Глава администрации Архангельской области Николай Киселёв встретился с представителями транспортных предприятий, профсоюзных и общественных организаций, чтобы обсудить вместе с ними проблему возмещения расходов на оплату льготного проезда пассажирским автотранспортом.

Как сообщила пресс-служба обладминистрации, Николай Киселёв отметил, что ясно обозначилось две проблемы: льготы и издержки предприятий. В 2004 год регион вошёл с огромными долгами по реализации социальных законов и с бюджетом, в котором на все льготы (по лекарствам, транспорту и пр.) предусмотрено 1,3 млрд. рублей. Однако изначально информация по видам расходов не была доведена до предприятий, оказывающих услуги льготникам. В результате - произошёл стремительный, неконтролируемый рост расходов на данные цели. Прежде всего, это касается транспортных льгот. Губернатор отметил, что затраты по ним в первом полугодии 2004 по сравнению с тем же периодом 2003 года выросли в некоторых муниципальных образованиях в 2 раза, а в среднем по области - на 40 процентов. Произошло это из-за того, что никакого фактического учёта льготников на автотранспорте нет (за исключением междугородных маршрутов). Поэтому расходы на одного пассажира-льготника в муниципальных образованиях различаются в несколько раз. В финансировании льгот, особенно транспортных, требовалось навести порядок. И такое решение губернатором было принято: средства областного бюджета, предназначенные на оплату услуг, оказанных льготникам, распределены по муниципальным образованиям и по видам расходов. На возмещение расходов транспортникам будет выделено, соответственно бюджету, 250,3 млн рублей, что на 30 процентов больше, чем в прошлом году. 161,9 млн рублей на эти цели уже были направлены, обязательства по оставшимся 88,4 млн - также будут выполнены.

Еще одна проблема автопредприятий - износ автопарка. Например, на АПАП-1 он составляет около 82 процентов. Между тем деньги, которые выплачиваются этому предприятию за перевозку льготников, составляют почти половину доходов АПАП-1. В 2003 году, например, предприятию, по словам губернатора, направлена дотация в сумме около 70 млн рублей. "Я хотел увидеть что-то новое на предприятии, которое получает такие деньги. Но зачем думать над экономикой, если все издержки будут оплачены из бюджета", - заметил Николай Киселёв. С ним согласился председатель обкома профсоюзов работников автомобильного транспорта Виктор Бычков, сказавший, что непроизводительных расходов у предприятий действительно очень много и резервы тут есть. Однако он считает, что для исправления ситуации необходимо ввести единую методику по обследованию пассажиропотока. На что и. о. директора департамента и связи Лев Быков ответил: "Сегодня, когда озвучены предельные суммы, которые предприятия получат до конца года, всякая методика теряет смысл". Предприятиям нужно вписаться в эти цифры, определиться с экономикой, с количеством маршрутов и т. д.

Николай Киселёв подчеркнул, что в следующем году транспортникам надеяться будет не на что, поэтому уже сейчас необходимо срочно приступить к подготовке программ работы транспортных предприятий в рыночных условиях. Со своей стороны он готов оказать в этом помощь муниципальным образованиям и основным автоперевозчикам. Кроме того, губернатор обещал транспортникам подключиться к проблеме компенсации расходов за других льготников - работников милиции, суда, прокуратуры и пр., поскольку подобные расходы ведомства вообще не возмещают.