По состоянию на 01.08.2004 года налоговыми органами Приволжского федерального округа собрано в консолидированный бюджет Российской Федерации 285 248,1 млн. руб., что на 13,4% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (в среднем по России сбор поступлений по налогам и сборам увеличился на 20,1%).

Диаграмма № 1

Структура поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации по регионам, входящим в Приволжский федеральный округ в январе - июле 2004 года

За январь - июль 2004 года Приволжский федеральный округ обеспечил 15,7% всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, 15,1% поступлений в федеральный и 16,2% в территориальный бюджеты. Поступления по уровням бюджетной системы в целом по округу распределились следующим образом: в федеральный бюджет направлено 44,5% общих поступлений (в среднем по России - 46,4%), в бюджеты территорий - 55,5% (в среднем по России - 53,6%). Среднеокружные показатели удельного веса поступлений в федеральный и территориальный бюджеты в общем объеме поступлений по округу представлены в таблице № 1.

Таблица № 1 (%)

Среднеокружные показатели

По состоянию на

01.08.2001

01.08.2002

01.08.2003

01.08.2004

Федеральный бюджет

50,5

51,8

51,7

44,5

Территориальный бюджет

49,5

48,2

48,3

55,5

В январе - июле 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост объема платежей и других доходов в консолидированный бюджет во всех субъектах округа, кроме Республики Башкортостан, где поступления снизились на 11,1% или на 4 879,5 млн. рублей. Наиболее высок темп роста поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в Пензенской области - 148%. Поступления в федеральный бюджет составили - 126 965,6 млн. руб., что на 2,3% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года (129 969,3 млн. рублей). Показатель темпа роста поступлений по округу в федеральный бюджет ниже, чем в целом по России на 13,5% (в среднем по России поступления в федеральный бюджет увеличились на 11,2%).

Снижение поступлений в федеральный бюджет в январе - июле 2004 года по сравнению с прошлым годом произошло в девяти регионах округа, в т. ч.: в Республике Мордовия - на 44,6%, Республике Башкортостан - на 20,8%, Республике Марий Эл - на 17,7%, Пермской области - на 11,4% и Нижегородской области - на 10,5%.

В то же время в Оренбургской области поступления в федеральный бюджет увеличились на 34%, Республике Татарстан - на 23,5%, в трех регионах округа поступления в федеральный бюджет выросли более чем на 10%: в Саратовской области, Удмуртской Республике и Чувашской Республике.

Поступления в бюджеты территорий составили - 158 282,5 млн. руб., что на 30,1% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (121 650,0 млн. рублей). Показатель темпа роста поступлений по округу в территориальный бюджет выше, чем в целом по России на 1% (в среднем по России поступления в территориальный бюджет увеличились на 29,1%).

По состоянию на 01.08.2004г. наблюдается рост поступлений в территориальный бюджет по сравнению с прошлым годом во всех субъектах округа, кроме Республики Башкортостан, где поступления снизились на 1,3%. Более чем в 3 раза возросли поступления в территориальный бюджет в Республике Мордовия.

В январе - июле 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года возросла доля в общем объеме поступлений таких налогов, как налог на прибыль - на 4,7%, платежи за пользование природными ресурсами - на 2,1%, налог на доходы физических лиц - на 2,5%. Снизилась доля акцизов - на 5,2% и налога на добавленную стоимость - на 2%.

Диаграмма № 2

Структура поступлений в федеральный бюджет по Приволжскому федеральному округу

Основными источниками пополнения доходной части федерального бюджета (на 99,2%) в Приволжском федеральном округе по состоянию на 01.08.2004г. являются:

  • налог на добавленную стоимость - 61 376,3 млн. руб. (48,3%),
  • платежи за пользование природными ресурсами - 41 642,1 млн. руб. (32,8%),
  • акцизы по подакцизным товарам - 9 088,4 млн. руб. (7,2%),
  • налог на прибыль организаций - 13 856,9 млн. руб. (10,9%).

За январь - июль 2004 года поступление платежей в округе за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, а также средств в счет погашения задолженности предыдущих лет по страховым взносам, пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды составило 116 806,2 млн. руб., что на 24% больше поступлений за январь - июль 2003 года (94 227,7 млн. руб.), по России темп роста составил 123,5%.

Из них в Пенсионный фонд РФ поступило 91 415,0 млн. руб. (78,26% от общей суммы поступлений), в Фонд социального страхования РФ, с учетом расходов, произведенных на цели государственного социального страхования, - 14 096,1 млн. руб. (12,07%), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 647,2 млн. руб. (0,55%) и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 10 647,9 млн. рублей. (9,12%).

По состоянию на 01.08.2004 года общая задолженность по округу по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям составляет 223 290,1 млн. рублей (18,7% от общей задолженности в целом по России), в т. ч. по налогам и сборам - 111 348,3 млн. рублей (49,9% от общей задолженности по округу), по уплате пеней и налоговых санкций - 111 941,8 млн. рублей (50,1%).

За январь - июль 2004 года произошло снижение задолженности по округу на 6,4% или на 15 318,2 млн. рублей. В целом по России задолженность увеличилась на 9,8%. В аналогичном периоде прошлого года задолженность по округу увеличилась на 0,2% или на 446,2 млн. рублей (по России задолженность снизилась на 4%).

Задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет за январь-июль 2004 года по округу снизилась на 4,5% или на 5 243,1 млн. рублей. В целом по России с начала года произошел рост задолженности на 11,8% или на 61 453,2 млн. рублей. С начала года задолженность по пеням и финансовым санкциям по округу снизилась на 8,3% или на 10 075 млн. рублей (по России рост задолженности составил 8%).

Снижения задолженности как по налоговым платежам, так по пеням и финансовым санкциям добились Чувашская Республика, Республика Башкортостан, Самарская область, Саратовская область и Коми-Пермяцкий АО.

Диаграмма № 3

Структура задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет по округу (в %)

По сравнению с началом года произошло незначительное изменение структуры задолженности по налоговым платежам в консолидированный бюджет округа: снижение доли отсроченных (рассроченных) платежей и реструктурированной задолженности на 2% и рост доли приостановленных к взысканию платежей на 1,3% и недоимки на 0,7%. Основная доля в общей сумме задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям приходится на задолженность по налогу на добавленную стоимость - 46,4% или 103 707,0 млн. руб. (в целом по России - 44,7%) и на налог на прибыль - 15,5% или 34 598,3 млн. руб. (в целом по России - 18,6%).