Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, президент Марий Эл Леонид Маркелов дал интервью газете "Марийская правда". Предлагаем Вашему вниманию текст интервью:

- Леонид Игоревич, через два месяца в республике состоятся выборы в Государственное Собрание и местные органы власти. Изменения в избирательном законодательстве, принятые в последнее время, отразятся на составе парламента республики?

- В связи с принятым Госдумой законом существенно изменился порядок формирования законодательных органов в регионах. В нашем случае - это Государственное Собрание республики. Всего будет избрано 52 депутата. Из них половина - 26 человек - по одномандатным округам. Другая половина парламента будет сформирована по партийным спискам. В зависимости от того, какие партии получат поддержку более пяти процентов избирателей, такой и будет персональный состав половины Госсобрания. Одновременно пройдут выборы в муниципальные представительные органы власти. Таким образом, мы сможем более экономно распорядиться бюджетными средствами, необходимыми для организации выборов.

- Депутатский корпус должен будет играть важную роль в формировании муниципальных исполнительных органов власти, если правильно понимать реформы, прошедшие недавно на уровне муниципалитетов.

- Да, после завершения формирования представительных органов власти пройдет второй этап - формирование исполнительных органов власти. Внесены изменения в закон о местном самоуправлении. Теперь главы администраций будут избираться из числа соискателей на конкурсной основе квалифицированной комиссией, в которую будут входить депутаты, а 30 процентов членов этой комиссии будут делегированы главой субъекта Федерации, то есть президентом республики. Задача комиссий ответственная - избрать тех людей, которые себя проявили в деле, умеют работать и знают работу главы администрации города или района. Конечно, я как глава правительства и президент буду поддерживать тех, кого я хорошо знаю и с кем мы работаем. То есть тех, кому не нужно учиться на ошибках. Республике нужно вперед идти, а не обучать новых глав на их ошибках. Это слишком дорого обходится людям. Подготовка к зиме, тепловые сети, своевременная зарплата, посевная и многие-многие другие задачи слишком серьезные, чтобы допускать к их решению неподготовленных людей. Эксперименты в таких вопросах принесут только вред.

- В последние годы у парламента республики и правительства не было разногласий. Об этом, в частности, говорит единогласное принятие бюджета этого года. Может ли новая система выборов изменить расклад сил в Государственном Собрании?

- Согласен с вами. Безусловно, от того, кто персонально попадет в состав депутатского корпуса, будет зависеть не только взаимоотношения правительства и парламента, но и, как мы уже говорили, персональный состав глав исполнительной власти муниципалитетов. Если говорить и о депутатском корпусе муниципального уровня. В Государственное Собрание впервые придут представители политических партий, избранные по спискам. А это половина всех депутатов. Насколько конструктивно будут решаться в парламенте вопросы, вынесенные на обсуждение правительством, настолько эффективно будет работать вся вертикаль власти в республике. Можно привести как пример достойных людей, которые намерены идти по партийным спискам в парламент, да и тех, кто собирается баллотироваться по одномандатным округам: Минаков, Мухин, Степанов, Смирнов, Буянов, Ганичев, Котиков, Севастьянов. Можно перечислить почти весь список депутатов нынешнего созыва Госсобрания. Эти люди работали вместе с правительством на благо народа республики. Одновременно растет значение депутатов. Еще на стадии обсуждения бюджета в правительстве приглашались депутаты, учитывались их пожелания. В особенности это касается инвестиционных программ.

Сейчас принят закон о монетизации льгот. От будущего состава Государственного Собрания будет зависеть реализация той части льгот, которая передана на уровень субъекта Федерации. Этот вопрос вполне естественно волнует значительную часть избирателей, сохранятся льготы или нет. Вполне ответственно могу сказать, что это зависит от конструктивного взаимодействия правительства и Государственного Собрания. Вместе мы должны найти возможности для решения поставленной задачи. А если в собрании соберутся политиканы, все утонет в пустых словесных баталиях и что-нибудь решить будет крайне сложно. Другое дело, если, к примеру, региональное отделение партии "Единая Россия" получит большинство в нашем парламенте, проблем не возникнет. В списке этой партии очень уважаемые и известные в республике люди. Во главе списка главный врач Республиканской больницы Мухин, второй идет Цветкова - лидер профсоюзов, третий - предприниматель Степанов, и список продолжают не менее достойные люди. Конечно, они вместе с правительством добьются обеспечения льгот на уровне республики. А если в парламент пройдут представители политпартий или кандидаты, умеющие только флажками размахивать, то парламент займется политическими играми. Законы, нужные людям, будут блокироваться и не будут приняты. Законы - это не только льготы, это и различные инвестиционные программы. А у нас есть, например, один депутат, предприниматель, который предлагал: давайте отдадим больше средств предпринимателям. За чей счет отдать? За счет финансирования села? Но позвольте, сам-то он избирается от сельского округа! Если такие депутаты пройдут, о чем мы будем говорить в парламенте? Как проголосуем, так и будем жить.

- Как, на Ваш взгляд, повлияет на организацию власти в республике, ее социально-экономическое развитие назначение глав местных администраций по контракту?

- Я все-таки настаиваю. Не назначения глав, а выборы по конкурсу. Выборы профессионалов. Людей достойных и опытных. Это только позитивно отразится на итогах их деятельности. Может быть, более демократично, когда кандидат в мэры раздает пиво, сигареты или мыло? Люди покупались, а потом мучились годами без тепла в своих домах, без зарплаты и детских пособий.

