровод пересекает реку Верхнюю Ангару, крупный приток озера Байкал.

Участники общественных слушаний по проекту строительства нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий Океан", состоявшихся в Улан-Удэ, задавали главный вопрос: нужна ли России подобная магистраль для транспортировки сырой нефти. Общеизвестно, что разведанных месторождений нефти в мире хватит лет на 30. Существуют большие сомнения в том, что в Сибири найдется достаточно нефти, чтобы обеспечить планируемый объем поставок. России невыгодно продолжать поставлять сырую нефть, учитывая перспективу сокращения ее запасов. Гораздо выгодней была бы поставка переработанной нефти, т.е. бензина, масел, мазута и т.д. Но даже, если предположить, что кто-то вложит средства в разведку и добычу нефти в Восточной Сибири и выяснится, что нефти хватит надолго, остается большой вопрос: сможет ли государство и "АК "Транснефть" обеспечить реализацию проекта на высочайшем техническом уровне и соблюсти все условия экологической безопасности?

Участники слушаний высказали свои сомнения на этот счет. В обсуждении проекта участвовали представители общественных организаций, контролирующих природоохранных органов, ученые, представители СМИ, жители г. Улан-Удэ, Республики Бурятия и других регионов РФ. В ходе слушаний были высказаны многочисленные замечания относительно как самой процедуры проведения слушаний, так и содержания представленных "АК "Транснефть" материалов. В протоколе слушаний было зафиксировано несогласие общественности с планами реализации проекта.

Разработчикам проекта были высказаны ряд предложений. Например, разработать и сделать расчет эффективности поставки нефтепродуктов (бензин, машинные масла) в страны АТР, разработать план ликвидации аварийных разливов нефти для участка нефтепровода в бассейне озера Байкал. Так как в предварительных материалах ОВОС не отражена важная информация по оценке прямого и косвенного воздействия на место обитания последней популяции уникального дальневосточного леопарда (заказник "Барсовый", заповедник "Кедровая падь") и на акваторию Дальневосточного государственного морского заповедника. Не проведена также оценка экологических рисков воздействия на марикультурные хозяйства на побережье Хасанского района в случае аварийных ситуаций, было предложено дополнить материалы ОВОС по этим пунктам. На территории Амурской области изменить трассу нефтепровода в обход территории заказника "ИМАНГРА", без изменения его границ и перенести место пересечения нефтепроводом реки Амур ниже водозабора г. Хабаровска.

Кроме этого, в проекте не отражено воздействие на культуру коренных народностей, хотя в каждом субъекте федерации трасса нефтепровода затрагивает места проживания и хозяйственного использования земель коренными малочисленными народами. Поэтому участники слушаний предложили провести этнологическую экспертизу материалов проекта.

В результате участники общественных слушаний в Улан-Удэ сочли, что представленные на обсуждения общественности материалы ОВОС "Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий Океан" не могут быть приняты за основу, поскольку материалов недостаточно. Они предложили провести общественные слушания повторно, в тех районах республики, по которым предполагается провести трассу нефтепровода, сообщила общественная организация "Байкальская экологическая волна".