В пятницу, 26 апреля, депутаты Областной думы проголосовали за принятие в первом чтении двух законопроектов, внесенных губернатором области и предполагающих изменения в областном законодательстве о налогообложении малого бизнеса. Накануне о новых инициативах губернатора и областных властей на пресс-конференции рассказали заместитель руководителя департамента финансов администрации Мурманской области Вячеслав Морозов и начальник отдела и инвестиций департамента экономики Александр Алимов. В числе приоритетов региональной социально-экономической политики, нашедших отражение в Плане действий правительства Мурманской области на 2002 год, широко представлена проблематика развития малого бизнеса. Как отметил Вячеслав Морозов, повышенное внимание к этой сфере хозяйственной деятельности в Мурманской области, экономика которой, как на трех китах, стоит на металлургии, горно-химической и рыбной промышленности, не случайно.

Крупные предприятия работают в тесной кооперации с поставщиками продукции и услуг производственно-технического назначения, значительная часть которых может быть отнесена к категории "малый и средний бизнес". Включение в эту кооперацию незадействованных в настоящее время промышленных мощностей Мурманской области на основе согласованной политики крупных предприятий региона и администрации области способно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в сфере производства, компенсировать сокращение рабочих мест на крупных предприятиях, увеличить доходы бюджетов всех уровней. Кроме того, совершенствование кооперационных связей приведет и к дополнительному повышению эффективности деятельности наших промышленных гигантов.

Большое значение в развитии малого предпринимательства имеет уровень налоговой нагрузки и социальные гарантии для тех, кто занят в этой сфере. Федеральные законы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", глава 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового Кодекса РФ, законы Мурманской области, которыми введены на территории области "упрощенка" и "вмененка" - вот существующий сегодня нормативно-правовой контекст, в рамках которого действует малый бизнес.

В перспективе - внесение в Налоговый Кодекс РФ изменений и дополнений по всем трем упомянутым выше направлениям. В отношении существующей ситуации, по мнению Вячеслава Морозова, следует отметить значительно возросшую с введением единого социального налога налоговую нагрузку для малого бизнеса. Вместе с проблемами, вызванными применением в Мурманской области "упрощенки" и "вмененки", это послужило причиной многочисленных обращений в администрацию области предпринимателей и глав муниципальных образований.

Рассмотрев, обобщив и проанализировав эти обращения, департамент экономики администрации области подготовил предложения по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство области, касающееся "упрощенки" и "вмененки". Соответствующие проекты законов были внесены губернатором области на рассмотрение Мурманской областной думы и приняты законодателями в первом чтении на заседании думы 26 апреля 2002 года. Суть законопроектов - снижение и оптимизация налоговой нагрузки на малый бизнес.

Как сообщил Александр Алимов, первый законопроект, вносящий изменения в закон Мурманской области "О порядке реализации в Мурманской области Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", снижает на 20 процентов налоги на наиболее массовые виды деятельности (оптовую и розничную торговлю, общественное питание). Обоснованием целесообразности такого снижения стали расчеты департамента и самих предпринимателей, в соответствии с которыми при использовании другой системы налогообложения малого бизнеса налоговая нагрузка была бы меньше на 20 %. Соответственно на 20% понижается планка по упрощенной системе.

Второй законопроект касается налога на вмененный доход и предусматривает передачу на муниципальный уровень права определения регулирующих размер вмененного дохода коэффициентов k3 - k6. Такой подход обусловлен невозможностью учета на региональном уровне особенностей предпринимательской деятельности в зависимости от места ее осуществления, а также характера самой этой деятельности. В то же время на местном уровне решение этих вопросов наилучшим образом служит гармонизации интересов населения, предпринимателей и власти, а содействие развитию малого бизнеса позволяет решить массу социальных проблем.

Законопроект предусматривает две нормы прямого действия для предпринимателей, практикующих "вмененку" (а таких в начале этого года было в области более 12 тысяч человек). Учитывая социальные аспекты деятельности таких предпринимателей (торговля на рынке, занятость женщин и т.п.), на 30 % уменьшена нагрузка для предпринимателей, имеющих двоих детей, и на 50 % в течение первого года деятельности - для лиц, впервые зарегистрировавшихся в качестве предпринимателей.

Отвечая на вопрос, зачем вносить поправки в действующие законы, если с 1 января будущего года они будут отменены, Вячеслав Морозов обратил внимание на три фактора. Первый. Проект федерального закона о внесении в Налоговый Кодекс РФ дополнений, касающихся "вмененки" предполагает введение всего трех регулирующих коэффициентов k1 - k3. Коэффициент k2 представляет собой, по существу, произведение коэффициентов k3 - k6. Поэтому упреждающее их введение со второго полугодия текущего года позволит нам лучше подготовиться к введению в действие новой главы Налогового Кодекса.

Второй. Совершенствование областного налогового законодательства и поддержка малого бизнеса включены в план действий правительства области на 2002 год осенью прошлого года, когда никакой информации о намерениях федерального правительства в отношении малого бизнеса еще не существовало. А мы работаем по плану, - заметил Вячеслав Морозов.

Третий. В рамках этой работы состоялось большое количество контактов с представителями малого бизнеса, местной власти, и все участники этих отношений вправе ожидать результата совместных усилий. Таким результатом на сегодня являются внесенные губернатором области на рассмотрение Областной думы законопроекты.

Новые акценты в экономической политике администрации области - ответ на перемены в экономике и федеральной политике в отношении малого бизнеса. Суть этого ответа - углубление партнерства бизнеса, законодательной и исполнительной власти на взаимовыгодной основе.