- Оправданно ли именно сейчас проводить муниципальную реформу? Не приведет ли это к очередному увеличению административного аппарата?

- Нет, это приведет к сокращению количества высших чиновников в муниципалитетах. В Йошкар-Оле у мэра семь заместителей. Зачем? Нужна оптимизация аппарата управления, и мы этого добьемся.

- Какие политические партии, по Вашему мнению, имеют реальный шанс пройти в парламент республики?

- Реально могут пройти "Единая Россия", ЛДПР, партия пенсионеров, Аграрная партия, партия коммунистов. Наиболее плодотворно на сегодняшний день республике помогают депутаты в Государственной Думе партии "Единая Россия". Это Комиссаров и Житинкин. Уже сейчас при предварительном рассмотрении федерального бюджета республика может рассчитывать в 2005 году на дополнительные 100 млн. рублей по отдельным статьям инвестиционных программ. Это реальная помощь "Единой России", я думаю, такие обстоятельства учтут избиратели и на выборах в Государственное Собрание республики.

- Вы лично за кого будете голосовать? - Много достойных кандидатов в списках различных партий, но я проголосую за партийный список республиканской организации "Единая Россия". Люди из этого списка должны быть в парламенте для того, чтобы он оставался работоспособным органом.

- Вскоре после парламентских выборов пройдут и президентские выборы. Не смущает ли Вас тот факт, что в республике нет реальной альтернативы действующему президенту?

- Не мне решать, все решит народ на президентских выборах. Дождемся выборов 19 декабря и посмотрим, кому народ доверит власть. Для меня это тоже серьезная проверка. Народ, избиратели дадут свою оценку работе правительства, президента за истекшие четыре года. Как будут оценены наши труды? Мы приняли республику с бюджетом в 2,2 млрд. рублей и долгами в 1,5 млрд. рублей. Кроме того, из этого бюджета нужно было выплатить зарплату бюджетникам, которая была предусмотрена только на 70 процентов. Заплатить за энергоносители, так как была реальная угроза отключения Марий Эл от газа и электричества, а значит, и от тепла. Пришлось переламывать ситуацию, искать выход. Мы эти выходы нашли. Постепенно началась работа без авралов, по плану. Расплатились с долгами по зарплатам, по детским пособиям, с энергетиками уладили проблемы, добились роста инвестиций, занялись газификацией, ремонтом дорог, строительством социальных объектов, собственные доходы бюджета республики выросли за счет индивидуальной работы с каждым пред- приятием, плюс серьезная работа с федеральными инвестиционными программами. Теперь бюджет оставляет 6,5 млрд. рублей. Конечно, люди могут сказать: если все так хорошо, почему ямы на дорогах, там проблемы и тут. Долгов было 1,5 млрд., и мы не могли просто их не заплатить. Тогда мы просто лишились и света, и газа. Часть спорных долгов мы списали в судах. Часть долгов - это детские пособия, зарплаты; мы обязаны были погасить, мы шли на выборы, обещая этого добиться. И выполнили свои обещания. Долги перед нашими строителями за выполненные работы. Это тоже часть зарплаты рабочих строителей - нужно было возвращать. То же касается долга перед энергетиками. Более 950 млн. рублей мы отдали за три года в счет погашения долгов предыдущих лет. Представьте, если бы этих долгов не было. На эти средства можно было всю республику заасфальтировать, не говоря о решении многих других вопросов. Таких, как строительство жилья, полная газификация республики и так далее. Но эти деньги пришлось отдать. Теперь положение кардинально изменилось. Долги погашены, и теперь есть возможность и дороги строить, и жильем заняться, и с льготами вопросы решать.

- Правительство занимается инвестированием средств в экономику?

- Безусловно. Тем более, для этого появились возможности. Эти возможности расширяются по мере роста доходов. То есть инвестиции повышают доход бюджета. Например, Марбумкомбинат. Недавно запустили новое оборудование по переработке макулатуры. Сильное предприятие, сильный директор Сташкевич, приобрели новое оборудование. Правительство включило этот проект в программу по линии Минэкономики, и около миллиона рублей выделили на компенсацию процентов. Машина начала работать. Макулатуру перерабатывать дешевле, чем древесину. Отсюда повышается рентабельность предприятий, растет конкурентоспособность продукции, растут доходы, зарплаты работников, больше доходов получает бюджет. Вот это и есть эффект от конкретного инвестиционного проекта. За тот миллион, который мы направили, чтобы помочь комбинату гасить проценты, бюджет получит пять миллионов. Эти деньги не просто компенсируют затраты, но еще позволяют нам отремонтировать кровли в городе Волжске, благоустроить дороги. Так что мы знаем, на что тратить деньги налогоплательщиков.

- Судя по цифрам, растут и собственные доходы республики?

- Даже по сравнению с прошлым годом цифры поступлений в бюджет радуют. За семь с небольшим месяцев прошлого года в бюджеты республики и муниципалитетов поступило 1 млрд. 508 млн. рублей. В этом году за аналогичный период времени поступило 2 млрд. 40 млн. рублей. На 532 млн. больше, чем в прошлом году. Это показатель общего экономического роста в республике. Рост объемов производства промышленной продукции составил за семь месяцев 12 процентов. Вот отсюда ремонт дорог, четкая выплата даже увеличившихся в этом году зарплат, приобретение медицинского оборудования для больниц, сельскохозяйственной техники, финансирование республиканских программ. Это и есть результаты четкой и слаженной работы правительства, депутатского корпуса, муниципальных образований, руководителей предприятий, результаты поддержки курса правительства населением Марий Эл.