В селе Новый Бельтир Коша-Агачского района республики Горный Алтай, строящегося вместо разрушенного землетрясением в прошлом году старого Бельтира, сданы в эксплуатацию первые 40 домов. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM с места событий, дома на собственные деньги построил член Совета Федерации от Эл Курултая республики Ралиф Сафин, поэтому микрорайон теперь носит имя сенатора. Всего отец Алсу потратил на ликвидацию последствий землетрясения $1 млн. - половину на домики, половину на оборудование для местных больниц. Впрочем, ни больница, ни школа, ни еще 250 домиков пока не достроены.

Михаил Лапшин предлагал Сафину перенести сдачу домиков на 1 сентября, когда должны быть готовы еще несколько домов, строящихся правительством. Кроме того, 1 сентября Лапшин отмечает свое день рождение, а, как давно замечено в республики, он любит приурочивать сдачу разных объектов к этому событию. Однако Сафин, явно желавший опередить строителей остальных домиков, отказался.

При этом фоном для праздника стали не только долго строящиеся дома, но и начавшееся по этому поводу разбирательство в городском суде Горно-Алтайска - как уже писало ИА REGNUM, в суд подан иск республиканской прокуратуры против правительства региона и лично его главы, обвиняемого в халатности в ликвидации последствий землетрясения. Если иск будет удовлетворен, Михаилу Лапшину грозит отставка, и, как показало общение корреспондента ИА REGNUM с депутатами Эл Курултая республики, многие совсем не против такого поворота событий.

И вообще в последнее время отношения Лапшина с одной стороны, и депутатского корпуса и Сафина с другой стороны, испортились. Сафину стало известно о переговорах Лапшина с представителями главы "Норникеля" Михаилом Прохоровым, желающим занять сенаторскую должность от какой-нибудь республики. А Михаил Лапшин подозревает Сафина в видах на свое место, однако депутаты говорят, что Сафину гораздо больше нравится быть сенатором, чем взваливать на себя груз проблем республики. Поэтому вполне возможно, Сафин поддержит на выборах какого-то альтернативного кандидата, возможно, кого-то из выдвиженцев депутатского корпуса.

Так что неясность, будет ли в свете последних событий Михаил Лапшин вообще присутствовать на чужом и грустном для себя празднике, придала событию некоторую интригу. К тому же в субботу утром он только возвращался из Москвы на самолете в Барнаул, откуда планировал выехать в Новый Бельтир на автомобиле. Депутаты передали ему, что ждать не будут - месяц назад Лапшин на полтора часа опоздал на открытие праздника Эл Ойын, и участники, одетые в тяжелые национальные костюмы, ждали его на 30-градусной жаре.

Спас ситуацию Михаил Евдокимов, также приглашенный на праздник - он вылетел из Барнаула на вертолете МЧС и прихватил с собой Лапшина. Губернаторы прилетели вовремя, а вот первый заместитель Лапшина Николай Москалев, прилетевший вместе с ним из Москвы, в вертолет не поместился и поэтому на мероприятие опоздал на час. Ралиф Сафин приехал на открытие домиков с вечера, и к самому мероприятию от него уже пахло дорогим коньяком.

Мероприятие началось со стихотворного выступления ведущих в национальных костюмах. Они прочитали стихи на алтайском и русском языках. Запомнились строчки "степь суха и пуста, вся в людях ее красота", как нельзя лучше отражающих реальное положение дел. Какое-то стихотворение на алтайском языке было про Ралифа Сафина, судя по тому, что имя сенатора несколько раз прозвучало в контексте непонятных алтайских слов.

Затем по очереди выступили высокие гости. Михаил Лапшин в приветственном слове отметил, что спасибо надо сказать не только Сафину, "вложившему прежде всего свою душу", но и "омичам, кемеровчанам, новосибирцам, барнаульцам, тоже помогающим восстанавливать Бельтир". Правда, Сафин построил Бельтир за свои деньги, а остальные - за чужие, поэтому слова Лапшина очень походили на желание немного "размыть" значение поступка сенатора. Глава республики сообщил, что у него тоже есть подарок - сотовый телефон. Собравшиеся решили было, что руководитель подарит всем по телефонному аппарату, как тот объявил, что "договорился с МТС, и они поставили в Кош-Агаче вышку". "Сейчас я позвоню Юрию Михайловичу, ну, вы знаете, кто это такой", - объявил Лапшин и начал набирать номер. Все притихли. Лапшин стоял с сотовым у микрофона и объяснял: "москвичи будут строить в Бельтире больницу и школу в Акташе". Подождав какое-то время, сказал: "что-то не берет" и спрятал сотовый в карман.

Выступление Сафина было коротким. Он пояснил, что "я отношусь к туркам, поэтому, строя дома, только исполнял свой долг перед предками". Выступил и Михаил Евдокимов. Ему хлопали больше всех, даже больше, чем Сафину.

Затем губернаторы и сенатор пошли резать ленточку. Она оказалась очень крепкой, и участники справились с ней не с первого раза. Первым нашелся Михаил Лапшин: "в Бельтире все прочно делается, и дома, и ленты". Ралиф Сафин, помимо ключей от квартиры, подарил каждой семье еще и по телевизору российского производства. Счастливые бельтирцы погрузили подарки в машины и разъехались - кто в старый Бельтир, кто в другие села, где они нашли себе временное пристанище: домики еще до конца не отделаны, нет пока ни электричества, ни отопления, ни воды. Кроме того, несколько местных жителей в беседе с корреспондентом ИА REGNUM поделились планами продать новые дома - им не нравится безводная степная местность, выбранная для нового села.

Бельтирцы, особенно старшее поколение, поговаривают, что выбор не очень удачного места - рядом нет ни гор, ни реки - пролоббирована местными казахами, рассчитывающими, что бельтирцы продадут им дома в непонравившейся алтайцам местности. Дело в том, что в этих районах вперемешку с алтайцами живут казахи. В 90-ых годах, когда на карте мира появилось государство Казахстан, часть казахов с Алтая переселилось на историческую родину. Многие из них, получив там обидные для себя прозвища "алтайцев" и "алтайских казахов", не прижились, и сейчас в регионе наблюдается обратная миграция. Вернувшимся казахам надо где-то жить, и окрестности Кош-Агача их устраивают больше всего - рядом большое торговое село, степь, пригодная для скотоводства, и много деревень с преобладанием казахского населения. Кроме того, бурно развивающийся Кош-Агач с обилием иномарок на улицах и даже компьютерными классами, заинтересован в расширении. Вот и родилась идея за чужой счет построить рядом с Кош-Агачем Новый Бельтир, дома в котором алтайцы продадут казахам, а сами вернутся в привычные горы заниматься охотой.

На праздничном банкете захмелевшие депутаты предложили присвоить Сафину титул Бельтирский по аналогии с вельможами царской России. За предложение проголосовали единогласно.